![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест Риссу
Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея. Инструкция: " На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок." постепенного развития у учащихся способности преднамеренного внимания. Этому содействуют: 1. мобилизация сознательного отношения учащихся к учебной работе; ясная и конкретная постановка учебных заданий, создание отчетливого представления о результате, к которому надо стремиться; 2. мобилизация активности учащихся на уроке, обучение их определенным приемам учебной работы, развитие у них наблюдательности, умения активно воспринимать учебный материал; 3. постоянная требовательность преподавателя к вниманию учащихся, воспитание у них ответственного отношения к учебным занятиям и к качеству выполняемой учебной работы; 4. развитие устойчивости внимания школьников путем постепенного повышения объема, продолжительности и трудности учебных заданий. Для развития произвольного внимания важно, чтобы учебные задания составляли известную трудность для учащихся, но в то же время были для них посильны.; 5. воспитание у учащихся устойчивых и серьезных интересов, являющихся одним из важнейших источников преднамеренного внимания у учащихся в старших классах школы. Очень важное значение для развития произвольного внимания имеет постепенное вовлечение детей в трудовую деятельность. Уже в дошкольном возрасте выполнение несложных трудовых заданий по самообслуживанию, помощи семье и т. д. приучает детей подчинять свое внимание определенной задаче и удерживать его так долго, как это необходимо для выполнения задания. Тем более содействует развитию произвольного внимания участие в производительном труде старших школьников. Рефлексивные психические образования. Возрастное развитие самосознания. Основные концепции сознания в историко-психологическом аспекте. Отклонения, связанные с Я-концепцией человека. Диагностика Я-концепции. Участие психолога в формировании и коррекции Я-концепции. Рефлексия - процесс самопознания субъектом собственных психических актов и состояний, связанный со становлением сознания и самосознания; отражение человеком собственного внутреннего мира. Рефл.псих.образования представляют собой продукт отражения человеком собственного внутреннего мира. Слово рефлексия произошло от латин. Reflexio -отражение, обращение назад. Это понятие возникло в философии, где оно означало процесс размышлений индивида о происходящем в его собственном сознании. XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Декарт указывал что человек обладает способностью абстрагироваться от внешнего, телесного, ради собственных мыслей.. Основным методом изучения сознания была интроспекция, разработал этот метод Дж. Локк – признавал наличие особого опыта, отличного от опыта познания внешнего мира, осущ. с помощью органов чувств. XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства. Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию. В соремен.псих. – рефлексия – процесс самопознания субъектом собственных психических актов и состояний, связанного со становлением сознания и самосознания. В опрос об определении сознания в настоящее время остается открытым, но наиболее распространенное опред. – сознание – высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окр.мира. + представление в знаковой форме. Термин Сознание введен в русский язык Н.М. Карамзиным. Сознание – знание, существующее в знаковой форме. Т.е. чтобы осознать, нужно представить в словах. Нельзя говорить, что сознание и речь отождествлены. Речь лишь коррелирует с содержанием сознания, которым явл-ся система значений, существующих в неразрывном единстве с чувственными образами. Значение – обощенная идеальная модель объекта, в кот зафиксированы существенные св-ва объекта, выделенные в совокупной обществ. деятельности. Выготский: психол. значение каждого понятия соответствует мировоззрению. Именно способность человека переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания. Идеальные формы- значени я – в челов.сознании существуют в неразрывном единстве с чувственными формами отражения-сенсорными и перцептивными образами, кот.связывают значения с жизненным опытом человека, делая окруж.мир живым, реальным. Личностный смысл – индивидуализированный отражение личности к действительности, осознаваемое как «значение-для-меня» безличных значений. Сознание яв-ся интегральным образованием, оно объединяет все психич.функции, обеспечивается всеми познавател.процессами – ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции, чувства, воля. Поэтому в психологии долгое время бытовало мнение, что сознание и психика-тождественны! Совремн.псих. говорит, что сознание в качестве инстанции управления психикой, условием возникновения и развития которого является язык. Обществ.сознание – отражение общественного бытия, характеристика традиций, знаний и взглядов, накопленных в истории. Оно хар-ет соц.сторону сознания людей. Обществ.и индив. Сознание взаимообуславливают друг друга. Сознание-интегральное образование, оно объединяет все психические функции. Его работа обеспечивается всеми познавательными процессами (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), формирующими отношение к инф-ии. 1. Свойства инд.сознания: · Активность – проявляется в взаимосвязи с челов.деятельностью. Деят-ть человека определяет и направляет развитие его сознания, а сознание, все в большей степени осуществляя регуляцию деят-ти, улучшает его адаптацию к вншнему миру. · Субъективность - уникальность. Например, эталоны физич.красоты, одной культуре –нравтся мочки до плеч у женщин, а европейцам нет. · Идеальность – отражаемые объекты представлены в созании в особой форме – в форме псих.образов, кот. нематериальны по своей природе. · Интенциональность – направленность на какой-либо объект внешнего или внутреннего мира.У нас всегда в сознании всегда отражается какой-то объект или наши мысли, оно не может пустовать, т.к.к если в сознании ничего нет, то и самого сознания нет. · Рефлексивность – объектом собств.сознания может стать сам его носитель. Новорожденный не может себя видеть в зеркале, эксперимент: ребенку нарисовали точку на носу и дали зеркало, если он будет стирать точкус зеркала, значит у него нет осознания себя, если же со своего носа, это говорит что он осознает себя как Я. · Императивность – сознание нам позволяет отражать окр.мир только сквозь призму общечелов.знаний и позиций, а также на основе концпептуальных схем, хар.для той или иной культуры.Пример, за солнечным затмением соврем.европейцы наблюдают с интересом, для представителей архаических племен это было пугающее событие, предвещающее конец света. · Внутренний динамизм и архетипичность сознания – свойства, обусловленные постоянным взаимодействием сознания со сферой бессознательного. Внутрен.динамизм сознания заключ-ся в постоянном взаимод. с личным бессознательным, а архетипичность-с коллективным. Процессы сознания (По Рубинштейну): познание -процесс отражения событий внеш.и внутр.мира в форме знаний, котор.предоставляются в виде чел.опыта. Переживание – любое испытываемое человеком эмоционально-окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающей для него как событие его собствен.жизни (вера, надежда, любовь). Самоконтроль – рацион. Рефлексия и оценка человеком собственных действий – в сличении и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действию.
|