Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определения одиночества
В истории философско-психологической мысли феномен одиночества трактуется неоднозначно. В научном рассмотрении одиночества можно выделить две тенденции, обусловленные его негативной и позитивной направленностью. Существующее противоречие в оценке характера влияния одиночества на жизнь человека выражается в том, что, с одной стороны, оно понимается как деструктивное для личности, с другой - считается необходимым этапом самопознания и самоопределения. Причины такого резкого расхождения взглядов заключаются прежде всего в недостаточной изученности феноменологии, а тем более - психологических механизмов одиночества. Большинство исследователей одиночества связывают его с резко негативными эмоциональными переживаниями, разрушительным образом влияющими на личность. В контексте проблем общения одиночество рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Амбраумовой, Г. П. Орлова, И. С. Кона, А. А. Леонтьева и др. [3, 4, 12, 13, 70-73]. Суть понимания одиночества может быть сведена к следующему: индивид не может найти необходимый ему эмоциональный отклик в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество. Современный человек наиболее остро ощущает одиночество в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения. Это может наблюдаться где угодно: на работе, в городской толпе, в кругу семьи, среди приятелей или знакомых. Большое количество поверхностных связей не является показателем подлинности общения, единения с другими людьми. Увеличение контактов составляет лишь внешнюю сторону общения, внутренней же содержательной стороной являются отношения этического плана. Именно этого оказывается лишено «общение», перегруженное контактами и поверхностными связями, что, по мнению вышеуказанных авторов, ведет к одиночеству. Рассматривая одиночество как психический феномен, можно говорить о нем в разных категориях, например таких, как чувство, процесс, отношение, потребность. Одиночество как чувство обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, «инако-вости», вследствие чего возникает определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества часто сопряжено с осознанием невозможности, по крайней мере на данном этапе, иметь близкие отношения с кем-либо. Конечно, речь идет об отношениях, основанных на взаимном принятии, любви и понимании. Одиночество как процесс - это постепенное утрачивание способности личности воспринимать и реализовы-вать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процесса одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни. Одиночество как отношение - это невозможность принятия мира как самоцели и самоценности. При этом
индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не интегрирует себя в окружающее социальное пространство. Одиночество как жизненная позиция - это осознанное нежелание поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было: матерью, отцом, братом, сестрой, детьми, не говоря уже о друзьях, их просто нет. Впрочем, своих детей у таких людей тоже, как правило, не бывает. Человек отчужден не только от других, себе подобных, но и от мира в целом - его ценностей, идеалов, норм. Причины этого мы рассмотрим в последующих разделах учебника. Сейчас лишь констатируем факт: одиночество как осознанно выбранная и даже выработанная жизненная позиция в жизни встречается. Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром. Оно выражается, например, в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения. Состояние одиночества имеет ряд модальностей от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия. В пограничных формах состояние одиночества вызывает резкую актуализацию потребности в общении, что может выражаться в оторванности от действительности, смешивании реальных и иллюзорных событий и ситуаций, даже персонификации предметов. Патологическая форма состояния одиночества сопровождается психическими расстройствами, галлюцинациями и т. п. Можно видеть, что любое обсуждение одиночества вне феноменологического измерения с неизбежностью заканчивается потерей его специфики как психического, эк-зистенционального состояния и распадением его структу- ры на отдельные составляющие. Феноменологический анализ, сфокусированный на «чистой субъективности» переживания одиночества, необходим для воссоздания этого феномена. В психологических словарях одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Условиями для его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспериментально созданных или естественных) резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетативными реакциями. Иногда наблюдаются психические расстройства: реактивные галлюцинации, деперсонализаци-онные переживания, сверхценные идеи. На наш взгляд, категория «психогенный фактор» не достаточно четко и точно определяет одиночество как психическое явление. В существующих дефинициях акцентируются следствия влияния такого психогенного фактора на человека, чем, собственно, исключаются внутренние, субъектные детерминанты одиночества. Существующие исследования одиночества со всей очевидностью доказывают, что это не фактор, вызывающий состояние, а само психическое состояние, переживание. Синоними-зация понятий одиночества и изоляции приводит к потере содержательного, вторичного, отраженного существования этих феноменов. Одиночество более динамично и личностно, чем изоляция, и, безусловно, кроме внешних проявлений, имеет внутренний, собственно психологический контекст. Теперь рассмотрим некоторые отдельные авторские попытки определения одиночества.
B. А. Андрусенко, кроме обусловленности одиноче Р. Вейс определяет одиночество как эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Он полагает его продуктом комбинированного интерактивного действия фактора личности и фактора ситуации, поэтому различает эмоциональное и социальное одиночество. Причем если одиночество становится хроническим, то превращается в безнадежную апатию. C. Кьеркегор считает, что одиночество - это замк Бен Миюскович говорит, что одиночество - это и чувство, и понятие. Это такой психологический мотив, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов. Томас Вульф считает, что это универсальное состояние всего человечества: «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека». Садлер и Джонсон считают одиночество характерным и очень важным для человека явлением, требующим более внимательного изучения социальными и медицинскими науками, чем это было до сих пор. Д. Янг дает такое определение: «Одиночество -это отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психического расстройства, которое связано с действительным или воображаемым отсутствием таковых». Рисмен и Слейтер называют одиночество продуктом действия социальных сил. По их мнению, это нормативный, статистический показатель, характеризующий общество. Мы определяем одиночество как психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми. Это определение усвоить и запомнить несложно, если понять его содержательное наполнение. Во-первых, одиночество - это состояние со всеми присущими этому классу психических явлений характеристиками. Главными из них выступают интенсивность переживания и определенная ограниченность во времени, так как никакое состояние не может длиться вечно. Второй момент, требующий особого внимания и четкого понимания, - это то, что невозможность или нежелание чувствовать нужный отклик субъективны. Это, собственно, является главным в понимании сути одиночества. То, что чувства по своей природе субъективны, сомнений не вызывает, но применительно к одиночеству это выглядит особенно актуальным. Именно субъективная невозможность (нежелание) чувствовать то, что вполне возможно почувствовать, выйдя из этого состояния, определяет суть одиночества. Внешние объективные факторы, способствующие одиночеству, конечно, существуют, но определяющими не являются. Как уже отмечалось, че-
