Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные нравственные проблемы






 

 
Проблема Тезис
Что такое совесть? Совесть -это умение самостоятельно формулировать для себя нравствен- ные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооцен- ку совершаемых поступков.
Примеры из литературы (аргументация)
В.Г. Короленко «Мороз» По лесной дороге несётся повозка. Ямщик и путники, сидящие в повозке, видят невдалеке от дороги тонкий дымок, но не останавли- ваются, а едут дальше. И только ночью во сне лирический герой по- нимает, что там, в лесу, был человек, со стоном просыпается и видит над собой искажённое болью лицо своего спутника, который кричит: «Совесть замёрзла!» Герои рассказа, проявив невнимательность, не пришли на по- мощь человеку, который в этом нуждался. Очевидно, в этот мо- мент они думали больше о себе, о своих удобствах. Осознание же вины пришло значительно позже. Проснувшаяся совесть заставляет

290 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

пуrников произвести самооценку совершён ного ими поступка и тол- кает Игнатовича, хотя это опасно для жизни и действительно при- водит его к смерти, отправиться на поиски человека, замерзающего в лесу.
В. Распутин «Прощание с Матёрой» Всю жизнь Дарья жила так, как завещал ей перед смертью отец: «Совесть иметь и от совести не терпеть». И в трудные минуrы жизни героиня хочет сохранить совесть перед домом, перед родными моги- лами, перед людьми и собой. Из этого чувства вытекают все осталь- ные: трудолюбие, патриотизм, героизм, ответствен ность за то, что п роисходит вокруг. Совесть позволяет старухе Дарье понять истину, что смысл жизни заключается «В надобности» людям. Именно так Дарья прожила всю свою жизнь: она всегда была нужна людям.
Д.С. Лихачёв «Письма о добром• Для своих бесед с читателями Д.С. Лихачёв выбрал форму писем. В них он говорит о том, что самое ценное в человеке - это безотчёт- ная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро. Но эта потребность не всегда присуща человеку от рождения, а воспиты- вается в человеке им самим - его решимостью жить по-доброму, по правде, то есть по велени ю совести. По мнен и ю академика Л ихачёва, совесть всегда исходит из глубины души, совесть «грызёт» человека и никогда не бывает ложной.
Проблема Тезис
Что такое честь? Исти нная честь всегда находитсяв соответствии с совестью.
Примеры из литературы (аргументация) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве эп и графа к повести А.С. Пушкин взял слова «Береги честь смолоду». П роблема чести в произведени и тесно связана с обра- зом Петра Гринёва, который живёт и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам чести. Герою несколько раз приходит- ся выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того, как Пугачёв помиловал Гринёва, он должен поцеловать беглому казаку руку, то есть признать его царём. Но Пётр не сделал этого. Пугачёв устраи вает Гринёву испытание компромис- сом, пытаясь получить обещание «хотя бы не воевать» против него.

111. Банк аргументов 291

 

Однако герой сохраняет верность чести и долгу: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».
Д.С. Лихачёв «Честь и совесть» В этой статье Д.С. Лихачёв говорит о том, что такое честь внеш- няя и честь внуrренняя. Внуrренняя честь выражается в том, что че- ловек держит своё слово, ведёт себя порядочно, не нарушает этиче- ских норм. Честь, как считает автор, обязывает человека думать о чести того общественного институга, который он представляет. Есть честь рабо- чего: работать без брака, стремиться создавать хорошие вещи. Честь администратора проявляется в умении держать слово, выполнять обе- щанное, прислушиваться к мнению людей, уметь вовремя признать свою ошибку и исправить допущенную оплошность. Честь учёного: не создавать не подтверждённых полностью фактами теорий, не при- сваивать себе чужих идей. Понятие чести тесно связано с понятием достоинства. Внутреннее достоинство проявляется в том, что человек никогда не опустится до мелочности в поведении, в разговоре и даже в мыслях.
IV
Пооблема Тезис
Что такое достоинство? Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках.
Примеры из литературы (арrументация)
А.П. Чехов «Смерть чиновника» Герой рассказа нечаянно чихнул в театре, и брызги попали на ге- нерала, сидевшего перед ним. И вот чиновник начинает извиняться. В этот момент Червяков страдает не от унижения, а от страха, что его могут заподозрить в нежелании унижаться. Он не в состоянии дер- жать себя в руках, не в состоянии быть выше страха и прекратить уни- жаться. В финале рассказа Червяков уже не смешон и жалок, а стра- шеи тем, что окончательно потерял своё человеческое лицо, достоин- ство. Генерал не вьщерживает назойливости чиновника и кричит на него. Червяков умирает. Слово «чиновник» в названии рассказа придаёт ему обобщающий смысл: речь идёт не только о конкретном Червякове, а о рабской пси- хологии людей, не желающих признавать в себе человека, не имею- щих чувства собственного достоинства.

 
IV
Проблема Тезис
Что такое долг человека? Долг - это одно из проявлений вели- чия духа человека.
Г. Бочаров «Ты не умрёшь» В рассказе «Ты не умрёшм врач, чтобы спасти жизнь ребёнка, на­ чинает прямое переливание крови, то есть отдаёт свою кровь. Течение рассказа автор прерывает рассуждением о том, что такое долг. Бочаров описывает случай, происшедший в r. Омске. С телевизионных экра­ нов прозвучало обращение: пострадавшему человеку срочно нужна кровь. И тогда за 30 минуг в больницу приехало 320 человек. Люди бросили тепло и уют квартир, бросили свои дела и поспешили на по­ мощь человеку, попавшему в беду. Размышляя о том, почему они так поступили в данной ситуации, Бочаров приходит к выводу, что все эти люди действовали из своих нравственных представлений о долге, что высшим их контролёром была совесть. А у врача, отдавшего кровь ре­ бёнку, нравственный долг был многократно усилен долгом професси­ ональным.
В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» Сухомли нский в статье пишет о том, что жизнь превратилась бы в хаос, если бы не было такого понятия, как человеческий долг. Яс­ ное понимание и строгое соблюдение долга перед другими людь­ ми является для человека его подлинной свободой. Сухомлинский
угверждает, что нравственное опустошение и развращение человека начинается с того, что человек не делает то, что надо делать. Если че­ ловек не держит свои желания в узде и не подчиняет их долгу, то он п ревращается в безвольное существо. Долг выступает мудрым повели­ телем в самых, казалось бы, незначительных поступках повседневной

 

292 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

В.А. Сухомлинский •Как воспитать настоящего человека

В одной из rлав книги В.А.Сухомлинский ведёт разговор о до­ стоинстве личности. Он угверждает, что корень достоинства челове­ ка - в благородных убеждениях и мыслях. В самых трудных обстоя­ тельствах, даже когда жизнь кажется невозможной, как считает автор, нельзя переступать ту черту, за которой кончается властвование разу­ ма над нашими поступками и начинается тёмная стихия инстинктов и эгоистических побуждений. Благородство человеческой личности выражается в том, насколько человек тонко и мудро сумел опреде­ лить, что достойно и что недостойно.


111. Банк аргументов 293

 

 

жизни, таких, как уступит ли человек место в лифте, автобусе пожи­ лому человеку и до великой ответственности за судьбу другого челове­ ка, за судьбу Родины. Забвение долга в маленьких делах может приве­ сти к забвению в делах значительных и больших, а это может привести к великому человеческому горю.
v
Проблема Тезис
В чём и как проявляется мило- сердие человека? Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого­ нибудь из сострадания, человеколю­ бия.
К. Паустовский «Чудесный доктор» Отсутствие средств к существованию, болезнь ребёнка, невозмож­ ность ничем помочь самым близким, дорогим людям -такие испы­ тания выпали на долю Мерцалова. Им овладело отчаяние, и в голо­ ве появилась мысль о самоубийстве. Однако в жизни Мерцалова и его семьи произошло чудо. Это чудо совершил случайный прохожий - человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращённым на других людей. Доктор Пирогов, выслушав рассказ попавшего в беду Мерцалова, проявил милосердие. Он пришёл ему на помощь и сло­ вом, и делом. И хотя довольно редки примеры таких «чудес» в реальной жизни, но они оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих и подсказывают, что нельзя падать духом, надо бороться с обстоятель­ ствами и при первой возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.
Г.Бочаров «'IЫ не умрёшь» В этом очерке описаны драматические события. Мальчик упал с большой высоты на берег реки. На помощь попавшему в беду Вите приходят разные люди: водитель огромной «Колхиды», врач, отдаю­ щий свою кровь. Благородные поступки этих людей говорят о их ми­ лосердии. Как считает Г.Бочаров, милосердие не существует само по себе, оно «выплавляется» из других человеческих чувств. Милосер­ дие - это сумма таких качеств, как доброта, благородство, реши­
мость, воля. Без этих составляющих нет и не может быть милосердия, а есть только красивое и беспомощное сострадание. В наш энергич­ ный век милосердие -это прежде всего действие, действие, направ­ ленное на спасение того, кто попал в беду.

294 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

Проблема Тезис
П роблема нравственной от- ветственности человека. Человек отвечает за свои поступки и за всё, что происходит на Земле.
Примеры из литературы (аргументация)
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Одна из важнейших п роблем, поднятых М.А. Булгаковым в рома­ не, - это проблема нравственной ответственности человека за свои поступки. Наиболее ярко она раскрывается через образ Понтия Пи­ лата. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. Однако страх, рождённый необходимостью следовать ин­ тересам государства, а не истине, определяет в конечном счёте вы­ бор Понтия Пилата. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью пре­ дать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб­ ли!». Понтий П илат гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Он наказан памятью человечества и томится в одиночестве двенадцать тысяч лун.
Г. Бакланов «Ответственностм Г. Бакланов в своей статье пишет о том, что человек, наделён­ ный талантом, несёт огромную ответственность за то, что дано ему от природы. Он не имеет права разбазаривать свои способности и дол­ жен приумножать их своим трудом. А далее писатель размышляет о том, что есть открытия, которые с самого начала ставят перед учё­ ным вопрос: «Что ты несёшь людям благо или уничтожение?» Таким образом, Г. Бакланов утверждает, что учёные несут ответственность перед человечеством за свои изобретения.
Каждый человек, как считает писатель, отвечает за воздух, окру­ жающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может никому передать, так как только он один наделён высшей силой: силой разума, а значит, по­ ступки его должны быть разумны и человечны. Не надо считать, что ответственность приходит к человеку толь­ ко вместе с порученным ему делом. Ответственность надо воспиты­ вать в себе, начиная с детства, иначе этому чувству не научишься и в зрелые годы.

 

Образец сочинения

Что такое героизм? Это слово чаще всего мы слышим, когда за­ ходит речь о войне. Но можно ли совершить героический поступок в обычной жизни? Над этим вопросом я задумалась после прочтения текста Г. Бочарова.

Автор рассказывает о реальной ситуации, произошедшей с Шаваршем Карапетяном. Он спас из тонущего троллейбуса 20 человек. Автор поднимает очень важную проблему: даже один человек способен на многое. И, прежде всего, он способен на героический поступок. Ведь Шаварш нырял на глубину, спасая пассажиров троллейбуса. Он пре­ красно понимал, что лучше него никто не сделает этого, понимал, что именно от него зависят жизни людей. Осознавал ли он всю опасность своего поступка? Конечно, да. Но чувство ответственности за жизни других людей сильнее страха. За свой героизм спортсмен заплатил дорогую цену: он потерял здоровье, ему пришлось оставить любимое дело - уйти из спорта. Но автор считает, что для Шаварша важнее не «130 завоёванных медалей, а 20 спасённых им жизней».

Трудно не согласиться с мнением автора в том, что даже один человек способен на многое. И хотя пословица гласит: «Один в поле не воин», но поступок Шаварша Карапетяна опровергает её.

В художественных произведениях можно найти немало примеров, подтверждающих позицию автора. Так, например, в произведении М. Горького «Старуха Изергиль» Данко жертвует собой, чтобы помочь остальным. А в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин не побоялся пойти против браконьеров, спасая прекрасных птиц. Ведь птицы были его друзьями, он чувствовал свою ответственность за них.

Место подвигу есть и в повседневной жизни. Несколько лет назад я читала заметку в газете о том, как в обрушенном бассейне восьмилетняя девочка Саша Ершова не только выжила сама, но и помогла выжить трёхлетней малышке, в течение полутора часов держа ее на руках в холодной воде. Таких людей, как Шаварш и Саша, к сожалению, немного, но главное, что они есть.

11..Русс. яз. Все для ЕГЗ. Кн. II


306 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

Каждый может попасть в ситуацию, где от его мужества зависит чья-нибудь жизнь. В такой ответственный момент мы должны не растеряться, проявить смелость и прийти на помощь, помня, что «храбрость - это до конца осознанная ответственность», ответственность за жизнь человека, оказавшегося в трудной ситуации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал