Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банк аргументов






В приведённом ниже Банке аргументов даётся аннотация фрагмен­ тов из произведений художественной, публицистической и научной литературы, которые можно использовать при написании сочинения для доказательства собственного мнения по сформулированной вами проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора тек­ ста, включённого во вторую часть экзаменационной работы.

Составленный авторами Банк аргументов содержит примеры толь­ ко по основным темам и проблемам, предлагаемым на экзамене. Поэ­ тому рекомендуем вам составить свой собственный Банк аргументов, расширив как тематику, так и круг рассматриваемых проблем.

Помните, то, что вам близко и добыто собственным трудом, легче запомнить и применить на экзамене.

Банк аргументов может иметь разные варианты оформления со­ бранного материала. Например, в связи с тем, что в произведении обычно рассматривается несколько проблем, составляя банк аргумен­ тов, вы можете использовать каждое произведение в качестве примера для аргументации не одной, а нескольких проблем. Такая форма Банка аргументов позволяет выделить и запомнить проблемы, которые под­ нимаются в том или ином произведении. Образец составления подоб­ ного Банка аргументов рассмотрим на следующем примере.

М. Шолохов «Судьба человека» 1. Пооблема ноавственной опенки войны.

Во время войны Андрей Соколов попал в плен, где провёл более двух лет. Сбежав из плена, герой узнаёт, что его дом разрушен, жена и дочери погибли. Почти в самом конце войны погибает и его сын. Страшные испытания, выпавшие на долю Андрея, - это не просто эпизоды, связанные с частной судьбой человека, а судьба целого по­ коления людей, у которых война отняла самое дорогое.

М. Шолохов сделал смелый шаг, ре.шившись рассказать о той страшной цене, которая была заплачена за победу.

2. Пооблема ноавственноrо оазмежевания во воемя войны.

Во время войн ы люди могут оказаться по разную сторону нрав­ ственных баррикад. Андрей Соколов рассказывает о том, как рядовой Крыжнев хотел предать своего взводного командира,


111. Банк аргументов 259

 

 

считая, что своя рубашка к телу ближе. И тогда Соколов, чтобы спа­ сти курносенького парнишку, первый раз в жизни убил. После этого ему захотелось помыть руки, будто он не человека, а какого-то ползу­ чего гада задушил.

3. Пооблема героизма.

Человек и в плену может быть героем. Когда комендант лагеря предложил Андрею Соколову выпить за победу немецкого оружия, тот отказался. Полупьяный Мюллер предложил: «Не хочешь выпить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибелЬ». Андрей взял стакан и вьmил его в себя, но закуску не тронул, а произнёс: «Я готов, герр ко­ мендант, пойдёмте, распишите меня». Даже немецкий офицер оценил мужество Соколова. «Ты храбрый солдаТ», -сказал он и не расстрелял Андрея, а подал ему со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала. Придя в барак, Соколов разделил хлеб и сало с товарищами поровну.

4. Пооблема сwанения в человеке человека.

Андрей Соколов, пройдя через все страдания, сохранил в себе са­ мые лучшие качества человека. Он может сострадать горю маленько­ го человека, хочет сделать его счастливым.

Автор книги верит в то, что этот русский человек несгибаемой воли «выдюжит» и вырастит сына, который сможет всё преодолеть на своём жизненном пути.

5. Что такое судьба?

М. Шолохов в своём произведении утверждает, что судьба зависит не только от стечения обстоятельств, но и от воли человека.

Судьба готовила Андрею Соколову смерть в плену, но он, проя­ вив мужество и силу воли, выжил. Судьба этого человека так тяже­ ла, что он должен бьm бы ожесточиться на весь мир, но в его душе по-прежнему живёт любовь, которая и определяет его дальнейший жизненный путь и судьбу ребёнка, потерявшего в огне войны своих родителей.

 

Можно оформить собранный материал в виде тематических таб­ лиц. В этом случае при составлении Банка аргументов выделяются в первую очередь проблемы, связанные с той или иной темой, форму­ лируются тезисы, а затем приводятся примеры из литературы, выража­ ющие мнение по проблеме, поднятой автором текста.


260 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

Ниже приведены таблицы, содержащие аргументы по следующим темам:

1. Человек и природа.

2. Человек и общество.

3. Человек и культура.

4. Человек и война.

5. Философские проблемы.

6. Основные нравственные проблемы.

 

1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

 
Проблема Тезис
Взаимоотношение человека и природы. Бездумное, жестокое отношение к природе может привести её к rи- бели. Уничтожение природы ведёт к rибели человека и человечества.
Примеры из литературы (аргументация)
Л. Леонов «Русский лес» В романе «Русский лес» писатель приравнивает проблему защиты природы к проблеме защиты родины, всей земной цивилизации и за- ставляет задуматься о том, на какие подлые дела с возрастанием тех- нической мощи может пуститься размахнувше ·еся злодейство, если ero вовремя не остановить. Л. Леонов в своём романе тесно связывает судьбу русского леса с понятием о человеческом счастье и утверждает, что отношение к при- роде формирует духовный мир человека, накладывает отпечаток на ero нравственное самосознание. Варварское отношение к природе, по мнению писателя, может вызвать не только эрозию почв, но и «эро- зию духа», эгоизм. «Создавать творцов и покровителей леса ещё важ- нее, чем выращивать сам лес», -так считал Л. Леонов. Точка зрения писателя, как доказывает время, справедлива.
В. Астафьев «Царь-рыба» Острую боль вызывают запечатлённые в произведении карти- ны израненной, повреждённой тайги. Даже Командор, казалось бы, огрубевший и озверевший вовсе, сознаёт, что если бы рыба умела пла- кать, то ревели бы все реки и моря.

111. Банк аргументов 261

 

 

Для Игнатьича нет никакой необходимости изловить царь-рыбу. Однако наперекор голосу совести, наперекор дедовскому завету и на- родной мудрости, он решает её брать. И вот царь реки и царь всей природы оказываются в ловушке. Гибель одного из них приведёт к ги- бели другого. Спасение человека полностью зависит от спасения при- родного сушества. Когда рыба уходит, телу Игнатьича становится лег- че от того, что она теперь не тянет вниз, а душе -от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения. Писатель подводит читателя к мысли, что природу можно уничто- жить, но нельзя победить. По мнению Астафьева, у человека только один путь взаимодействия с природой -путь сотворчества.
В. Распутин «Прощание с Матёрой» Деревня Матёра и остров Матёра в связи со строительством на Ан- rape плотины для электростанции подлежат затоплению. На протяжении всей повести Павел мучительно ищет ответ на воп- рос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры. Умом он понимает, что без техники ничего нынче не сделать, щ> вспо- миная, что будет затоплена самая лучшая, веками ухоженная, вскор- мившая не одно поколение земля, Павел думает: «А не слишком ли дорогая цена?». Его мучает вопрос: «Ведь должна же бьпь одна, ко- ренная, правда? Почему же я не могу её найти?» Мать Павла - старуха Дарья - считает, что «высшая правда», за- ключается в надобности всего всему. Героиня повести утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходи- мости сохранить саму Землю, и только оберегая надобность земли Матёры, можно сохранить, сберечь надобность людей друг в друге, сохранить, сберечь человеческое в человеке.
 
Проблема Тезис
Потребительское отношение к природе Насилие над природой вызывает воз- мушение её стихийных сил.
Примеры из литературы (аргументация)
С. Алексеев «Рой» Мужики, выполняя план лесозаготовок, беспощадно вырубают тайгу. В итоге многие из них получили премии, почётные звания, по- вышение по службе. Но бездумная вырубка леса привела к тому, что в тайге образовались целые улицы из никому не нужных срубленных

 
    Проблема  
  Тезис
Проблема влияния научно- технического прогресса на природу. Природа превращаясь из храма в мастерскую, оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.
Примеры из литературы (арrументация)
В. Астафьев «Царь-рыба• Стремительное развитие техники отозвалось не только благами. Люди настолько свыклись с той пропастью, которая отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать её. Человек стал безду- ховен, и это породило в нём жажду наживы. Процветает браконьер- ство. Спасение природы и человека, по мнению В.Астафьева, заклю- чается в преодолении пропасти между человеком и природой, в их ду- ховном слиянии. Человек должен жить в мире с природой, не нару- шать её гармонию, не грабить её. «Природа - это храм, а не мастер- екая», - к такому выводу приходит каждый человек, прочитав книгу В. Астафьева «Царь-рыба». Д.Гранин «Зубр» Главный герой произведения, Зубр, знает, что большинство людей, даже некоторые учёные, считают, что природа безгранична, а воздей- ствие человека на неё ничтожно. Такие учёные вызывают у Зубра не- доумение. Как они могли покорно соглашаться с варварскими про- ектами, мало того, давать одобрительные заключения строить ги- бельные предприятия на озёрах, вырубать леса, возводить плотины,

 

262 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

и брошенных столетних кедров. Лоси, «гуляя» по этим улицам, лома- ют себе ноги, гибнут.

Природа будто бы мстит за такое отношение к себе. Теперь уже не люди, а пожары уничтожают тайrу, выгоняя всё живое с насиженных мест. Однако проходит время и на месте гарей появляются медонос- ные луга. Кажется, жить бы человеку и радоваться целебному сибир- скому мёду. Но и здесь он не может успокоиться. Луга распахивают- ся под приусадебные хозяйства. И оn; пь природа мстит человеку. На месте распашки образуются болота, и тысячи никому не нужной зем- ли пугают своей необъятной пустынностью. Нарушая биологический баланс, люди не думают о том, что губят место своего обитания. Чи- тая произведение С.Алексеева, понимаешь, что Природа -это живое существо и её надо беречь.


111. Банк аргументов 263

 

 

рыть каналы? Зубр думает о том, что наука помогает в этом случае человеку покомфортнее устроиться за счёт природы. И его сердце болит от того, что он лучше других понимает, как хрупка и беззащитна порой природа перед человеком.

IV

Проблема Тезис

Проблема влияния природы Природа способна облагородить и на человека. возродить душу человека, раскрыть

его лучшие качества. Примеры из литературы (аргументация)

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Природа составляет вечный мир человека. Пьер, взглянув на небо, думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!».

Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с вечным и без- донным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрьm- ся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болкон- ского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

 

Ю. Нагбин «Зимний дуб»

Пятиклассник Савушкин часто опаздывал на уроки, и Анна Васи- льевна решила сходить к его матери. И вот мальчик ведёт свою учи- тельницу через лес короткой дорогой, по которой обычно ходит в шко- лу. Тропинка вдоль ручья приводит на поляну, и Анна Васильевна ви- дит зимний дуб. Молодая учительница вместе с Савушкиным с радост- ным интересом всматривается в потаённую жизнь леса. Природа бла- готворно воздействует на душу Анны Васильевна, и учительница по- нимает, что также благотворно она воздействует и на душу её ученика, что самое удивительное в этом лесу не зимний дуб, а маленький чело- век, так искренне заботящийся о сохатом, маленький человек, в кото- ром природа воспитывает и раскрывает его лучшие качества.

В. Астафьев «Царь - рыба»

В главе «Капля» В. Астафьев показывает благотворное влияние природы на человека. Именно состояние мирного покоя, навеянное


264 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

природой, открывает самое светлое в душе человека: жалость и лю- бовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеж- дение в необходимости человечности мира. Л.Г.Алёшина «В тихом лесу» Пребывание на природе весной, летом, осенью, зимой дарит раз- ные, но всегда удивительные впечатления. Всё интересно в лесу: и со- седство тонкой травинки с могучим деревом, и пение птиц. Человек, соприкасаясь с природой, познаёт её. Познание природы, как считает автор, обогащает духовный мир человека, делает его глубоким, содер- жательным. Общение людей становится интересным, а личные отно- шения обогащаются тем истинным богатством, которое несравнимо с материальными благами.
v
Проблема Тезис
Родство человека и природы. Человек является частью природы, со- ставляет с ней единое целое."
Примеры из литературы (аргументация)
С.Есенин «Ключи Марии» Перу Сергея Есенина принадлежит теоретический трактат «Ключи Марии», в котором он изложил своё понимание природы. Поэт счи- тает, что ключами к познанию окружающего мира и взаимоотноше- нию с ним являются те представления, которые сложились у наших далёких предков и воплотились в народной поэзии. Тогда человек ста- рался сродниться с природой духовно, приблизить её к себе. Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию при- роды, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы, такие как «Корова», «Табун», «Песнь о собаке», «Лисица». В этих сти- хотворениях звучит голос поэта-гуманиста, призывающего нас к со- чувствию живым страдающим существам.
В. Распуrин «Прощание с Матёрой» При всём многообразии красоты острова Матёра особенно вы- деляется «царственный листвень». По-старинному преданью, им крепится остров к речному дну, к одной общей земле. Люди, готовя остров к затоплению, пытались спилить, свалить, наконец, спалить могучее дерево, но оно величаво возвышалось над ними. Известно, что человек особо выделяет в природе то, что родствен- но ему. И потому листвень, который почитался на Матёре главным

111. Банк аргументов 265

 

 

державным древом, предстаёт не только символом могущества приро­

ды, но и символом могущества и жизнестойкости человека.

 

 

2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

 
Проблема Тезис
Человек и государство. Государство способно подчинитьсебе индивидуум, но не личность.
Примеры из литературы (арrументация) А.С. Пушкин «Медный всадник» В «Медном всаднике» поэт поднимает проблему: может ли власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он исследует личность и государственную деятельность Петра 1, а также показыва- ет столкновение личности с неизбежным ходом истории, противосто- яние коллективной общественной воли в лице Петра 1и личной воли Евгения. В поэме герои изображены противоречиво и неоднозначно. Пётр 1 - великий реформатор, но в то же время он жестокий ти- ран. Евгений, с одной стороны - мелкий чиновник, а с другой сто- роны - человек, поднявший руку «На строителя чудотворного». Эта двойственность изображения свидетельствует о трагической неразре- шимости центрального конфликта произведения: противоречие меж- ду государственными интересами и интересами отдельной личности. В.Т.Шаламов «Колымские рассказы» «Колымские рассказы» - это обвинительный акт тоталитарному государству и его служителям. Вся страна покрыта лагерями, в кото- рых томятся люди. Любого из них могут убить. Вот палец нарядчика, скользя по списку, случайно остановился на фамилии человека - и всё, его нет, попал в гибельную командировку, и через несколько дней его тело наскоро забросают камнями на лагерном кладбище. Или ока- жется, что местные органы власти сами изобрели и раскрыли некий заговор, например, юристов, и совершенно случайно вспомнили, что у человека юридическое образование. И вот его имя уже в «расстрель- ных» списках. Что можно противопоставить адской машине тоталитарного госу- дарства, перемалывающей людей зубьями зла? Только сопротивление

266 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

распаду души, доброту, стремление выжить, но не любым способом, а сохранив человеческое достоинство. Так ведут себя многие герои рас­ сказов В.Шаламова. А ещё в адских условиях лагеря есть люди, кото­ рые способны вступ ить в открытую борьбу. Герои рассказа «Послед­ ний бой майора Пугачёва», захватив оружие. бегут из лагеря. Тоталитарное государство не в состояни и убить в тех людях, ко­ торые являются личностями, любовь к жизни, стремление сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути.
Е. Замятин «Мы» В государстве далёкого будушеrо, которое изображает Е. Замятин в романе «МЫ>), решены все проблемы. Здесь человеку подчинены сти­ хии природы, все одеты, обуты, у каждого есть своё жильё, работа. К тому же государство освободило человека от необходимости при­ нимать решения, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать вы­ бор. Но чем же оплачено это «стопроцентное>) счастье? Утратой сво­ боды и личности. Граждане Единого государства живут в прозрачных домах, чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей>) всегда могли видеть, чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имён у них номера. Писатель считал, что развитие государства и ход истории ведёт к жёсткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «МЫ>) над «Я>), к полной зависимости человека от раз и на­ всегда установленных форм жизни. В сюжете и деталях романа Е. Замятин с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в тоталитар­ ном государстве: культ личности, массовый террор, методы психоло­ гической обработки людей и превращение их в послушную массу, ко­ торой легко управлять. Так, например, Благодетель - ежегодно из­ бираемый глава государства - собственноручно уничтожает поэта, осмелившегося написать иронические стихи в его адрес. Что за идеология питает режим этого Единого государства, Замя­ тин не уточняет. Для писателя важно, что эта идеология подавляет свободу человека, уничтожает его личность.
А. Платонов «Котлован» Герои повести «Котлован» роют фундамент для счастливого бу­ душего, а сами спят в гробах. Настя - последний ребёнок, живуший

111. Банк аргументов 267

 

 

среди землекопов, должна превратиться в удобрение, на котором взрастёт прекрасный цветок будущего. Венчает всё плот, уносящий в безвестность поrружённых на него кулаков, а вместе с ними и лю- дей, случайно забредших в деревню. Платонов изображает в произведении действительность как раз- рушение многовекового уклада жизни, истощение «почвы», на кото- рой не может вырасти будущая, счастливая и справедливая, жизнь. Он предупреждает о последствиях тоталитарного режима, урожай ко- торого - насилие, апофеоз - кучи гробов. Ничего невозможно по- строить на насилии, насилием можно только разрушать -такова ав- тооская позиция.
 
Проблема Тезис
Проблема памяти. Человек должен дорожить памятью своих предков.
Примеры из литературы (аргументация)
В. Распутин «Прощание с Матёрой» «У кого нет памяти, у того нет жизни», -так справедливо счита- ет старуха Дарья. Символом памяти, связи с прошлым для неё явля- ется дом и родные могилы. И стремится героиня сохранить эти мо- гилы и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Однако обстоятельства оказы- ваются сильнее Дарьи. Могилы спасти нельзя, но можно проститься с ними. Так читатель становится свидетелем мысленного разговора ста- рухи Дарьи с теми, кто жил до неё, наставлял её в жизни и кто ушёл из жизни, оставив после себя память. И пока жива эта память, не порвёт-
ся нить, связующая поколения.
В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский считает, что, если в душе нет прошлого, не мо- жет быть и будущего, потому что человек не только мыслящее и чув- ствующее существо, но и живое звено в вечной цепи поколений. Па- мять соединяет ушедшие поколения с будущими. Только потому, что человек в своём отце, деде и прадеде видит корень своего бытия, сво- ей чести, достоинства, только благодаря тому, что наша героическая современность не мыслится без славы отцов, у нас есть Отечество, ко- торое мы любим и оберегаем.

268 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 
Проблема Тезис
Что такое Родина? Что значит любить Родину? Родина - «общая для всех мать», которую надо беречь и защищать.
Примеры из литературы (аргументация) Ю. Нагбин «Мир нашей родины» Писатель считает, что для каждого человека дорог тот уголок, где он родился и рос, где набирался знаний. Материнские руки, домаш- нее тепло, первые книжки, сказки, трава, облака - всё это родина, которая делает человека духовно богатым. Понятие Родины изо дня в день ширится и углубляется. У каждого человека есть свой день, в который он узнаёт, что Родина - это не только окружающая при- рода и люди, которых мы любим, у Родины есть своё прошлое, своя история. Тогда рождается чувство гордости, осознание того, что у Ро- дины должно быть и будущее. Так человек постигает меру ответствен- ности перед Родиной, и в этом выражается его любовь к ней, а не в громких и красивых словах. Ю. Яковлев «Что значит любить Родину» Ю. Яковлев пишет о том, что, произнося слова любви Родине, люди порой не задумываются над тем, что это очень важные слова и право произнести их надо ещё завоевать. Да, завоевать! Трудом, учё- бой, борьбой, жизнью. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история. По мнению писателя, любить Родину -зна- чит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда ей тяжело. Любить Родину -значит беречь её, как свою мать. Нельзя давать Родину в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Надо защитить Родину, если вдруг на неё посягнёт враг. Лукиан «Похвала Родине» «Похвала Родине» была написана Лукианом во 11 веке, но по-прежнему волнует сердца читателей, потому что в ней идёт речь о чистой любви к Родине. Лукиан уверен, что каждый человек любит свою Родину не за великолепие городов, не за её богатства, не за то, что на Родине комфортно жить. Нет, человек любит родину такой, ка- кова она есть, потому что здесь он впервые увидел солнце и научился говорить, потому что Родина -«общая для всех матм.

111. Банк аргументов 269

 

 

Все знания и богатства люди накапливают для того, чтобы прине- сти пользу Родине. Слово «родина» способно вселить мужество даже в робкого человека. Услышав призыв идти в бой за отчизну, тот, кто лю- бит Родину, не захочет оказаться недостойным, а встанет на её зашиту.

В. Солоухин «Камешки на ладонях»

В. Солоухин пишет о том, что популярная песня «С чего начинает- ся Родина. перечисляет разные факты и вещи, с которых якобы начи- нается Родина. Но Родина, как считает писатель, не может начинать- ся ни с футбольного мяча, ни со скворца. Любовь к родным местам, Родине возникает по мере накопления личных жизненных впечатле- ний и проникновения в ту сокровищницу понятий и чувств, преданий и сказок, песен и языка, поэм и архитектуры, которые Родина сотво- рила за все предшествующие века своего существования, своей исто- рии.

IV

Проблема Тезис

Истинный и ложный Истинный патриотизм проявляется не патриотизм. в клятвах в любви к Родине, а в делах

на её благо.

Примеры из литературы (аргументация) · И.В. Гоголь «Мёртвые души»

На протяжении всей поэмы Н.В. Гоголь, прославляя родину, вы- сказывает свои патриотические и гражданские суждения. Эти сужде- ния рассыпаны по всему произведению в форме проникновенных ли- рических отступлений. А последняя глава книги завершается востор- женным гимном Руси. В поэме возникает образ бесконечной доро- ги и несущейся вперёд птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в высоком предназначении России, вера в её прекрасное будущее и в возможность духовного воскреше- ния человека.

М.Ю. Лермонтов «Родина»

В первой части этого стихотворения изображена официальная Россия и её великая история. Во второй части лирический герой про- тивопоставляет этой «помпезной» России другую - с безбрежными степями, с печальными деревнями, с домами, крытыми соломой.


270 Подготовка к выполнению задания части З (С)

 

Поэт горячо любит свою Родину, но он любит в своей стране на- род, природу, а не историю и славу, «купленную кровью». Так в сти- хотворении возникает противопоставление истинного патриотизма патриотизму ложному.
А. Егоров «Патриотизм» А.Е. Егоров пишет в статье о том, что патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых в душе человека веками и тысячелетиями. Входят в это чувство и воспоминания о детстве, и лю- бовь к родным песням и сказаниям, к памятникам истории, к тво- рениям национальных поэтов, художников, музыкантов. Русский па- триотизм немыслим без глубокой признательности Пушкину, Рублё- ву, Сурикову... Любовь к отечеству предполагает глубокую культуру человека и его стремление гордиться всем тем, что внёс народ в общечеловеческую сокровищницу культуры. Но патриотизм, живая любовь к Родине мо- жет принести и боль, великую скорбь развитой душе. Истинный па- триот своей Родины никогда не смирится с тем дурным, что омрачает судьбу его Отечества. Истинный патриот найдёт в себе силы бороться со злом во имя торжества добра и справедливости.
v
Проблема Тезис
Проблема нравственного достоинства нации. Нравственное достоинство нации про- является во взаимоотношениях с дру- гими народами, в отношении к искус- ству и памятникам культуры.
Примеры из литературы (аргументация)
Д.С. Лихачёв «О патриотизме» Так как любая нация состоит из совокупности отдельных людей, размышление о нравственном достоинстве нации академик Лихачёв начинает с размышления о нравственности человека. Он утверждает, что если человек по-доброму обращается с другими людьми, он при- обретает нравственный авторитет. Если человек склонен к милосер- дию, помогает слабым, то он заслуживает уважения. То же самое про- исходит и с нацией. Если страна ведёт себя с соседями дружелюбно, а с малыми народами, входящими в её состав, по-доброму, то это позво- ляет относиться к ней как к цивилизованной державе.

111. Банк аргументов 271

Нравственный авторитет нации, страны определяется также её от­ ношением к наукам, искусству, памятникам собственной культуры и культуры других народов.

З. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

 

 
Пооблема Язык народа. Тезис
Самая большая ценность народа -его
язык.
Поимеоы из литеоатуры (аргументация)
И.С. Турrенев «Русский язык» Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык». Велик, правдив рус- ский язык. Он помощь и отрада во дни сомнений и тягостных разду- мий о судьбах родины. Тургенев верит, что такой язык может быть дан только великому народу. Д.С. Лихачёв «Русский язык» Д.С.Лихачёв в своей статье утверждает, что язык народа является его самой большой ценностью. Почему? Да потому, что вся сознатель- ная жизнь человека связана с родным ему языком. Эмоции, ощуще- ния только окрашивают то, что человек думает, но все его мысли фор- мируются тем языком, на котором он пишет, говорит, думает. Академик Лихачёв уверен в том, что русский язык один из совер- шеннейших языков мира, так как в нём сказались «внутренние силы» народа -его склонность к эмоциональности, разнообразие характе- ров и типов отношения к миру. Русский язык, как утверждает автор, обладает языковой памятью. Этот язык дал в XIX веке лучшую в мире прозаическую литературу и поэзию. К.Г. Паустовский «Золотая роза» Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, как счи- тает К.Паустовский, в русском.языке есть множество хороших слов и названий. Рассуждения героя рассказа, лесника, о взаимосвя- зи и родственности слов родник, родина, народ открывают глубочай- шие корни нашего языка и приводят к мысли о том, что многовеко- вой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключается в этих словах, то есть в языке народа.

272 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

И.Бунин «Слово» В январе 1915 года, когда uma Первая мировая война, И. Бунин на- писал глубокое и благородное стихотворение «Слово»: И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. Эти слова и сегодня по-прежнему звучат актуально. Так давайте же прислушаемся к великому Мастеру слова и выполним его заве ща ние!
Что такое искусство, в чём на- значение искусства? Искусство - это вид духовной куль­ туры. Искусство воспроизводит мир в художественных образах, основыва­ ясь на чувственном восприятии пре­ красного.
Примеры из литературы (аргументация)
Йозеф Чапек «Начертано на тучах» Йозеф Чапек пишет в статье о том, что в произведениях искус­ ства заключены вера и кощунственное святотатство, высокая добро­ детель и отчаяние от несовершенства нашего сознания. А ещё в ис­ кусстве проявляются личные судьбы. Поэтому искусство не может быть полностью истолковано ни историей искусств, ни этикой, его нельзя ни измерить, ни взвесить. Искусство только можно почув­ ствовать. Так что же такое искусство? «Искусство есть проявление человеческой потребности в счастье», - к та;..ому выводу приходит художник слова.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Природа творчества, по мнению Булгакова, - это всепоглошаю­ шая страсть, служение духовной сверхзадаче. Эта идея раскрывается писателем через образ Мастера. По мысли автора, писательский долг состоит в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восста­ новить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хо­ чет с ней считаться. В этом и состоит смысл сокровенной булгаков­ ской фразы: «Рукописи не горят».

111.Банк аргументов 273

 

 
Пооблема Тезис
Как искусство мияет на чело- века? Искусство облагораживает душу чело- века, позволяет ему познать и изме- нить себя.
Примеры из литературы (аргументация)
В. Вересаев «Мать» Автор-рассказчик повествует о том, как идёт в Цвинrер смотреть Сикстинскую Мадонну. Он уверен, что картина ему не поправит- ся. Но лнца Матери и Младенца, изображённые Рафаэлем, потряс- ли автора-рассказчика до глубины души своим величием, и он почув- ствовал радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на такую высоту материнство.
в.п.Астафьев «Последний поклон» В книгу «Последний поклон» входит рассказ «Далёкая и близкая сказка». Мальчик впервые услышал музыку, которую играл на скрип- ке слепнущий Вася-поляк. Сначала ему показалось, что музыка гро- зится, потом жалуется, потом льётся всё тише и прозрачнее. И это уже не музыка, а ключ, и кто-то припал губами к воде, пьёт и не может на- питься. Но вот уже из скалы хлещет поток, катит камни, ломает дере- вья. «да что же это такое? Где люди?» И вдруг скрипка сама всё поту- шила. И мир не сгорел, не обрушился. Музыка произвела такое сильное впечатление на героя, что он го- тов умереть от непонятной печали и восторга, готов плакать и готов благодарить музыканта за ночной мир, за спящее село и за спящий за ним лес. В этот миг мир был для героя так добр, что ничего дурного в него не умещалось.
Д.С. Лихачёв «Понимать искусство» В статье Д.С. Лихачёв говорит о том, что самая большая ценность, которой награждает человека искусство, -это ценность доброты. Ис- кусство учит человека доброму пониманию мира, окружающих его людей, оно учит дружить с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями. Искусство, по мнению автора статьи, не только освещает, но и освящает жизнь человека. Делая человека добрее, искусство делает его счастливее.

274 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

Е.А. Маймин «Искусство мыслит образами» А. Маймин в своей статье пишет о том, что открытия, которые мы делаем с помощью искусства, - это живые и впечатляющие, доб- рые открытия. Знание действительности, проходящее через искус- ство, есть знание, согретое человеческим чувством. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим образом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием относиться к чужим страданиям, к чужой радости. Оно делает чужую боль и чужую радость в значительной мере своими. Поэтому искусство в своей основе нрав- ственно и человечно. Оно идёт от человека и ведёт к человеку, позво- ляет не только познать, но и изменить себя, способствует духовному росту и единению человеческих душ.
IV
Проблема Тезис
Национальная культурная память. Человек обладает культурной памя-тью, которая является для него живо- творящей силой.
Примеры из литературы (аргументация)
В.Распуrин «Прощание с Матёрой• Основой культурной памяти человека являются песни, сказки, предания, узнанные им в родном доме, услышанная музыка, увиден- ные картины, прочитанные книги. В повести «Прощание с Матёрой» герои ищут истину. И ближе всего люди подходят к познанию «высшей» правды, когда они поют песню. В эти минуты люди сливаются друг с другом душой, сливают- ся со своим культурным прошлом настолько, что забывают все стра- дания и переживания. И приходит к каждому осознание, что он не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг, то, что «материнская рать» отдала ему сполна. Люди начинают понимать: истина в том, что сила человека коренится в силе народа. Истина в том, что новое на пустом месте не построишь, поэтому сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле и духовным ценностям.
Д.С. Лихачёв «Память культуры» Д.С. Лихачёв считает, что окружающая культурная среда воздей- ствует на человека. Для обоснования своего утверЖдения он приво- дит следующий пример: после войны в Ленинград вернулось не более

111. Банк арrументов 275

 

 

20 процентов его довоенного населения, и тем не менее вновь прие­ хавшие в город приобрели чёткие «Ленинградские» черты поведения. Почему? Да потому, что человека воспитывает история, прошлое, ко­ торое открывает ему окно в мир. И если человек живёт в том горо­ де, где жили поэты и прозаики великой русской культуры, впитыва­ ет впечатления, которые так или иначе получили своё отражение в ве­ ликих произведениях русской литературы, посещает квартиры-музеи, то он постепенно обогащается духовно.

Академик Лихачёв также убеждён в том, что если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, то он не любит их. Нет любви к родному городу у того, кто не любит его старые улицы. Человек, равнодушный к памят­ никам своей страны, равнодушен и к своей стране.

Человек должен знать и любить свою культуру и свой язык, следо­ вать заветам предков, потому что культурная среда ему совершенно необходима для духовной и нравственной жизни. Народу же необхо­ дима историческая и культурная память, так как она формирует нрав­ ственный климат, в котором живёт этот народ.

 

 

4. ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

 
Проблема Тезис
Проблема нравственной оценки войны. Война жестока, противоестественнапо своей природе.
Примеры из литератvоы (аоrументация)
Л.Н. Толстой «Война и мир» Андрей Болконский - любимый герой писателя - считает, что война -самое гадкое дело в жизни, что во время войны разрушаются все нравственные заповеди и торжествует убийство. Картиной массового уничтожения заканчивается Бородинское сражение. Пьер Безухов видит, как с поля боя движуrся толпы людей с носилками, и думает, что теперь они остановят это, ужаснуrся тому, что сделали. Таким образом, Л.Н. Толстой уrверждает, что война с бессмыслен- ными жертвами и невероятными страданиями людей есть «Противо- правное человеческому разуму ивсей человеческой природе событие».

 

1


276 Подготовка к выполнению задания части 3 {С)

 

 

А.С. Новиков-Прибой «Цусима» Страницы романа, рассказывающие о гибели во время Русско­ японской войны 1904 - 1905 годов броненосца «Ушаков», полны дра­ матизма. Корабль перевернулся вверх килем и через несколько секунд скрьmся под водой. А в море мешались брёвна, разбитые шлюпки, люди. Неприятельский снаряд разорвался среди этого месива. Пламя, вода, руки, ноги, кровь - всё перемешалось, потом море окрасилось на этом месте в розовый цвет. Люди, выбиваясь из сил и дрожа от хо­ лода, прощались друг с другом. Как жесток лик войны! Поэтому вой­ на противоестественна.
М. Шолохов «Продкомиссар» В этом произведении М. Шолохов показывает, что Гражданская война пробудила в человеке жестокость и усилила в его душе борьбу добра и зла. Герой рассказа, чувствуя неправоту своего выбора, смерт­ ную греховность его, просит прощения: «Не серчай, батя», - но всё же убивает отца. Этот небольшой рассказ вызывает много горьких чувств и застав­ ляет задуматься над тем, что война уничтожает человека не только физически, но зачастую ломает и его душу.
А. Твардовский «Василий Тёркин» В поэме А.Твардовский описывает жестокие бои, правдиво пока­ зывает, как человек живёт на войне: ему приходится греться бегом, мыться снегом, он спит на мёрзлой земле, воюет в болоте, ждёт са­ нитаров, истекая кровью на снегу. Человек спешит в только что осво­ бождённую родную деревню и узнаёт, что у него нет больше ни дома,
ни жены, ни сына. Воротившись в батальон, Ел солдат свой суп холодный После всех, и плакал он. Война жестока, она несёт человеку не только физические муки, но и душевные страдания. лишает его самого дорогого - семьи, родно­ го дома.
В. Гроссман «Жизнь и судьба» Роман с<; щержит огромное количество драматических эпизодов. В письме к сыну Анна Семёновна рассказывает о том, как живут люди в еврейском гетто, как ночью она представила себе, что весь этот шумный мир свадебных обычаев, поговорок, субботних праздников

111. & анк арrументов 277

 

уйдёт навеки в землю, и евреи исчезнуr, как исчезли ацтеки. А ещё мать пишет сыну о том, как причитает старая крестьянка: «Что же бу- дет, когда их всех поубивают...». В.Гроссман показал, что во время войны уничтожается целый на- род. И если этот народ исчезнет, то исчезнет и рухнет часть мирозда- ния. Ведь каждый народ, к какой бы национальности он ни принадле- жал, несёт в себе огромные культурные ценности. Уничтоженный на- род уносит эти ценности с собой в могилу, так война обкрадывает че- ловечество, стремится сделать его нищим, убогим, слабым. 11
Пооблема Тезис
Проблема нравственного раз- межевания во время войны. Люди, которых объединяет эпоха, со- циальная среда, духовная атмосфера, даже боевое содружество, порой мoryr оказаться по разным сторонам «нрав- ственных баррикад».
Поимеоы из литеоатуры (аоrументация) Л.Н.Толстой «Война и мир» Перед Бородинским сражением рядом с простыми лицами солдат, ополченцев, офицеров, самого Кутузова мы видим Бориса и всех тех, для кого предстоящее событие важно лишь потому, что «за завтраш- ний день должны быть розданы большие награды и выдвинуrы впе- рёд новые люди•. Л.Н.Толстой рисует Россию народную, объединённую общи- ми чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, Андрея Болкон- ского, Тимохина и Россию «военных и придворных труrней», враж- дующих между собой, поглощённых своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Так в огне народной войны происходит нравствен- ное размежевание и проверка людей.
В. Гроссман «Жизнь и судьба Анна Семёновна пишет сыну, что людей трудно понять по- настоящему. Её соседка, сын которой женат на еврейке, произносит страшную фразу: «Слава богу, жидам конец! •. А Щукин, который, как казалось Анне Семёновне, был чёрствым человеком, помог ей доне- сти вещи, дал денег и сказал, что раз в неделю будет приносить хлеб к ограде гетто. Нравственное размежевание происходит и среди евреев. Вот бога- тая еврейка вздыхает: «Всё погибло, мы погибли». Однако при этом

278 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

следит за тем, чтобы её дочь Люба, доброе и милое существо, не дала кому-нибудь горсть фасоли или ломтик хлеба. Анна Семёновна подмечает, что еврейская беднота, обречённая на гибель, куда благороднее, умнее и шире тех, кто ухитрился запастись кое-какими продуктами. Как трогательно вручают они ей за лечение кусок хлеба, луковку или горсть фасоли! Студентка скрывает раненного в плечо лейтенанта, люди приносят ему картошки и хлеба, и в то же самое время Шперлинг зовет печни- ка, чтобы тот сделал в стене тайник для муки и соли. Война стала тем нравственным барьером, который не каждый че- ловек может преодолеть и сохранить в себе человеческий облик.
Денис Давыдов «1812 год» Это дневниковые записи известного героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Популярный поэт, профессиональный военный во время войны руководил партизанским отрядом. В дневнике Денис Давыдов пишет о том, что давно слышал о вар- варстве Фигнера, но не мог поверить, что оно простиралось до убий- ства безоружных врагов. Денис Давьщов не может понять, на каком основании Фигнер считает сострадание к несчастью поверженного врага предрассудком, и прямо заямяет, что убить поверженного врага ему не позволяет совесть. Так два героя оказываются по разным сто- ронам «нравственных баррикад».
 
Проблема Тезис
Проблема героизма. Героизм на войне обус.hомен патрио- тическим порывом и чувством ответ- ственности.
Примеры из литературы (аргументация)
Л.Н. Толстой «Война и мир» Читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир>), мы становимся сви- детелями героизма русских людей, которые объединились в едином патриотическом порыве: «Всем миром навалиться хотят, одно ело- во - Москва".>). Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Они считают: «Что себя жалеть-то теперь». Во время боя приказывать было не надо, всё делается как будто само собой. Убитых оттаскивают за фронт, раненых относят на пункт, ряды вновь смыкаются. Конечно, людям не хочется умирать. Однако они

111. Банк аргументов 279

 

 

преодолевают страх и сохраняют бодрость духа под пулями и ядрами, и в этом проявляется их мужество, их героизм.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Читая о первых неделях обороны Севастополя, мы видим истин­ ных героев из народа, которые в тяжёлые времена не упали духом и без страха готовились к смерти за город, за родину. Для Л.Н.Толстого героизм -понятие великой нравственной цен­ ности. Это не храбрость, не молодецкая удаль, а великодушие, забве­ ние себя в беззаветной любви к родине. С поразительной простотой и скромностью матрос рассказывает о том, как он бьm ранен и у него отняли ногу выше колена. Он не жалуется на свои страдания, он зна­ ет по опыту, что не надо много думать о себе. Не думать о себе -это значит чувствовать постоянную связь со своим народом, своей ро­ диной.
А.С. Новиков-Прибой «Цусима» Броненосец «Ушаков», в который попал вражеский снаряд, тонет. Как ведут себя в данной ситуации люди? Некоторые и в эти страшные минуты сохраняли присутствие духа, шутили, смеялись над своими бедствиями. Сильные и крепкие моря­ ки отдавали товарищам свои средства для плавания, тем самым по­ могали им спастись. Один из матросов, у которого спасательный на­ грудник бьm повязан слишком низко, опрокинулся вниз головой. Ему на помощь поспешил машинист корабля. Он выправил потерявшего равновесие человека, и они попльmи дальше вместе. Присутствие духа, способность в трудную минуту думать не толь­ ко лично о себе, но и о других людях, разве это не героизм? Благодаря взаимовыручке, рожденной чувством ответственности людей за жиз­ ни друг друга, многие члены экипажа бьmи спасены.
Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние» В повести дана история одной юной жизни - Володи Третьякова. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что в произведении речь пой­ дёт о судьбе целого поколения, автор использовал в названии множе­ ственное число. Самое примечательное, самое характерное в духов­ ном облике этого поколения -чувство ответственности. По деревянному мосту надо переправить тяжёлые орудия, а выдер­ жит ли он, солдаты сомневаются. Все они вместе и каждый в отдель­ ности отвечают за страну, за войну, и за всё, что есть и будет после

280 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

них на свете. Но за то, чтобы батарея прибыла на место в срок, отвеча- ет молодой лейтенант. Конечно, Третьяков мог просто приказать - и всё, но ведь он отвечает за солдат. Поэтому, чтобы ободрить их, лей- тенант встал под мост, не зная, выдержит он или рухнет. И по мосту двинулись тягачи с орудиями. Володя Третьяков в тяжёлой обстанов- ке ведёт себя как настоящий офицер, как настоящий герой.
IV
Проблема Тезис
Проблема выбора между же- ланием отомстить врагу и от- казом от мести. Даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить врагу, который безоружен и страдает.
Примеры из литературы (аргуме1пация)
Л.Н. Толстой «Война и мир• Л.Толстой в романе приводит несколько эпизодов, в которых рас- сказывается об отношении русских людей к пленным французам. Петя Ростов думает о судьбе француза-барабанщика. Он стесняет- ся своих чувств, но, покраснев, испуганно глядя на офицеров, спра- шивает: «А можно ли позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть...». И Денисов приказывает позвать француз- ского барабанщика, велит одеть его в русский кафтан для того, чтобы не отсьmать с пленными. Казаки к тому времени уже успели переде- лать имя барабанщика в Весеннего, а мужики и солдаты -в Висеню, и в этих переделках звучало напоминание о весне, которое сходилось с представлением о молоденьком мальчике. Русские солдаты кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ни- ми, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются и восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу. В. Гроссман «Жизнь и судьба» Через дорогу перегоняли группу немецких пленных солдат, один из них полз на четвереньках. Когда он поравнялся с полковником, тот пихнул его сапогом. В этот момент Даренский почувствовал, что его голова затуманилась, и он произнёс: «Русские люди лежачих не бьют». Ещё один эпизод из романа. Пленный немецкий офицер выно- сит из подвала трупы убитых сталинrрадцев. Женщина, стоящая ря- дом, увидела среди них свою дочь. И тогда она шагнула к немцу, rла- за её смотрели на него и одновременно искали кирпич на земле.

111.Банк аргументов 281

 

 

Неизбежность того, что произойдёт, чувствовал часовой и не моrостановить женщину. А женщина уже не видела ничего, кроме лица немца. Не понимая, что делается с ней, она нащупала в кармане сво­ его ватника кусок хлеба, протянула его немцу и сказала: «На, полу­ чай, на, жри». Что же это за сила, заставившая не просто пощадить убийцу, а от­ дать ему, может быть, самую главную ценность в то голодное время? Это неистребимая сила жизни, оберегающая живое.
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария пережила смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель ху­ тора, мученические дни и ночи в одиночестве на кукурузном поле. И когда она увидела в своём подвале безоружного врага, то горячая зло­ ба захлестнула её, и героиня схватила вилы, чтобы отомстить врагу. Но в последнее мгновение она услышала сдавленный крик: «Мама!» -и уронила вилы. В это мгновение Мария поняла, что она не может ли­ шить поверженного врага жизни, что он имеет право надеяться на гу­ манное отношение в последние часы своей короткой жизни. И жен­ щина перевязала раненого немца, напоила его молоком. Нравствен­ ная сила женщины-матери, оберегающей жизнь, победила.
v
Проблема Тезис
«Скрытая теплота патриотиз- ма». Все дела и поступки людей тогда па- триотичны, когда они совершают их не думая о себе.
Примеры из литеоаТУРы (аргументация)
Л.Н. Толстой «Война и мир» В романе «Война и мир» Л.Толстой утверждает, что патриотизм - это не громкие слова, а «потребность жертвы и страдания при созна­ нии общего несчастия». Это чувство общее и у Наташи, когда она ру­ ководит освобождением подвод от вещей, чтобы отдать их раненым, и у старой служанки Ростовых, отдавшей свои накопленные день­ ги незнакомому офицеру. Это чувство владеет Пьером, Петей Росто­ вым, мужиками, предающими огню сено и всё, что оставляет уходя­ щее население, чтобы ничего не досталось врагу, дьячком, возглавив­ шим партизанский отряд и взявшим в плен несколько сот французов, старостихой Василисой, «побившей сотни французов».
Все поступки и намерения людей, при всей их разности, бьmи па­ триотичными, потому что, совершая их, люди думали не о себе.

282 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

А. Твардовский «Василий Тёркин»

В поэме А. Твардовский пишет о том, что на войне звучат не толь­ ко разрывы снарядов, но и поёт гармонь, а человек живёт памятью о мирном времени и доме. И вспоминаются ему разговоры близ костра, встречи с девушкой, материнская забота...

И нельзя победить такого человека. Он герой, смело идущий в бой и побеждающий врага и даже саму смерть. Он патриот, который свя­ зал свою судьбу с судьбой Родины и считает себя в ответе «За Россию, за народ, за всё на свете».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал