Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общение и речь
Общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях. Для того чтобы общаться, необходимо:
- принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
- понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
- передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
- иметь желание вступать в контакт.
Понимание других людей Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали " ладушки" - и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово " часы" означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1, 5-2 годам он знает, что часы бывают разные. Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как " большой" и " маленький", " да" и " нет", " плохой" и " хороший".
Этапы развития общения ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ " Приспособление к жизни после рождения " Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль...) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого - лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка. 1-3 МЕСЯЦА " Психическое рождение" С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные звуки. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его " сознательная" жизнь состоит из настоящего, точнее - из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать - " что такое хорошо и что такое плохо". 3-8 МЕСЯЦЕВ " Свои и чужие" С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением. По мере нарастания привязанности к близким, появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на " своих" и " чужих". Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т.д. Такой тесный контакт, выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения. 8 МЕС.-1, 5 ГОДА " Слова и жесты. Открытие себя" Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14-18 месяцам малыш реагирует на свое имя, знает кто такие " папа", " мама", " кукла". Показывает где у него глазки, носик, зубки, ручки - все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что-то попросить, используя жесты и отдельные слова. 1, 5 - 2 ГОДА " Рост словаря. Стремление к самостоятельности" Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом. Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавить его желание научиться обслуживать себя. 2-3 ГОДА " Фразовая речь. Негативизм" Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми. Умение говорить предложениями превращают малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения. Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т.п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2-3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по-разному. Важно понимать, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.
Название реакции
| Приблизительный возраст появления реакции
| Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого
| 2 мес
| Поддерживает зрительный контакт с говорящим
| 3 мес
| Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются.
| 4 мес
| Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить.
| 4 мес
| По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить, и успокаивается
| 5 мес
| Обменивается со взрослым звуками и выражением лица.
| 5 мес
| Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта.
| 6 мес
| Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом.
| 6 мес
| " Требуя" продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет.
| 6 мес
| Улыбается своему отражению в зеркале.
| 6 мес
| Повторяет действие, вызывающее интересную реакцию взрослого (например, смех).
| 8 мес
| Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых.
| 8 мес
| Тянет руки навстречу взрослому.
| 8 мес
| Играет " в прятки".
| 8 мес
| Подражает интонации говорящего
| 10 мес
| Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости)
| 10 мес
| Подражает выражению лица взрослого.
| 10 мес
| Понимает несколько жестов: " указательный", " до свидания", " иди ко мне", " нельзя" и т.п.
| 11 мес
| Поворачивается, когда его зовут.
| 1 год
| Специально бросает предметы, чтобы их поднимали.
| 1 год
| Проявляет удовольствие, когда хвалят.
| 1 год
| Использует указательный жест.
| 1 год 1 мес
| Использует 2 жеста и более: " до свидания", " ладушки", " большой" и т.п.
| 1 год 2 мес
| Зовет кого-нибудь, чтобы помогли.
| 1 год 3 мес
| Использует знак " да" - кивает головой.
| 1 год 4 мес
| Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим
| 1 год 4 мес
| Обращает внимание на плачущего ребенка.
| 1 год 4 мес
| Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет
| 1 год 4 мес
| Приветствует знакомых людей доступными средствами
| 1 год 4 мес
| Использует знак " нет" - качает головой в стороны.
| 1 год 6 мес
| Легко повторяет увиденные жесты
| 1 год 8 мес
| Начинает плакать, чтобы добиться своего
| 1 год 8 мес
| Использует более 10 жестов и другие выразительные средства
| 2 года
| Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт
| 2 года
| Знает, чего нельзя делать, но пытается " спровоцировать" взрослых на запрет.
| 2 года
| " Отыгрывает" на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.)
| 2 года
| Изображает поведение взрослого.
| 2 года 6 мес
| Понимает и употребляет слова " я", " мой".
| 2 года 6 мес
| Вступает в контакт с детьми и взрослыми.
| 3 года
| Постоянно задает вопросы.
|
|
Данная страница нарушает авторские права?
|