Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Османская империя в мировой историографии
Османская история - " падчерица" мировой историографии по ряду существенных причин. На вершине своего могущества в ХVI в. Османская империя в 10 раз превосходила Францию по территории и в 2 раза по населению, представлявшему собой этнорелигиозный конгломерат, скрепленный военно-административной системой. В настоящее время на этой территории существуют более двух десятков самостоятельных государств, народы которых сохранили не самые теплые воспоминания об османском периоде своего прошлого. Османская история исследуется в этих странах преимущественно локализованно применительно к судьбе собственной территории и населения, в собственном национально-государственном аспекте. В результате османская история оказалась " растащенной" по множеству национально-государственных " квартир" и, следовательно, раздробленной. Это не могло не сказаться на глубине, полноте, всесторонности и объективности результатов исследований по османской проблематике. В сложившейся в исторической науке ситуации функции естественного " хранителя" османского исторического наследия неизбежно должна была взять на себя собственно турецкая историография. Однако здесь тоже существует ряд проблем, затрудняющих объективное освещение османского прошлого, принадлежащего не только туркам, но и множеству других народов. Самостоятельной научной проблемой является даже история складывания турецкой народности не накануне, а параллельно длительному процессу создания Османской империи (термин " турок" сначала утвердился в сознании нетурецких народов для обозначения завоевателей и лишь позднее был воспринят самими турками, причем турки-горожане этим термином сначала обозначали " простолюдинов"), религиозно-мусульманская идентификация опережала этническую идентификацию турок. Всесторонне искажено и приукрашено происхождение династии Османов (насчитывают 52 предка от Османа до Ноя; считают Османа одним из 24 внуков Огуза, положивших начало 24 туркменским племенам; придворные льстецы нашли у Османа арабские корни; Мехмет II украсил свою родословную происхождением от византийского принца и сельджукской княжны). В истории Османской империи турецкие историки ищут доказательства " значительного вклада" турок в развитие мировой цивилизации и объяснения ее последующего упадка в результате " деградации духовного начала" и идейных основ турецкого общества. Арсенал турецкой историографии попрежнему состоит из понятий " возвышение", " остановка", " упадок", связанных преимущественно с военно-политической историей. Только в послевоенный период они стали уделять внимание хозяйственно-экономической стороне османской истории. Стремление Турции играть роль региональной сверхдержавы на гребне экономического роста последних десятилетий, тюркского этнодемографического взрыва и появления тюркских государств СНГ не могло не способствовать усилению внимания к " славному" османскому прошлому " всех" тюркских народов.
|