Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и формы реализации социального партнерстваСтр 1 из 4Следующая ⇒
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология управления»
Социальное партнерство в системе управленческих отношений ГОУ ОГУ 380304.5.315.7 О
Руководитель работы доцент кафедры ГиМУ _______________М.А. Колмыкова «____»__________________20__г.
Исполнитель студент группы З-15 ГиМУ __________________М.В. Рогова «____»__________________20__г.
Оренбург 2016
Содержание
Введение……………………………….................…….…………….....…………3
1. Сущность и формы реализации социального партнерства……….………..5 1.1. Понятие социального партнерства………………………………………...5 1.2. Принципы и формы реализации социального партнерства……………….6 1.3. Органы социального партнерства…………………………………………8 2. Организация социального партнерства на примере Липецкой области…..11 2.1. Социально-экономическая характеристика Липецкой области………..11 2.2. Анализ организации системы социального партнерства в Липецкой области……………………………………………………………………………12 Заключение……………………….……………….………………..………….…20
Введение
Современная Россия переживает коренные политические, экономические и социальные перемены. Ключевое значение при этом имеют процессы, происходящие в сфере социально-трудовых, экономических и иных непосредственно связанных с ними отношений. Здесь складываются новые формы общения, новые стереотипы трудового поведения. Начатое в России движение к рынку, сопровождаемое внутренними противоречиями, сделало наиболее важной и актуальной проблему достижения гражданского мира и общественного согласия. Разрушив прежние отношения, рождённые в период господства государственно - монополистического социализма, реформаторы оказались перед множеством новых проблем, к решению которых они не были готовы. Социально - экономическая неустроенность, снижение уровня и качества жизни большинства населения, резкое расслоение общества по доходам, рост преступности, проявления экстремизма в разных формах привели к возникновению антагонистических противоречий и разрушительных конфликтов. Решение вопросов о собственности и власти, о выборе путей развития России, как социального государства создало в обществе сильное социальное напряжение. Возникла необходимость обеспечения общенационального согласия в вопросах стратегии и тактики преобразований, методов их осуществления. Как показывает практика реформ в России, добиться такого согласия очень сложно. Построение гражданского общества с социально - ориентированной экономикой, многообразной духовной жизнью требуют и соответствующих методов регулирования отношений между обществом и государством, классами и социальными слоями, работодателями и наёмными работниками. Не лучшим оказался метод разрешения конфликтов интересов субъектов общественных отношений за счёт игнорирования или даже подавления интересов одного из них. В развитых странах в последние десятилетия успешно используется не конфронтационный способ регулирования общественных, социально - трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, получивший название «социальное партнёрство», который нашёл своё применение и в России. Актуальность данного исследования выражена в том, что сама задача построения социального государства в России обязывает развивать принцип социального партнерства как социальный институт и как социальный процесс. Это - принцип социальной игры, где все ее участники должны получить выгоду от общения, то есть создать, таким образом, систему действий во взаимодействии. Социальное партнерство - это серьезная школа демократии, то есть система взаимоотношений в обществе, при которой реализуются интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство - это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества. Социальное партнерство, безусловно, полезно и в масштабах страны, отраслей народного хозяйства, и в рамках регионов, на территории. Анализ состояния социального партнёрства в Российской Федерации показывает, что определённый опыт его развития имеется на федеральном и региональном уровне. Действуют Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, принимаемые комиссией Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В большинстве регионов Российской Федерации созданы аналогичные региональные комиссии и приняты ими соответствующие соглашения на региональном уровне. Объект исследования – организация системы социального партнерства в субъекте РФ на примере Липецкой области. Предмет исследования – механизмы реализации социального партнерства в Липецкой области. Целью данной работы является рассмотрение организации и проблем реализации социального партнерства в государственном управлении. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач: 1. рассмотреть сущность, формы реализации и органы социального партнерства; 2. рассмотреть модель организации социального партнерства в регионах России; 3. провести анализ организации системы социального партнерства в Липецкой области; 4. сделать выводы по проведенному исследованию. Экспериментальной базой исследования служит администрация Липецкой области как система государственного управления субъекта Российской Федерации. При проведении данного исследования используется метод анализа документов и научной литературы.
1. Сущность и формы реализации социального партнерства 1.1 Понятие социального партнерства Социальное партнерство – сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий Из многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство». Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ). Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее. Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства. Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: 1) работники; 2) работодатели; 3) представители работников; 4) представители работодателей; 5) органы государственной власти; 6) органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные). Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ). Однако, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к сторонам социального партнерства относит только работников и работодателей. Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.
Принципы и формы реализации социального партнерства Основными принципами социального партнерства являются: 1. равноправие сторон; 2. уважение и учет интересов сторон; 3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; 5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; 6. полномочность представителей сторон; 7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Система социального партнерства в России многоуровневая. В ТК РФ таких уровней декларировано пять: 1. Федеральный уровень - устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в РФ; 2. Региональный уровень - устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в субъекте РФ; 3. Отраслевой уровень - устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в отрасли; 4. Территориальный уровень - устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в муниципальном образовании; 5. Организационный уровень - устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Взаимодействие субъектов на федеральном и отраслевом уровнях формируют систему социального партнерства, называемой трипартизмом. На территориальном и региональном уровнях - тетрапартизмом, куда кроме представителей Правительства РФ, работников и работодателей включаются и представители регионального и территориального управления. Бипартизм - система социального партнерства на уровне организаций, в котором участвуют представители работников и работодателей. Правовое регулирование системы социального партнерства основывается на: Федеральных нормативных документах, отраслевых нормативных документах, региональных и территориальных нормативных документах, организационных нормативных актах. К законодательно закрепленным формам социального партнерства относятся: 1. коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение; 2. переговоры, взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 3. участие работников, их представителей в управлении организацией; 4. участие работников и работодателей, их представителей в досудебном разрешении трудовых конфликтов. В систему социального партнерства входят и другие элементы по профилактике трудовых конфликтов. Среди них следует выделить систему социально-экономической самоорганизации. Социально-экономическая самоорганизация - это система внутри организации, при которой работники непосредственно включены в процессы планирования, организации, координации, мотивации и контроля и в той или иной мере несут ответственность за общие результаты работы. Основными видами СЭС в организации являются: 1. Самоуправление. Оно в организациях осуществляется через выборные органы-собрания, а координирующим органом являются советы (Совет акционеров, Ученый совет); 2. Соуправление. Органы соуправления осуществляют согласование стратегических и текущих задач с руководством, решения по которым принимаются обеими сторонами. Классической формой соуправления в организациях является профсоюзная организация в лице профсоюзного комитета и его председателя. 3. Комиссии. Они обеспечивают участие работников в конкретных производственных и управленческих делах. При принятии управленческих решений руководство ориентируется на решения, принимаемые в этих комиссиях. Порядок организации, проведения, функционирования органов СЭС любого уровня регламентируется указами Президента РФ, Федеральными и региональными законами, постановлениями Правительства РФ, решениями собрания трудового коллектива, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка. Однако система социального партнерства не единственный способ профилактики трудовых конфликтов.
|