Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Большевизм как идеологический фундамент общества.






Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) – приемник власти Ленина, создатель тоталитарного государства в СССР. Он стремился всеми способами воплотить в обществе свою теоретико-политическую доктрину, в дальнейшем получившей название сталинизма.

Прежде всего это был российский революционер, советский государственный, военный, политический и партийный деятель. Он единолично руководил Советским государством с начала 20-х- 30-х годов и до самой своей смерти.

Революционные настроения оказали большое влияние на Сталина уже в его детские годы. Поэтому с 15 лет уже принимает участие в революционном движении и говорит о том, что к этому его побудили методы воспитания в семинарии, а также влияние марксизма, в котором его привлекало цельно мировоззрение.

С 1887 года состоит в грузинской организации социал-демократов “Месаме-даси”. А с августа 1898 года становится членом РСДРП. Параллельно партийной деятельности занимался пропагандистской работой в рабочих кружках. С 1901 года принимает активное участие в организации деятельности нелегальной грузинской социал-демократической партии “Брдзола” (“Борьба”), организует партийную работу в Тифлисе, Батуме, Баку. Во всех вопросах всегда поддерживал большевиков и был сторонником ленинской линии.

В период с 1902 по 1913 года часто арестовывался и ссылался в Иркутскую и Волгоградскую губернии.

В 1903 году знакомится с Лениным по переписке, а затем в и лично на Таммерфорсской конференции(1905). Что же касается политических взглядов Иосифа Виссарионовича, то он придерживался «теории и тактики диктатуры пролетариата». Вокруг этой идеи он выстраивает весь комплекс ленинских взглядов и ставит её в основу марксизма. Эта идея позволила ему максимально укрепить культ власти.

Сталин выделяет в диктатуре пролетариата следующие аспекты: [9]

Власть, которая выступает как насилие, подавление, принуждение

Потребность в создании специального органа в виде диктатуры пролетариата в своей основной опоры

Социальный

Государство Сталин сравнивает с машиной в руках господствующего класса для подавления остальных классов.

Он выделяет следующие функции допролетарского государства:

Внутренняя (главная) – ограничение деятельности эксплуатируемого большинства

Внешняя (неглавная) – расширение территории своего государства и ее охрана

Акцент делался на том, что после разрушения старого государства должна возникнуть пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата - советская власть. Сталин был полностью разочарован в буржуазном устройстве общества: он отрицал территориальный способ организации государства, принцип разделения властей, «буржуазный парламентаризм» и т.д.

Советская власть должна объединить три ветви власти в единую государственную организацию, заменить территориальные округа заводами, фабриками (производственными единицами), связать трудящиеся массы государственным аппаратом управления, что научит их управлению страной.

Он говорил о том, что посредством этих нововведений советский народ сможет прийти к совершенно «новому типу государства», будет достигнут новый исторический тип демократии. Это будет советская, пролетарская демократия, которая будет превосходить буржуазную. Главную причину превосходства Сталин видит в том, что светская власть привлекает массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего не происходит при буржуазно-демократическом.

Сталин объясняет неприятие демократических норм советским государством тем, что население, желающее иметь демократические порядки, еще не достигло должного уровня культурности. А вместе с отсутствием должного уровня активности рабочих, которых можно выбирать и ставить на посты это приводит к отступлению от демократии.

Следует отметить, что Сталин не связывал демократию реализацией индивидом гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Человек был для него лишь «винтиком»: он не придавал большого значения отдельной личности, считая ее величиной малой и ненастоящей. Он говорил об этом повсеместно, м в 1906 году в цикле статей «Анархизм или социализм?» он определял массу в качестве краеугольного камня марксизма и говорил от том, что личность освободится только тогда, когда освободится масса. Таким образом права и свободы превращаются в пустые категории.

Сталинская демократия –это по сути и есть диктатура пролетариата, которая выступает как разветвленная система различных организаций как государственных (Советы, которые пронизывают центральные и местные органы управления), так и негосударственные (профсоюзы, кооперация, союз комсомола, партия большевиков). Все эти факторы подтверждают неопровержимое главенство большевистской партии. Она выступает в роли «авангарда», «одухотворяющей», «направляющей силы». А все остальные части этой системы- это лишь «рычаги» беспрекословно выполняющие директивы партии.

Сталин больше, чем другие большевики преуспел в усугублении взглядов Ленина на функции и роль партии в эпоху диктатуры пролетариата. Можно сказать, что он значительно модернизировал модель ВКП(б). Сталин воспринимал большевистскую партию как объединение людей, сплоченное, стремящееся к общей цели и построенное на беспрекословном соблюдении железной дисциплины, где все подчиняются одной воле. Другими словами, партия едина и монолитна: в ней нет никаких дискуссий, плюрализма мнений, нет выборов и фракций. Она больше похожа на бюрократическое учреждение, воинскую часть или общину единоверцев. Притом должна аккумулировать в себе черты всех трёх учреждений. Также Сталин подчеркивает тотальность диктатуры большевистской партии над всем: над сами пролетариатом, над советским государством, обществом, над каждым гражданином в отдельности. В его интерпретации партия большевиков – это «ядро власти», «орудие диктатуры пролетариата»

Сталин выделял следующие методы, посредством которых большевистская партия управляла страной: без указаний партии никакой вопрос, будь то политический или организационный, не решается. Она принимает непосредственное участие при распределении постов между, так называемой номенклатурой. Партия задействована во всех отраслях государственного управления, именно этим она подчиняет себе весь государственный аппарат. А тем, кто ослушается воли партии, придется ощутить на себе ее «карающую руку»

Особо Сталин поддерживал тезис Ленина о том, что большевистская партия претендует на полную монополию на обладание захваченной властью. [10]Партия коммунистов является единоличным обладателем власти, никакая другая партия не может претендовать на руководство на ровне с большевистской. Но Сталин подошел к этому вопросу гораздо серьезнее, чем Ленин, и Сталинская конституция 1936 года впервые признала на официальном уровне и закрепляет положение КПСС: руководящая роль КПСС была узаконена в документе (6-я статья конституции о руководящей роли КПСС)

Таким образом, Сталин на протяжении всего своего нахождения у высших эшелонов власти проводил политику нацеленную на создание строго централизованного государства. С включением этой статьи в основной закон государства можно считать, что Сталин завершил создание тоталитарной политической системы. Он значительным образом преобразовал ленинскую идеологию, но все же суть ее осталась неизменной. Заключение

Заглянув в не столь далекое прошлое своей родной страны, понимаешь, как сильно могут повлиять взгляды и устремления одного человека на жизнь людей не только в этой стране, но и за ее пределами.

Образование партии большевиков -это не спонтанное явление в нашей стране. Оно было подготовлено возникновением и распространением в России марксизма - системы политических взглядов, принципов и идеалов К. Маркса и Ф. Энгельса о буржуазном обществе XIX века, о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию - коммунизм.

Марксизм ХХ века - это и есть ничто иное, как большевизм, ленинизм. И основными выразителями этой идеологии были В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин. Все она поддерживали коренные марксо-энгельсовские положения о власти и государстве. Они вдохновляли их и в то же время ограничивали их поле деятельности. И все же несмотря на некие ограничения в рамках идеологии, каждому теоретику удалось внести в это течение что-то свое, но никогда они не выходили за пределы его смыслового пространства. Большевистская мысль всегда быстро реагировала на складывающиеся политические условия, конъюнктуру, эволюционировав и принимая все новые и новые формы. Но никогда не оставляла свои идейные основы, теоретические и идеологические позиции.

Безусловно, наряду с представителями этого течения, существуют и другие. также имеющие свои взгляды и устремления. Постижение их идей, идеологий, другими словами, всего того, что составляет мир политики - это и есть важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях, а также бесспорная предпосылка его развития. Без опоры на прошлое в политико-правовой сфере не возможно вывести какие-либо новые теоретические основы.

Сегодня, когда большое внимание уделяется политическому прогнозированию различных процессов, происходящих как внутри государства, так и за его пределами, опора на исторический опыт крайне важна. Ведь многие события, происходящие в современности, зачастую имеют аналог в прошлом. Именно их анализ дает возможность развитию научной прогностики, футурологии в области современны юридических, политологических и других социальных наук. и как следствие помогает при решении глобальных проблем современности.

Представитель новых идейных течений черпают из политических и правовых учений прошлого аргументы для обоснования своих позиций и осуждения взглядов своих идеологических противников. История политико-правовых идей широко используется в многочисленных современных интерпретациях проблем прав и свобод человека, правового государства.

Политические и правовые концепции настоящего и прошлого играют существенную роль при обосновании тех или иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Стоит заметить, что особое влияние имеют, так называемые авторитетные классические политические и правовые доктрины такие как большевизм.

Таким образом, большевизм существенным образом повлиял не только на политическую обстановку в нашей стране, её взаимоотношения с другими государствами, но и внес некие изменения в самосознание советского народа.

В любом случае мы должны хранить память об этом далеко не простом историческом этапе в жизни нашего государства, чтобы в дальнейшем не повторять подобных ошибок.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал