Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социалистическая реконструкция народного хозяйства
На апрельском (1929 г.) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По ь проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более умеренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее. В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ. К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективиза- Е& сударство и право в период государственно-партийного социализма 489 ции. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись). В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разработала программу борьбы с кулачеством. В состав «кулачества» включались три категории крестьян: 1) «кулаки», занимавшиеся «контрреволюционной деятельностью»; 2) «кулаки», не оказывающие активного сопротивления власти; 3) «кулаки», признанные лояльными по отношению к власти. Представители первой и второй категорий подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. «Кулаки» третьей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из первого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государству и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны. Довольно длительное время взаимоотношения сельских Советов и сельских сходов (органов традиционного крестьянского самоуправления) не были урегулированы в правовом порядке. В 1927 г. в РСФСР и УССР были изданы положения «Об общих собраниях (сходах) граждан в сельской местности». Советы наделялись правом созывать или разрешать сходы, определять повестку дня и контролировать их дея-
тельность. Это положение было закреплено в Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. После завершения сплошной коллективизации сходы перестали собираться вовсе. Их попытались заменить новыми общественными организациями: в 1929 г. — сельскохозяйственными производственными совещаниями при сельсоветах, в 1930 г. — сельскими общественными судами, группами бедноты и батрачества. Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926—1928 гг.), когда старая система административного устройства: губерния — уезд — волость — была ликвидирована. На ее месте возникла новая система: область (край) — округ — район. Ряд областей был создан на правах губерний. В 1930 г. было ликвидировано промежуточное звено — округ. В 1934—1935 гг. было проведено разукрупнение краев и областей. Соответственно каждая территориальная единица возглавлялась советским органом. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации. С 1927 г. стали ежегодно собираться совещания наркомов земледелия союзных республик, производственное руководство сельским хозяйством осуществляли специальные органы — Зернотрест, Сельхозснабжение, Колхозцентр. В декабре 1929 г. образуется объединенный Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование сельского хозяйства (в его состав вошел Колхозцентр). В октябре 1932 г. из Наркомзема выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам (Комзаг) при СНК. В начале 1923 г. при машинно-тракторных станциях создавались политотделы, просуществовавшие до конца 1934 г. МТС стали центрами, осуществлявшими контроль за сельскохозяйственным производством, принадлежность сельхозтехники государству (колхозы получали ее в пользование) ставила колхозы в зависимость от этих центров. Согласно январскому постановлению СНК и ЦК ВКП(б), заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями. Государство контролировало размеры по-
|