Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции психомоторики и возрастные аспекты.
( функции по Панфёрову) 1. Освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой. Во взаимодействии с окр. действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это взаимодействие может носить манипулятивный или предметный характер. Манипулирование - проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. Предметные действия появляются тогда, когда предметы становятся не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления. 2. Участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности. Понимания мира младенцем начинается с движений: с помощью движения глаз осматривает предметы, берет их в руки, манипулирует ими. На этом этапе моторика крайне важна. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, предполагающий участие моторной сферы и играющий важную роль в становлении произвольности чел-ой дея-ти. В процессе познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности (не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора). Т. о. психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движение в целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. 3. Участие психомоторики в процессах становления сознания и самосознани я. Важно формирование «схемы тела» - сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу. Является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки. На основе схемы тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему развивается познавательная сфера. 4. Самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях…Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциональный стимул. Психомоторные качества личности: координированность движений (координация – это управление согласованностью и соразмерностью движений и удержание необходимой позы); ловкость – двигательное качество, предполагающее возможность человека осуществлять пространственно-точные и своевременные действия. Ведущая деятельность (развитие по Эльконину) Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельностьобусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности: 1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий. 2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
|