Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осударство и право Российской империи в период абсолютизма







 


Комиссии готовили проекты законов, определявших государ­ственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие.

Монархическая форма правления считалась неизменной, неотъемлемой и единственно возможной для России. Наряду с этим отмечалась необходимость проведения правовой ре­формы в целях улучшения государственного строя и укрепле­ния законности.

Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, ко­торую предполагалось создать, Екатерина II написала «Наказ»(1766 г.), в котором формулировались принципы пра­вовой политики и правовой системы. Значительная часть текста «Наказа» (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье «О духе законор», трактата Ч. Беккариа «О пре­ступлениях и наказаниях» (около ста статей), «Энциклопе-дии»Д. Дидро и д'Аламбера. В целом заимствования состави­ли более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концеп­ции «Наказ» был самостоятельным произведением, выразив­шим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделен­ных на пять разделов. В первых пяти главах (ст. 1-38) сфор­мулированы общие принципы устройства государства, в гла­вах б и 7 (ст. 39—79) «О законах вообще»и «О законах подроб­но» — основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8 и 9 (ст. 80—141) посвяще­ны уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактов­ке Ч. Беккариа) посвящена глава 10 (ст. 142—250).

В главах 11—18 (ст.251-438) излагаются основные положе­ния сословно-правовой организации (крестьяне — дворянст­во - средний класс). Главы 19 и 20 (ст. 439 -521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.

В 1768 г. текст «Наказа»был дополнен главой 21, содержа­щей основы административно-полицейского управления, и главой 22 о регулировании государственных финансов. «Наказ»обосновывает политические принципы абсолютист­ского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки вы­водились из «естественного»положения России и подкрепля­лись ссылками на русскую политическую историю.


 

V.

 


 


Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх Объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует общество и толкует законы.

Для лучшего исполнения власти в обществе учреждаются «власти средние, подчиненные и зависящие от верховной». Этим «правительствам»поручалось правление и исполнение суда именем монарха.

Цель всех действий верховной власти — обеспечение без­опасности каждого гражданина, «власть сотворена для наро­да». Монархия призвана содействовать непрерывному совер­шенствованию общества. Для достижения этих целей необхо­димо установление в государстве «наилучших законов».

Монарх призван проявлять «кроткость и снисходитель­ность», следуя установившимся традициям, стремясь обеспе­чить в обществе «блаженство каждого и всех» (что стало деви­зом уложенной комиссии). Вместе с тем никаких ограниче­ний (кроме этических) «Наказ»для верховной власти не пред­усматривал.

«Наказ " декларировал общую для всех граждан свободу {вольность) и равную обязанность всех перед лицом государ­ственной власти. Однако далее он обосновывал неравное по­ложение сословий перед властью и законом. Дается четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связы­валось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.

Сословная структура общества соотносилась с «естествен-ным»делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит осо­бое место, учитывая особую важность его функций: военную службу и отправление правосудия. «Наказ» устанавливает со­словное деление с соответствующей разницей в правах и при­вилегиях: первое место отводится дворянству, второе — «среднему роду», последнее — «нижнему роду людей», крес­тьянству. Попытки нарушить сословное неравенство оцени­ваются «Наказом»как гибельные для общества. Равенство ви­дится лишь в одном — одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал