Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТОЛАНД (Toland) Джон (1670—1722) — англий­ский философ, один из первых представителей свободо­мыслия в интеллектуальной традиции Нового времени.






ТОЛАНД (Toland) Джон (1670—1722) — англий­ский философ, один из первых представителей свободо­мыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687—1690), Эдин­бурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Гол­ландия, 1691—1692), в Оксфорде (1693—1695). Основ­ные сочинения: " Племя левитов" (1691, не сохранилось), " Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), " Свободная Англия" (1701), " Письма к Серене" (1704),

" Адеисидемон" (1708), " Письма против духовенства" (1712), " Назарянин" (1718), " Тетрадимус" (1720), " Пантеистикон" (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических ос­нованиях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. По мысли Т., " кто бы ни раскры­вал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, че­го мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело — возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал про­цесс целенаправленного формирования у людей религи­озных предрассудков " на всех ступенях нашей жизни" и у людей " всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности кото­рых — " не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях". Придерживаясь идеи о возможнос­ти адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: " У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у са­мого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Ра­зум — способность души обнаруживать " несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал по­стулаты о единстве материи и движения, трактуя послед­нее (правда, вне его качественного " измерения") как ат­рибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные из­менения, т.е. находится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и беско­нечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая по­стулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества (" мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, " может производить только телесное". Будучи сторонником тезиса о необхо­димости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного англий­ского материализма 17—18 вв., утверждавшего материа­листическое миропонимание уделом элиты, а рели­гию — пригодной для утешения масс.

A.A. Грицанов

" ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ" (" Die Traumdeutung". Вена, 1900) — работа Фрейда,

" ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ" (" Die Traumdeutung". Вена, 1900) — работа Фрейда, посвя­щенная одному из основных психоаналитических мето-

дов познания бессознательных психических процессов и их врачевания. " Т.С." полагается в психоаналитических кругах " библией психоанализа". Основное внимание Фрейд уделил источникам сновидений, среди которых выделяются: внешнее чувственное раздражение, внут­реннее (субъективное) чувственное раздражение, внут­реннее (органическое) физическое раздражение и психи­ческие источники раздражений. Кроме того, Фрейд осу­ществляет группировку различных теорий сновидений, выделяя: теории, признающие, что в сновидениях полно­стью продолжается вся психическая деятельность бодр­ствующего состояния; теории, признающие понижение психической деятельности в сновидениях (т.е. ослабле­ние ассоциаций и оскудение перерабатываемого матери­ала); и теории, приписывающие " грезящей душе" спо­собность и склонность к особой психической деятельно­сти, на которую она в бодрствующем состоянии либо не­способна, либо способна в очень незначительной степе­ни. Наиболее общую функцию сновидений Фрейд опре­деляет как снятие полученных раздражений. Фрейд опи­сывает два общеизвестных метода толкования сновиде­ний (символический и расшифровывания) и предлагает психоаналитический метод их интерпретации, на осно­вании того, что сновидения могут и должны быть вклю­чены в " психологическую цепь" существования индиви­дуума. Фрейд выводит положение о том, что сновидения являются инструментом специфического осуществле­ния нереализованных и вытесненных желаний. Фрейд анализирует различного рода искажения, которые про­исходят в снах и сновидениях относительно реальных жизненных ситуаций, поскольку правила и законы, дей­ствующие в обыденной жизни, в них не действуют либо вообще, либо действуют в незначительной малой степе­ни. Фрейд систематизирует материал, используемый в сновидениях, и делит его на следующие группы: впечат­ления предыдущего дня, детские воспоминания, сома­тические источники и типические сновидения. Особый интерес представляет последняя группа, где Фрейд предлагает собственную трактовку символов, часто по­являющихся в сновидениях. Фрейдом описываются ви­ды деятельности сновидений и выделяются: процесс сгущения, процесс сдвига, средства изображения, отно­шение к изобразительности, влияние на счет и речь, ин­теллектуальную деятельность, аффекты и вторичную обработку. Фрейд рассматривает проблему психологии деятельности сновидений, анализируя вопросы забыва­ния сновидений, регрессии, осуществления желаний, пробуждения благодаря сновидениям, отодвигания и ре­альности. В общем анализ снов и толкование сновиде­ний осуществляются Фрейдом в целях диагностики и психотерапии.

Д.П. Брылев


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал