![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция подготовки специалиста по оказанию профессиональной психологической помощи
В настоящее время наряду с профотбором, профессиональным самоопределением, обеспечением надежности деятельности актуализировалась проблема профессиональной подготовки. В литературе по психологии труда термин «подготовка» определяется как система мероприятий по формированию направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности. (К. К. Платонов). В процессе подготовки активизируются и формируются функции и качества личности, необходимые для выполнения определенной профессиональной деятельности. Подготовка к помогающей деятельности требует разработки специальных технологий, акцентирующих внимание на формировании психологической готовности, основными аспектами которой являются: - ценностно-смысловой: наличие гуманистических и духовных идеалов и ценностей, активно-положительного милосердного отношения к людям, к себе и к жизни в целом, потребности в заботе и творчестве; - мотивационно-волевой: проявление целеустремленности, воли, настойчивости и ответственности при выполнении профессиональных задач, стремление к самосовершенствованию. Эти составляющие психологической готовности обеспечивают ее проявление в качестве моделирующего фактора подготовки к профессиональной помогающей деятельности. Подготовку специалистов в области профессиональной помогающей деятельности необходимо осуществлять с точки зрения гуманистической и экзистенциально-гуманистической парадигм, что обеспечивает гармонизацию системы «субъект труда – профессиональная среда». В процессе подготовки следует уделять внимание индивидуально-психологическим особенностям субъекта подготовки. Значительная роль субъекта помогающей деятельности повышает требование к его профессиональной подготовке в двух планах: 1. Формирование профессиональной компетентности, т. е. осведомленности в области содержания, теории, методов и средств профессиональной деятельности 2. Формирование психологической готовности к освоению данной профессии и реализации себя в ней. Профессионально важные качества психолога-консультанта: · Милосердие · Дипломатичность · Мужество оптимизма Профессионально-важные функции психолога-консультанта: · Доверие · Присутствие · Рефлексирование · Осознавание · Ответственность Психологическая готовность к выполнению профессиональной роли – определяется как сознательное отношение к ценности и смыслу профессиональной деятельности в контексте принятия своей способности к ее выполнению при мобилизации мотивационно-волевого состояния. Подготовка к сознательной эффективной профессиональной деятельности возможна при присвоении образа профессиональной роли как цели, стремлении к ее осуществлению, позитивном отношении к её выполнению (феноменальность) и наличии опыта проявления профессионально важных качеств и функций в процессе деятельности (экзистенциальность). Феноменальность выражается в образе профессиональной роли, представленной в сознании, в его сознательном отношении к ценностно-смысловому и мотивационно-волевому аспектам профессиональной деятельности. Экзистенциальность рассматривается как соотнесение субъективного опыта проявления профессионально важных качеств и функций с представлением о выполнении профессиональной роли. (по Е.П. Кораблиной)
Мотивация в трудовой деятельности. Двухфакторная теория мотивации Герцберга. удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. На удовлетворенность работой влияют: — достижения (квалификация) и признание успеха, — работа как таковая (интерес к работе и заданию), — ответственность, — продвижение по службе, — возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал «мотиваторами». В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы: — способ управления, — политика организации и администрация, — условия труда, — межличностные отношения на рабочем месте, — заработок, — неуверенность в стабильности работы, — влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы получили название «факторов контекста», или «гигиенических» факторов. Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. Если гигиенические факторы создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до «плюса». Теория справедливости Джона Стейси Адамса. Адамс разработал теорию трудовой мотивации, объединяющую элементы теорий социального обмена, представление о справедливости и механизм когнитивного диссонанса. Адамс вводит понятия «входов», или того, что, по мнению индивидов, они вносят в свою работу или организацию, и «выходов», или того, что организация обеспечивает им в ответ за их «входы». Входы могут принимать различные формы, такие как физический труд, затрачиваемое время, умения и годы обучения и трудового стажа, которые аккумулировали работники. Выходы также могут принимать различные формы, от заработной платы и дополнительных льгот до похвалы, признания начальства и возможностей контактировать с коллегами. Согласно теории, каждый работник вырабатывает для себя определенное идеальное соотношение между своими входами и выходами, которое он считает «нормальным», или «справедливым». Это соотношение он сравнивает с воспринимаемым соотношением входов/выходов у другого субъекта, которого Адамс назвал «значимым другим». Эти два соотношения воспринимаются им как равные, когда он считает, что и он сам, и «значимый другой» получают одинаковое количество выходов за каждую единицу входа. При таких условиях работник будет ощущать справедливость, и у него не будет возникать мотивации изменять свое поведение (увеличивать или снижать свои старания). Если же эти соотношения оказываются неравными, работник будет ощущать несправедливость и связанное с ней неприятное чувство напряжения (когнитивный диссонанс). Чтобы снизить такое напряжение, у работника будет возникать мотивация к восстановлению справедливости. По мнению Адамса, существуют 6 вариантов восстановления баланса, т.е. нарушенной справедливости. 1. В дальнейшем не «лезть из кожи вон», как вы это делали в этом месяце (т.е., уменьшить свои «входы»). 2. Поговорить с начальником, возможно, произошла ошибка (т.е., попытаться увеличить свои «выходы»). 3. Пересмотреть свое мнение о собственном соотношении входов/выходов («возможно, я переоценил свое старание») или о чужом соотношении входов/выходов («начальство неспроста к нему благоволит, не родственник ли он?»). 4. «Оставить поле боя», или уволиться. 5. Повлиять на соотношение входов/выходов другого (если вы работаете над одним заданием, следить, чтобы он более добросовестно отрабатывал свою часть). 6. Выбрать нового значимого другого («прекратить с ним всякие отношения и познакомиться с другим новичком»). Наиболее вероятный по Адамсу вариант – первый, наименее вероятный – последний. Величина напряжения и сила мотивации по Адамсу пропорциональны степени воспринимаемой несправедливости. Чувство несправедливости влияет на мотивацию двояким образом: в случае худшего собственного соотношения она ослабляется (поскольку наиболее распространенной реакцией работника будет уменьшить «входы»), в случае лучшего соотношения она усиливается (за счет увеличения «входов»). Ну а при восприятии справедливости неприятных чувств не возникает, и, следовательно, мотивация остается прежней. Теория постановки целей (Э. Лок). Теория постановки целей была предложена Эдвином Локом в конце 60-х гг. в качестве альтернативы двум другим теориям трудовой мотивации – теории справедливости и теории ожиданий. Теория Лока представляет собой набор из 5 предположений, описывающих некоторые элементы механизма постановки целей и некоторые характеристики целей, присущие высокомотивированной и высокопродуктивной деятельности. Вот эти предположения. При прочих равных условиях более высокой продуктивности работника способствуют: (1) более трудные цели; (2) более конкретные цели; (3) более высокая приверженность выбранным целям; (4) возможность получать обратную связь в процессе их достижения; (5) возможность принимать участие в их постановке. Иными словами, работник будет трудиться с максимальной самоотдачей и продуктивностью в том случае, если он сознательно принимает (5) достаточно трудные (1) и конкретные (2) цели, если он считает их для себя важными (3), и если он получает адекватную обратную связь о результатах своего выполнения (4).
|