Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевое развитие от года до школьного возраста
(1-7 лет)
Обычно к концу первого — началу второго года жизни ребенка на фоне его продолжающегося лепета и младенческого пения у него появляются звуко- комплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские сло- ва. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими лепетным зву- кокомплексам (типа ма-ма, па-па) и получили название «нянечных слов». Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Принципиальное отличие первых слов от лепета — в их «осмысленности», отмечаемой окружающими. Эта «осмысленность» довольно трудно поддается объективному определению. Первые детские слова обычно не имеют прямых референтов, т.е. не называ- ют конкретные предметы или явления мира. Их семантика весьма своеобраз- на, вследствие чего их квалифицируют порой как однословные предложения. Это своеобразие состоит в том, что одним словом малыш обозначает целую ситуацию, причем одно и то же слово может относиться ко многим ситуаци- ям. К двухлетнему возрасту словарь малышей порой насчитывает до 25 слов. В дальнейшем происходит его быстрый рост. Словарь шестилетних детей до- ходит в среднем уже до 15 000, а к возрасту в 10—12 лет практически сравни- вается по объему с житейским словарем окружающих.
В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе
Глава 14. Речевой онтогенез
развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей — они начинают использовать соединение слов, появляются двухсловные пред- ложения. Эти предложения часто имеют телеграфный стиль, т.е. грамма- тически не оформлены. Их семантическая направленность — на указание местоположения объекта, описание событий, действий и др. Например: Тося там; мама пруа (ушла); папа бай-бай (спит); еще моко (молока) и т. п. Дальнейшее развитие двухсловных предложений связано с употреблени- ем грамматических форм. В русском языке, представляющем собой по лин- гвистическому определению язык синтетического типа, это связано с по- явлением так называемых флексий, т.е. с изменением грамматической формы слов при их сочетании. Например: Моко (молоко) кипит. Мама хо- рошая. Лапа большой. Это достаточно знаменательный момент речевого развития, обнаруживающий формирование грамматики в языке ребенка.
С этим моментом связано появление так называемого детского словотвор- чества, которое наблюдается обычно с 2, 5—3-х лет вплоть до школьного воз- раста. Термином «детское словотворчество» обозначается широко распрост- раненное (а, возможно, и всегда существующее в скрытом виде) явление дет- ской речи. Оно состоит в том, что в ходе повседневного общения или игры малыши спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, какая не используется в языке окружающих и тем самым не может быть имитационно усвоена ребенком. Это — особые, «изобретенные» слова {неологизмы). По своей семантике они понятны и уместны в употреблении, например: брос (то, что брошено), кат (действие катания), пургинки (частицы пурги), умностъ (каче- ство ума), сгибчивая (береза), я взяю (возьму), долгее (дольше), стотая (сотая), саморубка (мясорубка) и многие другие [Ушакова, 1979; Чуковский, 1966].
Существует еще один феномен детской речи периода 3—7 лет, получив- ший довольно широкое освещение в научной литературе и впервые описан- ный Ж.Пиаже под названием эгоцентрическая речь [Пиаже, 1932]. В этом фе- номене проявляются особенности коммуникативной стороны детской речи, состоящие в том, что дети указанного возраста в некоторых ситуациях (иг- рая, рисуя и т.п.) не обнаруживают нужды иметь собеседника, когда они го- ворят. Ребенок говорит, ни к кому не обращаясь, сам для себя, как бы ду- мает вслух. По Пиаже, у детей в возрасте 3—4 лет доля эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентричности) составляет более 40%; затем эта речь по- степенно угасает, практически исчезая к школьному возрасту.
Развитие речи, конечно, продолжается в школе (а в каком-то смысле и всю жизнь человека). В связи с обучением чтению и письму собственная речь становится объектом анализа ребенка, что придает ей новый рефлексируе- мый характер. При обучении дети усваивают новые понятия и связанные с ними слова и термины, начинают осмысленно употребляться такие слова, как причина, время и т.п. Вместе с расширением сферы общения ребенок раз- вивает свою способность использовать речь для установления и поддержа- ния социальных отношений, т.е. развивается прагматический аспект его языка. Чрезвычайно важно то, что дети научаются читать, понимать, а по- зднее и создавать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения к широкому кругу знаний, представленных в
|