Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.
Профессиограмма должна содержать характеристику: — общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.); — содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.); — средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.); — условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.); — организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.); — субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.); Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда. Профессионально важные качества (ПВК)— любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Профессиональные способности — это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при овладении профессией (Шадриков В.Д., 1981): 1) вхождение в деятельность – ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта. Система профессиональных способностей еще не сформирована. Ведущим профессионально важным качеством является долговременная память и ряд специальных ПВК, число которых очень ограничено. 2) первичная профессионализация – по мере приобретения индивидуального опыта, происходит развитие ведущих ПВК первого этана. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа.
|