Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движения рук
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении. Движения рук управляются несколькими механизмами.
- Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость - мягкость...), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов* При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.
- Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро. Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков. Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
Название реакции
| Приблизительный возраст появления реакции
| Изолированные хаотические движения рук.
| 2 мес
| Лежа на спине, подносит ручки ко рту.
| 3 мес
| Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев.
| 3 мес
| Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п.
| 3 мес
| Смотрит на движения своей руки.
| 3 мес
| Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты.
| 3, 5 мес
| Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими
| 3, 5 мес
| Трясет погремушкой, вложенной в руку
| 4 мес
| Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот
| 4, 5 мес
| Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его.
| 4, 5 мес
| Водит пальцами по поверхности игрушки.
| 4, 5 мес
| Тянет предмет, находящийся в руке, в рот.
| 5 мес
| Большую часть времени кисти раскрыты.
| 5 мес
| Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой
| 5 мес
| Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета
| 6 мес
| Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее.
| 6 мес
| Перекладывает предмет из руки в руку
| 6 мес
| Тянется к удаленному предмету.
| 7 мес
| Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами
| 7 мес
| Вращает кистью с удерживаемой игрушкой.
| 7 мес
| Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой.
| 8 мес
| Поднимает предмет двумя руками.
| 8 мес
| Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).
| 8 мес
| Отталкивает мяч в случайном направлении.
| 8 мес
| Стучит предметом о предмет.
| 9 мес
| Хлопает в ладоши
| 9 мес
| Ощупывает людей и предметы
| 10 мес
| Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный " пинцетный захват").
| 10 мес
| Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает..
| 11 мес
| Бросает предметы в игре.
| 11 мес
| Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный " пинцетный захват"
| 1 год
| Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет.
| 1 год
| Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.).
| 1 год 1 мес
| Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.).
| 1 год 1 мес
| Пытается рисовать каракули
| 1 год 2 мес
| Ставит кубик на кубик.
| 1 год 4 мес
| Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения.
| 1 год 4 мес
| Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
| 1 год 4 мес
| Разворачивает завернутый в бумагу предмет.
| 1 год 6 мес
| Ставит 3 кубика друг на друга.
| 1 год 8 мес
| Переворачивает страницы книги по одной.
| 1 год 8 мес
| Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие.
| 1 год 9 мес
| Схватывает движущийся предмет (например, мяч)
| 2 года
| Разрывает бумагу
| 2 года
| Пытается остановить катящийся к нему мяч
| 2 года
| Нанизывает на шнур большие (2 см) " бусины" с отверстием 0, 5-0, 6 см.
| 2 года
| Ставит 4-6 кубиков друг на друга
| 2 года
| Переливает жидкость из одной емкости в другую.
| 2 года
| Складывает бумагу пополам по подражанию.
| 2 года 6 мес
| Нанизывает на шнур средние (1, 5 см) " бусины" с отверстием 0, 3--0, 4 см.
| 2 года 6 мес
| Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр)
| 3 года
| Режет бумагу ножницами.
|
|
Зрение
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования. Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (" люди ", " деревья " и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной " видеотеки". Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например - слуховыми и т.д. В первые 1, 5 месяца зрительные образы не возникают, т.е. предметное зрение отсутствует. Двухмесячный ребенок может сохранять образы одни сутки. Трехмесячный - около недели, шестимесячный - около двух недель, годовалый - около месяца, двухгодовалый - несколько месяцев, трех-, четырехгодовалый - несколько лет. Поэтому большинство людей помнит события из своей жизни начиная с возраста 3-4 лет. Наблюдая за поведением ребенка, мы можем судить о том, насколько хорошо он видит. Однако более точное измерение основных зрительных функций проводит окулист.
Название реакции
| Приблизительный возраст появления реакции
| Сужение зрачка при освещении.
| 0 мес
| Смотрит на источник света.
| 1 мес
| Фиксирует взгляд на лице взрослого.
| 1 мес
| Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см.
| 1 мес
| Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого.
| 1, 5 мес
| Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты.
| 2 мес
| Предпочитает смотреть на новые предметы
| 2 мес
| Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров.
| 2 мес
| Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу.
| 2 мес
| Улыбается, увидев что-то знакомое.
| 3 мес
| Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см.
| 3 мес
| Рассматривает предметы в комнате.
| 3 мес
| Смотрит на свою руку
| 3 мес
| Смотрит на предмет, который держит в руке.
| 3 мес
| Больше улыбается, когда видит мать, чем других.
| 3, 5 мес
| Предпочитает объемные игрушки
| 4 мес
| Моргает при быстром приближении предмета.
| 4 мес
| Смотрит на свое отражение в зеркале.
| 5 мес
| Узнает бутылочку (и/или грудь).
| 5 мес
| Реагирует на маску
| 5 мес
| Рассматривает окружение на улице
| 6 мес
| Выбирает взглядом любимую игрушку.
| 6 мес
| В новом месте - осматривается, может быть испуган.
| 6 мес
| Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого
| 6 мес
| Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см
| 8 мес
| Отличает " своих" от " чужих" по внешнему виду.
| 8 мес
| Следит за игрой в мяч
| 9 мес
| Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами
| 1 год
| Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом.
| 1 год
| Понимает 2-3 жеста (" пока", " нельзя" и др.).
| 1 год 1 мес
| Обходит высокие препятствия при ходьбе.
| 1 год 2 мес
| Подражает увиденным действиям взрослого
| 1 год 3 мес
| Узнает себя и близких на фотографиях
| 1 год 4 мес
| Показывает несколько названных предметов или картинок.
| 1 год 4 мес
| Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку.
| 1 год 4 мес
| Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки...).
| 1 год 6 мес
| Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки
| 1 год 6 мес
| Узнает свои вещи, одежду
| 2 года
| Подбирает парные картинки или игрушки к указанной.
| 2 года
| Подбирает предмет к его рисунку.
| 2 года 6 мес
| Знает 2-4 основных цвета.
| 3 года
| Узнает предмет по рисунку его характерной части
|
|
Слух
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Можно выделить речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот " язык" легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт. У новорожденных слуховая чувствительность может быть невысокой, что в большей степени зависит от присутствия жидкости в полости среднего уха, которая снижает подвижность слуховых косточек и передачу звуковых колебаний. Первые реакции на звуки довольно примитивны - вздрагивание, моргание, плач, реже _ замирание. Постепенно развивается внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6 месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых. В 1, 5-2, 5 месяца младенец узнает голос матери, выделяет определенную музыку. В 3-6 месяцев - начинает узнавать звуки родного языка. К 10-12 месяцам он уже владеет большим набором неречевых и речевых " маяков", облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18 месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает нескольких сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К 3 годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.
Название реакции
| Приблизительный возраст появления реакции
| Вздрагивает или моргает при резком звуке
| 0 мес
| Прислушивается к звуку колокольчика.
| 1 мес
| Прислушивается к звуку погремушки
| 2 мес
| Прислушивается к голосу взрослого
| 2 мес
| Улыбается, когда слышит голос взрослого
| 2 мес
| Замирает при появлении нового звука на фоне других.
| 2, 5 мес
| Прислушивается к музыке.
| 3 мес
| Гулит в ответ на звуковую стимуляцию.
| 3 мес
| Различает голоса близких людей (выделяет голос матери).
| 3 мес
| Выделяет любимую музыку
| 4 мес
| Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности.
| 4 мес
| Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха
| 4 мес
| Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет
| 4 мес
| Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора.
| 4 мес
| Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого
| 5 мес
| Смотрит внимательно на объект, издающий звук.
| 5 мес
| Эмоционально реагирует на знакомые голоса.
| 6 мес
| Отчетливо находит глазами источник звука (лежа).
| 6 мес
| Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам
| 6 мес
| Смеется в ответ на некоторые звуки
| 6 мес
| В положении сидя поворачивается к источнику звука.
| 7 мес
| Пытается воспроизвести " мелодию" услышанной речи
| 7 мес
| Интересуется предметами, производящими звук.
| 8 мес
| Пытается воспроизвести услышанные новые звуки
| 9 мес
| Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой
| 10 мес
| Замирает, когда ему говорят " нельзя", " подожди" и т.п
| 10 мес
| Выполняет движения по просьбе (например, на слово " ладушки" начинает хлопать в ладоши)
| 11 мес
| Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной.
| 11 мес
| Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов (" мама", " папа", " баба"...).
| 1 год
| Начинает " танцевать" при звуках музыки.
| 1 год 2 мес
| Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют.
| 1 год 2 мес
| Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых.
| 1 год 2 мес
| Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, " причесывает", " качает" или " кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.
| 1 год 4 мес
| Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов).
| 1 год 4 мес
| Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали.
| 1 год 4 мес
| Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали
| 1 год 4 мес
| Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова.
| 1 год 6 мес
| Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий).
| 1 год 6 мес
| Любит играть со взрослым в " голоса животных" (например: " Как коровка мычит? " - " My-у-у").
| 1 год 6 мес
| Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них.
| 2 года
| Понимает 100 слов и более.
| 2 года 3 мес
| Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя).
| 2 года 3 мес
| Пытается петь
| 2 года 6 мес
| Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов)
| 3 года
|
|