Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право в период государственно-партийного социализма 463
зались на развитии производства. В июне 1931 г. была сделана попытка остановить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецедство», слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничения доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931 г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены трудовые книжки, в которых фиксировались все предыдущие места работы, предъявление их было обязательно при приеме на работу. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла, упразднялся управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома). Произошла централизация власти на предприятии, осуществлявшаяся на фоне борьбы за дисциплину и повышение производительности. В начале 1933 г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. Рыночную экономику заменила административно-командная система. Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены контрольные цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытесняется элементами непосредственного управления. Нарастают элементы натурализации, и рыночные, денежные формы превращаются в «непосредственную форму материального плана». «Подлинное регулирование начинается там, где деятельность государства ставит себя на место так называемого экономического мотива, т. е. эгоистического интереса обособленного хозяйствующего элемента» (Е. Пашуканис). План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу. Хозяйственный кризис 1925 г. (срыв хлебозаготовок) привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в эконо- X. ам процесс ликвидации кризиса складывался из ком- лер планово-административного воздействия (сокра-< редитования, регулирование цен, вытеснение част-товли и т. п.) и рыночного регулирования (товарная: нция государства). В условиях реконструктивного пе-юявилась необходимость повернуть предприятие к плану», причем не в порядке частичного корректи-то было сделано в 1927 г. (во втором декрете о трестах шлось в обязанность ориентироваться на плановые гели), а более основательно. Организационные хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 ориентироваться исключительно на план. Реоргани-правления промышленностью, проводимая в 1929 г., та это обстоятельство. в 1927г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо) центрального управления государственной промыш-гью (с его директоратами-отделами) были созданы от-1е главные управления. На них опиралась в своей дея-: ти планово-экономическое управление. Сложилась нная система управления: главк — трест — предпри-иректор предприятия действовал по доверенности и [и треста, участвовал в работе треста по составлению эдственных планов. С 1929 г. центр оперативного уп-1я перемещается с треста на предприятие. Расшири-еделы заводского и цехового хозяйствования (по по-ю 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система 1тов упразднялась, вместо них создавались отрасле-нозные и республиканские объединения, областные и районные промышленные комбинаты). [X продолжал руководить общесоюзной и республи-I (через республиканские СНХ) промышленностью, юй промышленностью, осуществлял регулирование ния и сбыта, планирование. С 1930 г. от ВСНХ стали ъся самостоятельные отрасли управления: пищевая идейность (отошла к Наркомторгу), в 1932 г. легкая аленность (к Наркомлегпрому), лесная и лесообраба-дая промышленность (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ азуется в Наркомтяжпром, местные совнархозы — в аты легкой промышленности и областные (краевые) •ния. 130 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных
|