Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условные и разделительные умозаключения.
Условно-категорическое умозаключение. Условно-категорическим называется умозаключение, одна из посылок которого является условным суждением, а другая посылка и вывод — категорическими суждениями. Условное суждение имеет форму: если А есть В, то С есть D, например: если Земля вращается вокруг своей оси, то происходит смена дня u ночи. Первое суждение есть основание (антецедент), а второе —следствие (консеквент). Существуют два модуса условно-категорических умозаключений. Первый из них называется mоdus роnеns, тο есть устанавливающий, утверждающий, конструктивный модус; второй называется mоdus tоlеns, тο есть разрушающий, отрицающий, деструктивный модус.
Конструктивный модус имеет следующий вид. Если А есть В, то С есть D; А есть В; Следовательно, С есть D. Например: Если Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена дня u ночи; Земля вращается вокруг Солнца; Следовательно, происходит смена дня u ночи. q B условно-категорическом умозаключении в конструктивном модусе утверждается антецедент. Это правило связано с тем, что при несовместимых суждениях-антецедентах, одно из которых ложно, возможно истинное заключение: если Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена дня и ночи, если Солнце вращается вокруг Земли, то происходит смена дня и ночи, поэтому нельзя сделать заключение: * происходит смена дня и ночи, следовательно, Земля вращается вокруг Солнца. Деструктивный модус имеет следующий вид. Если А есть В, то С есть D; С не есть D; Следовательно, А не есть B.
q B условно-категорическом умозаключении в деструктивном модусе отрицается консеквент. При отрицании следствия любой из возможных в принципе альтернативных антецедентов окажется ложным: если смены дня и ночи не происходит, то Земля не вращается вокруг Солнца и Солнце не вращается вокруг Земли. Если человек есть мера всех вещей, то принципы нравственности условны; Принципы нравственности не условны; Следовательно, человек не есть мера всех вещей. Рассмотрим, однако, следующие умозаключения, которые иногда подводят преподавателя: *Если студент слушает лекции, то он приобретает необходимые познания; Студент N слушал лекции; Следовательно, он приобрел необходимые познания. Или: *Если студент слушает лекции, то он приобретает необходимые познания; Студент N не приобрел необходимых познаний; Понятно, что оба они могут оказаться ложными, ибо не всякий, кто слушает лекции, понимает их. q Условием истинности условно-категорического умозаключения является наличие в качестве посылок так называемых невыделяющих суждений, удовлетворяющих условию если и только если. Итак, доказательным (при условии истинности большей посылки) будет следующее рассуждение: Если u только если студент слушает лекции, он приобретает необходимые познания; Стедент N не приобрел необходимых познаний; Следовательно, он не слушал лекций. Разделительное умозаключение. Разделительным называется умозаключение, одна из посылок которого является разделительным суждением, а другая посылка и вывод являются категорическими суждениями. Разделительное умозаключение является правильным при определенных условиях, а именно: • части разделительного умозаключения в посылке находятся в отношении исключающего разделения (строгой дизъюнкции); • части разделительного суждения в посылке исчерпывают объем делимого понятия. Разделительное умозаключение существует в двух модусах: mоdus роnеndо tоlеns — положительно-отрицательный, mоdus tоllеndо роnеns — отрицательно-положительный. Моdus роnеndо tоlеns представляет собой умозаключение, большая посылка которого является разделительным суждением, меньшая — утвердительным суждением, а вывод — отрицательным суждением. Каждое А есть либо В, либо С; А есть В; Следовательно, А не есть С. Например: Все разумные тварные существа суть либо ангелы, либо люди; Данное существо есть челоеек; Следовательно, оно не есть ангел. Как было отмечено выше, разделительное суждение должно быть исключающим, а объем членов суждения должен совпадать с объемом делимого понятия. Студент N не сдал экзамен либо по болезни, либо по нерадению, либо в силу отсутствия на занятиях; Студент N отсутствовал на занятиях. Вывод сделать нельзя, поскольку и то, и другое, и третье могло оказаться причиной недостаточной подготовки студента Ν; кроме того, студент мог не сдать экзамен и по иной причине, которая не указана в разделительном суждении. Моdus tоllеndо роnеns представляет собой умозаключение, большая посылка которого является разделительным суждением, меньшая — отрицательным суждением, а вывод — положительным суждением. Каждое А есть либо В, либо С; Данное А не есть В; Следователъно, данное А есть С. Например: Все сущее есть или тварное, или нетварное; Человек не есть нетварное существо; Следовательно, человек есть тварное существо. Условно-разделительное умозаключение. Условно-разделительным (леммой) называется умозаключение, в котором одна посылка — разделительное суждение, а другие посылки, число которых равно числу членов деления, являются условными суждениями. По числу членов деления оно называется дилеммой, трилеммой. Условно-разделительные умозаключения существуют в простом и сложном модусах. Простой mоdus роnеns (конструктивный) представляет собой условно-разделительное умозаключение, посылки и вывод которого являются положительными суждениями: Каждое А есть либо В, либо С; Если А есть В, то А есть D; Если А есть С, то А есть D; Следовательно, А есть D. Пример: Всякий грешник является либо блудником, либо лихоимцем, либо сребролюбцем, либо славолюбцем; Если грешник блудник, то он u нечестивец; Если грешник лихоимец, то он u нечестивец; Если грешник сребролюбец, то он u нечестивец; Если грешник славолюбец, то он u нечестивец; Следовательно, всякий грешник — нечестивец. Простой mоdus tоllеns (деструктивный) представляет собой условно-разделительное умозаключение, меньшие посылки и вывод которого являются отрицательными суждениями. Если А есть В, то А есть D; Если А есть В, то А есть F; Но А не есть D, либо А не есть F; Следовательно, А не есть В. Пример: Если я хочу сдать экзамен, то мне нужно время, чтобы слушать лекции; Если я хочу сдать экзамен, то мне нужен учебник; Но у меня нет ни времени, ни учебника. Следовательно, я не смогу сдать экзамен. Сложный (конструктивный) mоdus роnеns представляет собой условно-разделительное умозаключение, посылки которого являются положительными условными и разделительными суждениями, вывод — разделительным суждением, а в меньшей посылке утверждается консеквент. Если А есть В, то С есть D; Если Е есть F, mо G есть Н; Но либо А есть В; либо Е есть F; Следовательно, или С есть D, или G есть Н. Пример: Если я опоздаю на занятие, то получу выговор от преподавателя; Если я не выучу урок, то получу плохую оценку; Но я либо опоздаю на занятия, либо не выучу урок; Следовательно, я получу либо выговор, либо плохую оценку. Сложный (деструктивный) mоdus tоllеns представляет собой условно-разделительное умозаключение, большая посылка которого (разделительное суждение) является отрицательным суждением, меньшие посылки являются положительными суждениями, а меньшая посылка и вывод отрицают антецедент. Если А есть В, то С есть D; Если Е есть F, mо G есть Н; С не есть D u G не есть Н; Следовательно, А не есть B u Е не есть F. Пример: Если я опоздаю на занятие, то получу выговор преподавателя; Если я не выучу урок, то получу плохую оценку; Но я не хочу получить ни выговор от преподавателя, ни плохую оценку; Следовательно, я выучу урок u не опоздаю на занятие. Альтернативы леммы назывались в средние века “рогатым аргументом, ” так как в том же модусе возможно и противоположное умозаключение: “Если будешь говоритъ справедливое, тебя возненавидят люди; а если несправедливое — боги.” [172] Полная форма умозаключения. Если оратор будет говорить справедливое, то его возненавидят люди; Если оратор будет говорить несправедливое, то его возненавидят боги; Но политические речи бывают справедливыми u несправедливыми; Следовательно, политические речи ненавистны либо богам, либо людям. Но: Если оратор говорит справедливое, то он угоден богам; Если оратор говорит несправедливое, то он угоден людям; Но политические речи бывают справедливыми или несправедливыми; Следовательно, политические речи угодны либо богам, либо людям. Аристотель говорит относительно этого аргумента следующее: “Когда за каждой из двух противоположных вещей следует и некоторое добро и некоторое зло, причем те и другие последствия взаимно противоположны, то это называстся β λ α ι σ ό τ ι ς (кривизна ног, выгнутых в противоположном направлении).”[173]
|