Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качество и конкурентоспособность продукции
Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Свойство продукции – это объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Степень проявления каждого свойства продукции оценивается посредством характеристик, называемых показателями качества. Показатель качества – качественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. В зависимости от целей оценки качества продукции существуют различные классификации показателей качества. Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. В свою очередь, оценочные показатели разделяют на: · функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности; · ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления; · природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей - безотказности и экологичности. Управление качеством продукции – это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание оптимальной продукции с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающие максимально эффективное ее использование. Управление качеством должно осуществляться системно, то есть на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции. Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества», которая включает в себя следующие стадии: · маркетинг, поиск и изучение рынка; · проектирование и/или разработка технических требований к продукции; · материально техническое снабжение; · подготовка и разработка производственных процессов; · производство; · контроль и испытания; · упаковка и хранение; · реализация и распределение продукции; · монтаж и эксплуатация; · техническая помощь в обслуживании; · утилизация после использования изделия. По характеру воздействия на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукции удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: · национальные стандарты; · правила стандартизации нормы и рекомендации в области стандартизации; · классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; · стандарты предприятий. В зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований выделяют: основополагающие стандарты, стандарты на продукцию (услуги), на работы и на методы контроля. Международной организацией по стандартизации (ISO) группы стандартов по управлению качеством и обеспечению качества разработаны стандарты ISO, которые носят рекомендательный характер. С понятием «уровень качества продукции» тесно связано понятие конкурентоспособность. Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени. Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности – качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность продукции характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности. Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции. Оценка конкурентоспособности производится в следующей последовательности: 1) сбор данных о конкуренте; 2) формирование требований к изделию; 3) определение перечня параметров, подлежащих оценке; 4) определение показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам; 5) расчет интегрального показателя конкурентоспособности; 6) вывод о конкурентоспособности; 7) разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат.
|