ловек и в затворничестве может не испытывать одиночества, но может переживать жесточайшие формы данного состояния, будучи вполне социализированным (семья, работа, дети, друзья и т. д.). И, наконец, третье: человеку для нормального существования абсолютно необходимо признание и принятие себя как другими людьми, так и самим собой. Если на какой-то момент он утрачивает это или же по каким-то причинам не может чувствовать, то вероятность переживания одиночества очень высока. Можно видеть, что определяющим в одиночестве является его принадлежность к психическим состояниям, все остальное, главное из которого - субъективность и субъектность, как принадлежность конкретному носителю психики, производны. Понятно, что для того чтобы найти производные, нужно знать функцию, и функция эта — психическое состояние. Вывод. Из наших, пока предварительных рассуждений становится очевидно, что феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и индивидуального осмысления его исследователем. Поэтому рассмотрение отдельных его сторон, например, внешних и внутренних причин в индивидуальном контексте переживаний, зависимости от социальных преобразований в обществе и других, представляет собой необходимый и методологически обоснованный этап исследования. Далее мы рассмотрим и проанализируем существу 1.2. Психодинамическое направление По-видимому, первыми из психологов и психотерапевтов, кто стал разрабатывать проблему человеческого одиночества, были психоаналитики школы 3. Фрейда. С их точки зрения, одиночество становится следствием (отражением) таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность. Постепенно эти врожденные или приобретенные свойства психики аккумулируются в комплекс «одиночество». Фрейд, а затем и его последователи объясняют одиночество ранними влияниями на личностное развитие ребенка. Все представители психоанализа, занимающиеся одиночеством, отмечают значение ранней детской стадии развития индивида в формировании «синдрома одиночества». Ребенок, окруженный только акцентуированной любовью и восхищением со стороны семьи и окружающих, в будущем часто имеет комплекс собственного величия и незаменимости, который приводит к стремлению быть объектом любви и почитания со стороны других людей. Поскольку это, как правило, не реализуется окружающими, то вокруг нарцис-сической личности возникает зона дефицита общения и враждебности, с неизбежностью приводящая к чувству одиночества. Представители психодинамической традиции абсолютизируют влияние внутриличностных факторов на возникновение и проявление одиночества. Они считают, что ранний детский опыт во многом определяет, будет ли человек одинок в последующей своей жизни. Одиночество взрослого человека имеет свои истоки в ранних детских впечатлениях и реакциях и рассматривается только как патологическое явление, имеющее, конечно, негативное влияние на личность. 3. Фрейд писал, что невроз заменяет монастырь, в который удалились разочарованные в жизни люди или такие, которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни. Монастырь - место уединения от мирской жизни, где человек уже не чувствует себя изгоем за свое «пристрастие» к одиночеству. При невозможности отре-
чения от мира и ухода в монастырь человек «уходит» в невроз. В нашей интерпретации - невроз следует за одиночеством. К. Хорни, ученица и последовательница Фрейда, характеризуя типы невротичных личностей (уступчивый, отстраненный, агрессивный), по существу описывает проявления одиночества каждого из них. Такие представители психодинамической теории одиночества, как Д. Зил-бург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Бартон, Феррера, Рубенс, Лидерман, концентрируют внимание на том, какие внутриличностные факторы (черты характера, внутренние конфликты и др.) приводят к состоянию одиночества. Они мало или вообще не рассматривают ситуативные факторы, которые, по мнению психологов других направлений, в не меньшей степени способствуют проявлению одиночества. В 1938 году Зилбург опубликовал первый психологический анализ одиночества. Он четко обозначил грань между одиночеством и уединенностью, считая последнюю нормальным и преходящим умонастроением. Зилбург полагал, что уединенность наступает тогда, когда человек нуждается в общении с какой-то конкретной личностью. Одиночество же, напротив, носит постоянный характер и является непреодолимым ощущением. Своеобразная триада, лежащая в основании одиночества, по Зилбургу, выглядит следующим образом: ранний нарциссизм, мания величия, враждебность со стороны окружающих. Причем все это сопровождается инфантильным чувством собственной всесильности и эгоцентризма. Одинокий человек постоянно старается изобличить в чем-то других, возможно, таким образом утешая себя чьим-то несовершенством или чьей-то греховностью. Зилбург писал: «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность», направленную как во- внутрь, так и вовне. Когда одинокий скрытен, он пытается не показать другим свою неполноценность. Враждебность же обусловлена действием защитных механизмов, инстинктом самосохранения. Одинокий человек считает, что он не такой, как все, что многие по тем или иным причинам отвергнут его, если будут знать о нем достаточно много или даже кое-что. Салливан проследил возрастную динамику потребности человека в интимной близости. В раннем детстве эта потребность проявляется в стремлении ребенка к контакту сначала со взрослым, затем с «настоящими» партнерами по играм, то есть со сверстниками. В подростковом возрасте возникает потребность в друге одного пола, с которым можно поделиться самым сокровенным. Кроме того, Салливан установил большое влияние характера взаимоотношений с родителями на успешность установления приятельских отношений со сверстниками. Если у подростка проявляется неспособность к удовлетворению потребности в интимности, то это может привести к глубокому одиночеству как в данном возрасте, так и в последующей жизни. Салливан считал, что одиночество «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». По мнению Салливана, одиночество связано с недостатком, или утратой, или боязнью утраты таких аспектов взаимоотношений, которые складываются, формируются на определенных этапах его личностного развития. Он отмечает, что в наиболее завершенной и страшной форме одиночество проявляется начиная с подросткового возраста. Хотя Салливан не описал тенденции, приводящие к патологическому одиночеству взрослого человека, он соглашается со своими коллегами в том, что источники его находятся в раннем одиночестве младенца. Чаще других ранних публикаций об одиночестве упоминается статья Фриды Фромм-Рейхман «Одиноче-
ство», где в результате клинического исследования психических заболеваний дана одна из первых концептуализации одиночества. Автор считает одиночество экстремальным состоянием, возможно, потому, что" изучала'его на группе шизофренических больных. Ф. Фромм-Рейхман полагает, что одиночество носит разрушительный характер, приводит к развитию психотических состояний и превращает людей в «эмоционально парализованных и беспомощных». Иногда одиночество полностью деморализует человека, что может привести к психической девиации. Большое значение в формировании одиночества имеет преждевременное отлучение от материнской ласки. В то же время Ф. Фромм-Рейхман отмечает, как трудно исследователю подробно рассмотреть проблему одиночества, в том числе потому, что сама испытывала серьезные терминологические затруднения. Она пришла к выводу, что одиночество - столь мучительное и пугающее переживание, что люди пойдут на что угодно, лишь бы его избежать. В своей статье (1959 г.) Фромм-Рейхман пишет: «Подобное игнорирование включает, по-видимому, и странное нежелание со стороны психиатров внести ясность в этот вопрос с научной точки зрения. Таким образом, получается, что одиночество - одно из наименее удовлетворительно разработанных психических явлений, даже не упомянутое в большинстве учебников по психиатрии». Одним из современных представителей неофрейдизма, а именно гуманистического психоанализа, является немецко-американский психолог Эрих Фромм. Он подчеркивает, что сама природа человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. Фромм рассматривает некоторые человеческие потребности, приводящие к неприятию одиночества, например, потребность в общении, привязанности, связях с людьми, самоутверждении. Согласно Э. Фромму, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации, необходимость иметь объект поклонения также вызывают резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Чувство одиночества фрагментирует личность, раскалывает ее на дискретные части, а это в свою очередь ведет к агрессивности, насилию, терроризму, анархии. Подробно рассмотренные ситуации, вызывающие у человека ужас перед одиночеством, являются классическими примерами в исследовании данного психического явления. 1.3. Социологический подход Наверное, полярным психодинамическому направлению можно назвать социологический подход, авторами которого являются Дэвид Рисмен, Карл Боумен и Р. Слейтер. Самую популярную среди всех прочих концепцию одиночества разработал Д. Рисмен с соавторами. Эта концепция нашла свое отражение в его известной монографии «Одинокая толпа», которая отличается фундаментальностью и методологической обоснованностью исследования. Само название работы дает представление о сути авторского замысла и идее, положенной в основу его концептуального подхода. Анализируя политическое поведение американцев, Д. Рисмен и его последователь Р. Слейтер связывают исследование одиночества с изучением «американского характера» (впоследствии они стали употреблять термин «социальный характер»). Одновременно с этим они анализируют удовлетворение обществом потребностей его членов. Д. Рисмен вывел три вида социального характера: традиционно ориентированный, извне ориентированный и изнутри ориентированный. Одинокая толпа образуется
именно извне ориентированными индивидами, то есть направленными вовне или ориентированными на других. Такие люди не только нуждаются в постоянном одобрении со стороны других, но и активно приспосабливаются к обстоятельствам, чтобы это одобрение заслужить. Они, подобно флюгеру, соотносят линию своего поведения с тем, чтобы наиболее «выгодным» способом контролировать свое межличностное общение. В определенном смысле Рисмен дополняет Роджерса, говоря о том, что извне ориентированные люди обособлены от своего истинного «Я» и могут быть излишне тревожными. Они беспокоятся по поводу достаточности (и вообще наличия) внимания к себе со стороны других людей. Их требования слишком велики, поэтому и ожидания по отношению к благорасположенности других людей никогда полностью не оправдываются: потребность в определенного рода качестве межличностного общения остается неудовлетворенной. По мере увеличения подобной ориентации среди населения (что провоцируется социальными факторами и причинами) увеличивается и число индивидов, испытывающих одиночество среди людей, то есть растет «одинокая толпа». Рисмен также отмечает, что достаточно серьезным фактором одиночества выступают события в жизни взрослого человека, например, развод. К. Боумен считает одиночество побочным следствием социальных изменений, происходящих в обществе. В то же время он указывает на весьма болезненный характер переживания одиночества, хотя и считает его естественным атрибутом человеческого бытия. Согласно его точке зрения, любое изменение социальных институтов неизбежно приводит к «провалам», разрывам межличностных связей и тем самым порождает одиночество. Боумен, как и другие представители социологического на- правления, полагает, что причины одиночества находятся вне индивида: одиночество личности - это продукт действия социальных сил. Особо подчеркиваются следующие три силы. 1. Ослабление связей в первичной группе. Первичная группа - это семья или что-то, ее заменяющее. На примере последнего столетия или даже полувека можно легко убедиться, как резко ослабевают связи в семье от поколения к поколению. Причинами этого выступают многие факторы. Например, увеличение темпа жизни до такой степени, что старшие поколения его не выдерживают, потому что не улавливают и не понимают. Другими примерами могут послужить изменения общественных ценностей, нравственных идеалов, этических эталонов. Даже ближайшие поколения зачастую не понимают и не принимают друг друга. Конечно, увеличивающийся психологический разрыв между поколениями - это лишь один из примеров ослабления связей в первичной группе, хотя, возможно, основной. 2. Увеличение семейной мобильности. Здесь проблема заключается не только в урбанизации - массовом росте городов в середине прошлого столетия и, следовательно, миграции населения. Более важна психологическая сторона вопроса. Например, увеличение общего числа разводов, заключение вторых и даже третьих браков. Большое значение имеет смешение полоролевых семейных функций. Далеко не всегда мужчина содержит семью, а женщина ведет домашнее хозяйство. Огромное разнообразие современных семей не дает возможности создания некоего «чистого образца», общественного идеала семьи. Поэтому наблюдается увеличение числа людей, недовольных своей семейной жизнью, причем независимо от материального обеспечения или карьерного роста супругов.
4 Зак. 44 3. Увеличение социальной мобильности. Хотя эта сила была обозначена в 50-х годах прошлого столетия, особенно ярко ее можно проиллюстрировать на примере современной России. В постперестроечный период в России начались колоссальные социальные, политические; экономические изменения, которые привели к длительной нестабильности в перечисленных сферах жизни. Невостребованность специалистов высшего уровня подготовки, инженеров, военных, творческой интеллигенции и многих других, что нашло свое выражение в чрезвычайно низкой оплате труда и даже отсутствии таковой, вынудила людей менять профессии, получать другое, часто менее качественное образование. Далеко не все смогли переквалифицироваться и приспособиться к рыночным отношениям, учитывая еще и то, что в нашей стране эти отношения носили нецивилизованный характер. Процветание преступности в самых разных проявлениях создавало (и создает до сих пор) условия недоверия правоохранительным органам, чувство незащищенности со стороны государства, закона, беспокойство за свое будущее и, особенно за будущее своих детей. Конечно, при подобных, действительно объективных обстоятельствах у человека возникает чувство потерянности, заброшенности, беспомощности и бесправности. В результате он испытывает жесточайшее одиночество2. Положение усугубляется при наложении субъективных факторов личного неблагополучия. Причем общегосударственное положение влияет на каждого гражданина, и совершенно естественно предполагать рост психологического нездоровья людей в многоаспектно нездоровом, нестабильном государстве. В совокупности три указанные силы приводят к неустойчивости межличностных связей и потере глубины - См. 1.5. Интеракционистский подход. человеческого общения, а одиночество становится побочным следствием социальных изменений, происходящих в обществе. Р. Слейтер считает, что источником одиночества является собственно индивидуализм. Человек стремится к общению, сопричастности и зависимости. Актуализация потребности в доверии и сотрудничестве могла бы способствовать осознанию своей ответственности за жизненные ориентации и мотивы собственных поступков. Ввиду того что в обществе все чаще реализуется принцип «каждый за себя», потребности в общении, сопричастности и зависимости оказываются неудовлетворенными. Результатом этого становится одиночество. Итак, сторонники социологического направления считают одиночество общим статистическим показателем, характеризующим общество, то есть нормативной характеристикой. Переживание одиночества обусловлено действием внешних факторов и объясняется как модальное качество личности и продукт социальных сил. 1.4. Когнитивное направление Суть когнитивного подхода к изучению одиночества заключается в том, что познание считается одним из факторов, определяющих связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Как только индивид осознает (познает) несоответствие между желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов, он чувствует одиночество. Таким образом, одиночество выступает конструктом сознания. Лишь обозначив, осознав себя одиноким, человек может почувствовать это состояние. И наоборот, если даже при самых очевидных внешних факторах человек не признает себя одиноким, он не испытывает данного состояния.
К поискам причин одиночества когнитивисты подходят достаточно широко. Они используют как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего опыта на формирование личности. Главными представителями когнитивного подхода к изучению одиночества являются американские социальные психологи Энн Пепло и Дэниел Перлман. Они экспериментально доказывают связь между глубинным одиночеством и низкой самооценкой. В контексте понимания одиночества Э. Пепло обращает особое внимание на теорию атрибуции (объяснения). Если индивид производит ясную атрибуцию себя как одинокого человека, его собственное чувство одиночества возрастает и укрепляется. Другими словами, осознание собственного одиночества и фокусировка на нем внутренних переживаний, постоянное осмысление самого себя как актуально одинокого человека (самоатрибуция) становятся факторами реализации этого явления в жизни человека. Карен Рук и Энн Пепло выделяют три аспекта самодиагноза одиночества: аффективные, поведенческие (бихевириальные) и когнитивные самодоказательства, или самообъяснения, своего состояния. Причем они отмечают, что аффективные признаки нередко бывают размытыми, так как не существует какого-либо конкретного набора эмоций, ассоциирующегося с одиночеством. Бихевириальные доказательства также не могут служить достаточным основанием для диагноза одиночества, так как обычно используется целый ряд поведенческих характеристик для идентификации этого состояния. Сюда можно отнести низкий уровень социальных контактов, прекращение (разрыв) установившихся связей и т. д. Здесь Энн Пепло подчеркивает различие между одиночеством и уединением. И только когнитивные объяснения могут быть положены в основу самодиагноза одиночества, так как они выводятся из представлений об определенном типе социальных отношений, отсутствующих в настоящий момент. Когнитивисты говорят о том, что люди определяют состояние одиночества в зависимости от целого комплекса чувств, поступков и мыслей, а не по одной единственной (пусть даже и доминирующей) характеристике. Энн Пепло и ее соавторы особо подчеркивают роль низкой самооценки в формировании чувства одиночества. Н. Е. Покровский отмечает, что другой представитель когнитивного подхода - Джонс, провел обзор данных, свидетельствующих о том, что в общении с другими одинокие люди в большей степени сохраняют ориентацию на самих себя: больше говорят о себе, задают меньше вопросов о своем партнере, чаще меняют тему разговора, медленнее реагируют на что-либо. Он предполагает, что проявления цинизма и межличностного недоверия наряду с тенденцией низко оценивать новые знакомства могут способствовать устойчивости одиночества. Д. Перлман и его сотрудники обнаружили, что одинокие люди с трудом сосредоточиваются на стоящих перед ними задачах и в ситуациях, требующих концентрации внимания, могут сделать меньше, чем другие категории людей. Когнитивный подход подразумевает анализ возникающих между индивидом и другими людьми многочисленных «диссонансов», то есть определенных рассогласований по отношению к тем стандартам, которые выбраны индивидом в его индивидуальном опыте. «Другие» постепенно перестают соответствовать ожиданиям индивида и его представлениям о том, что и как они должны делать по отношению к нему лично. Именно это и приводит
к возникновению стены когнитивного «диссонанса», отделяющей личность от внешнего мира. Из модели одиночества как когнитивного диссонанса проистекают многочисленные терапевтические методики, направленные на «снятие» депрессии и одиночества с помощью изменения индивидом самого себя. В этом случае клиент психотерапевта ориентируется им на то, чтобы изменить свои собственные стандарты и, соответственно, самооценку, а не на то, чтобы преобразовать всю внешнюю среду общения. Американский психотерапевт Джеффри И. Янг предлагает когнитивную терапию одиночества и депрессии. По его мнению, эти два явления человеческой психики тесно связаны. Янг провел различие между преходящим, ситуативным и хроническим одиночеством. Это различие, прежде всего, отражает продолжительность времени, в течение которого человек чувствовал себя одиноким. На основании своего клинического опыта Дж. Янг систематизировал установки сознания, поведения и эмоций и объединил их в кластеры. Кластеры Янга помогают выявить предрасположенность человека к одиночеству и понять различия между его специфическими состояниями. Некоторые психологи определяют позицию Дж. Янга как когнитивно-бихевириальную. Другой психотерапевт когнитивного направления А. Бек обсуждает многообразные когнитивные явления, которые составляют внутреннюю реальность каждого индивида, например, образы, мысли, облеченные в слова, автоматическое мышление, некоторые субъективно важные или основополагающие допущения. Автоматическое мышление, по Беку, - это своеобразный поток мыслей, который возникает наряду с основным и часто обнаруживает отклонения от реальности и логики. Бек назвал подобные мысли «когнитивными извращениями». Чтобы объяснить, каким образом люди приобретают особое автоматическое мышление и искаженную структуру мышления, Бек ввел дополнительный конструкт - основополагающие допущения. Это правила, ценности и стандарты назначение которых состоит в том, чтобы управлять поведением и детерминировать самооценки человека и оценки, даваемые им другим людям. Пример основополагающего допущения, к которому человек приспосабливается с трудом, может быть таким: «Если меня кто-то отвергает, значит у меня не все в порядке». А. Бек говорит, что когда «внутренняя реальность» человека не соответствует «внешней реальности» в значимых соотношениях, он может испытывать эмоциональные расстройства (депрессию), тревогу и чувство одиночества. Когнитивная модель одиночества подчеркивает значение самопознания и самооценки индивида как одинокого. Согласно этой точке зрения, стоит индивиду признать себя в той или иной степени испытывающим одиночество, как это состояние начинает приобретать у него реальные черты. Терапевтические методы, предлагаемые сторонниками этой методологии, предполагают своеобразное «саморасколдовывание» пациента, который прежде всего избавляется от оценки себя как одинокого. 1.5. Интеракционистский подход Представители интеракционистского подхода выделяют ситуативный и личностный аспекты одиночества. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, при-
водя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности. Главным выразителем интеракционистского подхода к изучению одиночества является Р. Вейс. Одиночество рассматривается им как результат комбинированного воздействия личностного и ситуативного факторов, как нормальная реакция индивида на дефицит социальных взаимодействий, удовлетворяющих основным социальным запросам личности. Одиночество - это сочетание или интеракция двух этих факторов. Р. Вейса интересует «обычное» одиночество, возможно, поэтому он определяет его как состояние, переживаемое многими (если не большинством) на протяжении всей жизни. По Вейсу, одиночество в своем проявлении делится на два основных типа: социальное и эмоциональное, которые имеют различные предпосылки и аффективные реакции. Первое обусловлено отсутствием доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности, а второе - отсутствием тесной, интимной привязанности к конкретному человеку. Эмоциональное одиночество находит свой выход в целой серии состояний, например, внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиночество проявляется во всевозрастающем чувстве собственной маргинальности. Хотя Р. Вейс отмечает, что факторный анализ данных, полученных Рубинстайн и Шейвером, подтверждают его типологию, различие между эмоциональным и социальным одиночеством не всегда можно четко провести. Оба типа иногда сочетаются или переходят друг в друга. Например, внезапная потеря интимного партнера и есть та ситуация, в которую попадает человек. Его ответной и вполне естественной реакцией на эту ситуацию, становится чувство одиночества. Вопрос оказывается исчер- ианным далеко не полностью: существуют ли только два этих типа одиночества? По временным характеристикам Вейс делит одиночество на острое и хроническое, справедливо полагая, что требуется серьезное изучение отличий хронического состояния одиночества от острого чувства одиночества. Многие теоретические положения Вейс вывел из своей клинической практики и собственных попыток оказать помощь одиноким людям, участникам своих семинаров для недавно разведенных и/или овдовевших людей. Работая с людьми, испытывающими одиночество, он последовательно и подробно анализирует их биографические данные, обстоятельства жизни, возможно способствующие формированию одиночества. Он ясно дает понять, что из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным. Поэтому Р. Вейс особо подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Другим представителем интеракционистского подхода к изучению одиночества является канадский социальный психолог Велло Серма, который исследовал его как проявление глубокого личностного кризиса. В частности, В. Серма приводит данные, что причиной роста количества самоубийств среди подростков и молодых людей в возрасте немногим более 20 лет является «сильное и почти непередаваемое чувство одиночества». 1.6. Феноменологическая модель Представители феноменологического подхода подчеркивают существующий разрыв между «чистыми» образцами общения и межличностных отношений, присущими сознанию (феноменологическими идеалами), и реальным состоянием индивидуальной сетки общения. Этот разрыв становится основной причиной возникновения
3 Зак. 44 чувства одиночества. Человек стремится к «правильному» общению, то есть к такой его модели, которая в данном обществе считается идеальной. Другими словами, общество заставляет индивида действовать согласно своим нормативным феноменологическим идеалам, которые могут не совпадать с индивидуальными особенностями, представлениями, интересами, желаниями, стремлениями и т. п. В результате человек, понимая, что он не такой, «как надо большинству», то есть не такой, как все, начинает переживать свою оторванность от «массы», определенную отдельность, «неправильность», непохожесть на других. Он осознает, что не вписывается в тот самый феноменологический идеал, навязываемый обществом, родом. Это причиняет определенные страдания и является содержательными конверсивами состояния одиночества. Иногда мы можем видеть другую модель переживания вышеперечисленного - творческую, конструктивную, не страдательную. При этом человек либо пытается создать новый общественный идеал, либо вовсе не обращает внимания на него. В первом варианте мы наблюдаем борца за новые идеалы, во втором - человека, погруженного в мир творчества, что непременно требует состояния сосредоточения и одиночества. В любом случае отход от общественно принятых образцов требует определенного мужества и добровольного согласия на одиночество. Конечно, и борцы, и творцы находят единомышленников, постепенно формируя свой круг общения, но по отношению к массе они всегда одиноки. Разработанная в рамках феноменологического подхода личностно-ориёнтированная модель одиночества принадлежит К. Роджерсу. В основе его взглядов, так называемой Я-теории личности, лежит противопоставление внутреннего (истинного) «Я» индивида и его социальной представленное™. Между этими двумя сферами и возни- кает смысловое напряжение, порождающее самые разные последствия, в том числе и состояние одиночества. Усвоенные идеалы заставляют индивида жить согласно существующим образцам, которые, естественно, ограничивают свободное волеизъявление. Следование этим образцам, не прошедшим глубокой интериоризации, приводит к возникновению существенного рассогласования между тем, как хотелось бы поступать, и тем, как надо это делать, то есть к разрыву между «истинным " Я"» и «обобщенным другим». Этот процесс завершается состоянием одиночества, которое способствует выработке установки на свое истинное «Я». Но дело в том, что, если человек решается на самопознание и самопринятие, то есть готов открывать свои истинные качества, возможности, способности, он все дальше удаляется от общественного идеала и все больше рискует обнаружить себя в одиночестве. Стоит индивиду устранить «охранительные барьеры» на пути к собственному «Я», полагая, что собственная истинность и искренность обеспечат ему полноту общения с другими людьми, как он оказывается «жертвой одиночества». Очень точно эту мысль выразил К. Роджерс: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным " Я" и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром». Разрыв между действительным и идеальным «Я» приводит к слабой защитной реакции, «...а именно к одиночеству». К. Роджерс полагал, что включение этих реакций зависит от внутренних феноменологических конструкций переживаний, заложенных в сознании человека, а само одиночество обозначает слабую приспособляемость индивида к внешним условиям
и внешнему «Я». Причина же одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я». Можно сказать, что Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истоков. В качестве генеральной терапии этого состояния он предлогал лич-ностно-ориентированную стратегию. Согласно К. Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления. Это отличает его от сторонников, например, психодинамической теории. Уильям Садлер и Томас Джонсон, используя феноменологический подход к изучению одиночества, отмечают, что в современном обществе оно стало всеобъемлющим универсальным явлением. Одна из самых ярких черт одиночества, по их мнению, - погруженность человека в себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения и/или переживания. Оно целостно и абсолютно всеохватно. Авторы считают одиночество знаком человеческой «самости», сообщающим человеку, кто он в этой жизни. Выделение феноменального и когнитивного компонентов одиночества приводит к пониманию того, что одиночество - это особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Исследователи подчеркивают внутреннюю структурированность феномена одиночества, которое, имея ряд особенных измерений, выстраивает восприятие личностью самой себя. Речь идет о так называемом «жизненном мире» личности — классической теме феноменологического анализа различных психических явлений. «Жизненный мир» в феноменологическом контексте обозначает очищенную от естественной установки сознания структуру повседневного опыта человека - глубинный «каркас» его смыслонаделягющей дея- тельности, порождающей значимые отношения и взаимоотношения. 1.7. Приватный подход В данном направлении за основу берется утверждение, что человек стремится к равновесию между желаемым и достигнутым уровнями социальных взаимодействий. Главными выразителями приватного подхода являются американские исследователи Валериан Дерлега и Стефан Маргулис. Для истолкования одиночества они употребляют такие термины, как «интимность» и «самораскрытие». Хотелось бы отметить, что английское privacy переводится не как приватность, а как уединение, но суть данного подхода заключается отнюдь не в подчеркивании роли и места уединения в контексте переживания одиночества. Скорее речь идет о балансе интимности и формальности в индивидуальной сетке общения. Поэтому отправной точкой создания модели, сфокусированной на анализе количества и особенно качества межличностных отношений, характерных для того или иного индивида, стали понятия «интимность» и «самораскрытие». Само понятие «качество» в контексте общения подразумевает такое его измерение, как глубина интимности, то есть «интимизация» межличностного взаимодействия, которое единственно и может привести к самораскрытию личности. Противоположностью интимности является формальный характер общения. Нарушение баланса между интимностью и формальным характером общения в сторону его схематизации может стать фактором возникновения одиночества. Здесь важно иметь в виду, что для психического здоровья личности нужно именно равновесие между интимностью и формальностью, а не бесконечное повыше-
ние интимности. Сердечность, душевность, взаимная заинтересованность должны разумно дозироваться, а не превращаться в сверхзадачу, так как в подобном случае они рискуют стать саморазрушающими факторами. Возможно, разрушающее воздействие этих факторов на личность обусловлено снижением под их воздействием механизмов психологической защиты. В. Дерлега и С. Маргулис разработали модель шкалирования уровня интимности общения, специфически наложив ее на феномен одиночества. Невозможность достигнуть оптимального уровня самораскрытия личности со временем приводит к переживанию одиночества, а в обсуждаемой модели - к возрастанию его уровня. По мнению исследователей, к одиночеству в равной степени могут привести как внутрииндивиду-альные факторы, так и инвайронментальные (факторы внешней среды). В. Дерлега и С. Маргулис расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Одиночество с неизбежностью присутствует в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, играя роль индикатора отклонений от оптимального психологического баланса личности3. Итак, сторонники приватного подхода указывают на присущую человеку особую потребность в доверительных, душевных отношениях с другими людьми. Эта потребность трактуется как одна из базовых, поэтому поверхностность межличностных контактов, не затрагивающих глубинной психической реальности, скоротечность отношений, их формальность и прагматичность в совокупности формируют у человека чувство одиночества. 1 См. 1.11. Общесистемный подход. 1.8. Экзистенциальное направление Все представители экзистенциального направления исследуют личность через ее потенциальную возможность находиться в одиночестве. Они в принципе отрицают коллективизм как условие развития личности. Только умение находиться в состоянии одиночества спасает экзистенциальную сущность человека от растворения в социуме. В массе личность превращается в ничто. Во многом это определило запрет данного философского течения в советский период. В понимании экзистенциалистов в юношеском и зрелом возрасте человек активно противоборствует с другими людьми, отстаивая право на собственное уникальное и неповторимое существование, на свою самость. Таким образом, способность личности к переживанию одиночества трактуется как необходимое условие ее формирования, и развития. В этой связи хотелось бы вспомнить слова известнейшего русского мыслителя Н. А. Бердяева: «...человек имеет священное право на одиночество, так как через моменты одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего " Я"». Он, как и К. Ясперс, считает одиночество необходимым элементом экзистенции человека, способствующем раскрытию внутреннего мира и становлению личности. Согласно экзистенциальной модели, все люди изначально и конечно одиноки. Они лишь в разной степени обнаруживают это свое свойство. Изолированность, несовместимость, некоммуникабельность, наряду с переживанием конечности собственного существования (смерти) -извечные характеристики человеческого бытия с экзистенциальной точки зрения. Одиночество как психическое явление характерно, прежде всего, для сознания. По мне- ншо экзистенциалистов, одиночество есть «самосознательное осознание» собственной изоляции, оно имманентно, то есть внутренне присуще человеческой психике, поэтому преодолеть его невозможно. Одиночество молено осмыслить как часть своей собственно человеческой природы и примириться с ним, но не избавиться от него. Только переживание и познание своей природы делает человека человеком. Одна из современных исследователей Л. И. Старовойтова пишет, что одиночество - это принцип замкнутого антропологического универсума; внутренняя изолированность человека — основа любого индивидуального бытия. Поэтому, если человеку в процессе общения не удается найти эмоциональный отклик, он предпочитает одиночество. Простота и изящество данного утверждения на самом деле содержат в себе «двойное дно», которое заключается в том, что невозможность получить адекватный, иногда катастрофически необходимый душевный отклик и есть жесточайшее переживание одиночества. Можно сказать, что человек предпочитает добровольное простое одиночество, которое в данном контексте представляет собой уклонение от очередного непонимания, отвержении! боли. Он выбирает одиночество как менее болезненное состояние, оставляющее ему надежду на возможность встретить того, кто если не примет, то хотя бы услышит и поймет. Осознание такой надежды, с одной стороны, делает переживание одиночества в целом позитивным для личностного роста и самопознания, с другой - создает прецедент для ограничения контактов, снижения доверия и, как следствие, лишения душевного, истинно человеческого общения. Таким образом создается замкнутый круг: невозможность получить необходимый эмоциональный отклик, осознание одиночества - ограни- > чение доверительных контактов - состояние одиночества, в котором никто не придет на помощь, потому что некому. Среди современных исследователей одиночества, наиболее последовательно разрабатывающих именно экзистенциальную методологию, Н. Е. Покровский выделяет Карла Мустакаса и Ирвина Ялома и отмечает, что за рубежом эти исследователи стали известными благодаря своим популярным книгам об одиночестве. В основе концепции К. Мустакаса лежит противопоставление «суеты одиночества» и истинного, экзистенциального одиночества. «Тревожное предчувствие одиночества», или «беспокойство по поводу одиночества» {loneliness anxiety), представляет собой систему защитных реакций личности. Человек постоянно находится перед выбором, он вынужден принимать довольно ответственные «бытийные» решения, но в то же время он испытывает страх перед лицом этих решений. Это приводит к тому, что человек стремится к установлению новых связей, контактов, пытается проводить больше времени в якобы плодотворном общении с другими людьми. На самом деле он всего лишь убегает от главных вопросов человеческого бытия. В этом состоянии внешняя активность личности приобретает самодовлеющий характер, так как не подкрепляется рефлексивными процессами. Истинное одиночество порождается преимущественно опытом столкновения с пограничными экзистенциальными ситуациями, такими как смерть, рождение, крушение устойчивых традиций, жизненная трагедия и др. В любом случае, какую бы внешнюю форму поддержки ни получал человек, он вынужден переживать и осмысливать эти ситуации в одиночку. Экзистенциальные переживания с неизбежностью выводят человека на самого себя, впервые «знакомят» его, как это ни странно, с самим собой. И это, в сущности, раскрывает перед человеком про-
стую истину: подлинное бытие есть изначально и принципиально одинокое, а все общественные формы существования становятся не более чем вторичными наложениями. Н. Е. Покровский подчеркивает, что К. Мустакас и И. Ялом не анализируют корней одиночества, так как полагают, что оно изначально присутствует в человеке как характеристика самого факта его существования. Поэтому речь может идти только о том, как наиболее продуктивно использовать одиночество, а не о том, как избавиться от него. Отвечая на этот вопрос, К. Мустакас подчеркивает серьезный положительный смысл одиночества: во многих случаях оно активизирует творческие силы человека и создает основу для обновления личности. Через кризис и «прозрение» (инсайт) человек может подняться на более высокий уровень продуктивности своей деятельности. Более того, согласно Мустакасу, вне углубленного опыта истинного одиночества невозможно обрести истинное самосознание. С позиций экзистенциализма рассматривает одиночество и Бен Миюскович. Он ищет универсальный принцип, посредством которого можно было бы понять, «почему человек делает то, что он делает, почему человек есть то, что он есть». Для Миюсковича очевиден тот факт, что, вырабатывая согласованное мнение о человеческой природе, необходимо соотноситься с теорией человеческой мотивации. Он считает, что общим критерием сравнения всех существующих интерпретаций личности может послужить именно одиночество. Согласно Миюсковичу, одиночество изначально присуще человеку. Он полагает, что после того, как человек удовлетворит свои насущные физиологические и биологические потребности - в воздухе, воде, пище, он стремится облегчить свое одиночество. Хотя одиночество и свойственно человеку по природе, он всеми силами старается стать тем, «что он не есть», - вый- ти за пределы своего «Я», найти истину вне себя, разомкнуть сковывающие его рамки одиночества. Исследуя проблему одиночества, Б. Миюскович подходит к проблеме смерти и утверждает, что человек боится ее меньше, чем одиночества: «Мы не боимся смерти, мы боимся одиночества....Что нас ужасает в смерти, так это возможность продолжения нашего сознания, но в полном одиночестве». Ребенок не боится смерти, потому что не знает и не понимает ее, но он боится оставаться один, он боится одиночества, значит, знает или предполагает, что это такое. Это может служить косвенным подтверждением имманентности одиночества человеческой психике. Миюскович предполагает, что сознание может быть экстра- и интрарефлексивным. Последнее, по его мнению, особенно уязвимо для одиночества. Обобщая, можно сказать, что представители экзистенциалистского подхода обращают внимание на то, что сам характер человеческого существования подразумевает драматизм отчуждения и одиночества как изначально присущих человеку. Более всего одиночество обнаруживает себя в так называемых пограничных состояниях, прежде всего в состоянии «лицом к смерти». Исходя из этого было бы бессмысленным ставить задачу «снять» у человека одиночество, скорее необходимо дать ему возможность осознать свое одиночество и примириться с ним. 1.9. Гуманистический подход Оригинальная точка зрения на проблему человеческого одиночества принадлежит американскому психологу А. Мэслоу. Изучая особенности самоактуализирующихся личностей, он пришел к выводу, что для них характерна потребность в одиночестве. Он подробно описывает содерлсание и сущность этой потребности и определяет ее как нормальную, абсолютно необходимую человеку, стремящемуся к самопознанию, самосовершенствованию и собственной актуализации. В знаменитой книге «Мотивация и личность», в главе «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья» есть такие параграфы: «Отстраненность, потребность в уединении» и «Автономность, независимость». Названия во многом говорят сами за себя: люди, имеющие потребность'в самоактуализации, нуждаются не только в уединении, но и в одиночестве. Конечно, такое одиночество приобретает позитивный, конструктивный для личности план. Истинное самопознание невозможно вне одиночества. И здесь важным является характер переживания данного состояния. Когда мы говорим «позитивное» или «негативное» для личности, то имеем в виду то, как человек использует одиночество, какой смысл придает свои переживаниям, что выносит из них. Вариант непонятое™ себя другими, тем более значимыми людьми, может иметь различное до полярности продолжение. Одни хотят быть понятыми и готовы для этого что-то делать, хотя могут и не знать, что именно, другие доходят до отчаяния в переживании этой непонятости и упорно стоят на своем, не желая что-то менять в собственной презентации миру. А. Мэслоу говорит о первой категории, определяя ее как личностей, стремящихся к самоактуализации, то есть к тому, чтобы сделать актуальным самого себя, а значит, свои чувства, переживания, мысли, ценности и т. д. Процесс самоактуализации по определению продолжается в течение всей жизни, если он, конечно, начался, а значит, и состояния одиночества необходимы человеку на протяжении всей жизни. По сути мы сейчас говорим о другой тенденции в исследовании одиночества, и основанием для нее служит понимание этого явления как необходимого этапа внутреннего переосмысления, самопознания и/или общего принципа человеческого бытия. Например, Л. Г. Грим-мак справедливо утверждает, что для нормального развития организма и психики человеку абсолютно необходимо периодически оставаться в полном одиночестве. Оригинальный подход к изучению одиночества представлен в классической русской философии. С. Н. Соловьев, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский рассматривали одиночество как проблему духовного и культурного кризиса человечества. Основную причину переживания одиночества они видели в потере сущности нравственного единения человеческого рода, утрате истинного, смыслового содержания этого понятия. Проблема одиночества имеет всечеловеческий масштаб. С другой стороны, за человеком признается право на одиночество как необходимое условие становления его нравственного самосознания. Глубоко психологичны слова Н. А. Бердяева: «...человек имеет священное право на одиночество, так как через момент одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего " Я"». Можно видеть, что экзистенциальный и гуманистический подходы схожи в том, что трактуют одиночество как абсолютно необходимое и естественное для человека явление. Разнятся они в том, что экзистенциалисты рассматривают одиночество как имманентное психике, то есть внутренне присущее, согласно самой природе человека. Поэтому проявления одиночества в жизни человека могут иметь столь же разный характер, как и само бытие. Гуманистический подход делает акцент на позитивной стороне одиночества, утверждая, что данное состояние неразрывно связано с личностным ростом, развитием и самоактуализацией.
1.10. Биологическая модель Автором данного направления является английский ученый биолог и этнолог Дж. Рэлф Оди. В своей статье «Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества» он рассказывает, что когда его в 1966 году пригласили участвовать в обсуждении проблемы биологических источников одиночества, он с удивлением обнаружил, как мало литературы об одиночестве вообще, особенно в психиатрическом направлении. Вторым, еще более потрясшим его фактом, оказалось то, что его собственное предположение о том, что он имеет четкие представления об одиночестве, рассыпались в прах, когда он стал готовиться к докладу. Дж. Рэлф Оди перечисляет некоторые явления, между которыми ему пришлось проводить различия. Среди них добровольное уединение, вынужденная изоляция, собственно одиночество, пребывание наедине с самим собой, ностальгия, остракизм, горе из-за потерянного дома или человека, тоска по дому, тоска по кому-то, скука, замкнутость, аномия, бесцельность существования, непохожесть на других, страсть к перемене мест, некоторые формы депрессии. По его словам, первое прозрение наступило, когда он заглянул в собственную душу. Дж. Рэлф Оди описал несколько случаев переживания одиночества, которые случились в его жизни, и первое различение, которое он сделал: уединение - изоляция - одиночество. Исследователь подчеркивает принципиальное различие этих трех понятий, хотя и не определяет их. Кроме этого, Дж. Рэлф Оди разводит понятия собственно одиночества и осознания того факта, что ты один. В начале своих размышлений об одиночестве, ученый связывал это чувство с пребыванием среди людей, говорящих на одном языке (он много путешествовал по миру), но «живущих в разных мирах». В той же работе он пишет: «...одиночество в основе своей связано не с тем состоянием, когда человек один, а скорее, с его самоустранением, независимо от того, кто окружает человека - люди или природа. Страх, боязнь остракизма или боязнь встретить замкнутое и каменное сердце, когда нужна нежность, несомненно отягчают переживание одиночества». Рассматривая проблему сенсорной депривации, Дж. Рэлф Оди говорит, что нормальное функционирование и человеческого мозга, и мозга животных зависит от достаточного уровня и разнообразия воздействующих раздражителей, позволяющих находиться в постоянном контакте с реальностью. В отношении переживания одиночества животными большое значение имеют особенности эволюционного развития видов. Например, львы живут прайдами, обезьяны - стаями, а тигры - одиночки. Более остро одиночество переживается теми видами, которые являются социальными, то есть организация жизни которых предполагает постоянное взаимодействие с себе подобными. Социокультурное разнообразие животных и людей, безусловно, определяет силу и характер переживания одиночества. В Мексике проживает племя индейцев тара-хумара, небольшие семьи которого проживают на расстоянии полутора десятков километров друг от друга. Образ жизни этих людей предполагает длительные периоды пребывания в одиночестве. Например, шестилетний мальчик может уйти с небольшим рационом пищи на одну-две недели пасти овец. При этом он может не встретить ни одного человека до своего возвращения. В отдаленных районах индейцы тарахумара настолько привыкли к уединенному образу жизни, что теряются, когда приходится вступать в общение. Они настолько застенчивы, что начинают разговор, повернувшись спинами друг к другу Периодически они устраивают небольшие пирушки, и для того,
чтобы пригласить соседа пробегают несколько километров до его жилища, затем садятся на краю поля спиной к хозяину и сидят до тех пор, пока тот по какой-либо надобности не подойдет достаточно близко для того, чтобы гость поздоровался. Только при втором приближении хозяин ответит на приветствие, чтобы не смутить гостя и чтобы тот не ушел. Интересно, что по мере налаживания общения индейцев часто одолевают приступы смеха, что, по-видимому, означает радость встречи и взаимопонимание. Легко согласиться с тем, что одиночество для тараху-мара и западного городского жителя - это совершенно разные вещи. Дж. Рэлф Оди исследовал значимость удовлетворения и фрустрации в общении животных, а также связь этих факторов с размером группы. Он пришел к выводу, что для нормального самочувствия удовлетворение в контактах должно уравновешиваться фрустрацией, а не быть бесконечным. Важным моментом здесь выступают численность группы и размер вольера или территории обитания животных. Последние два фактора неразрывно связаны, но для разных видов имеют очень широкий диапазон значений. Далее исследователь подчеркивает, что существуют значительные индивидуальные различия в восприятии одиночества как у животных, так и у людей. Однако у человека по сравнению с животными гораздо больше и способов, и причин испытать одиночество, а значит, человеческое одиночество значительно сложнее и разнообразнее вследствие осознания жизненного опыта своего и других людей. Оди убедительно доказывает своими экспериментами, что одиночество человека имеет биологические корни - это главный вывод, к которому пришел исследователь. Кроме того, он дает следующее объяснение силе и сложности человеческого одиночества.
1. Развитие человеческого мозга позволило ему вы 2. Развитие разума дало человеку понимание своей 3. Наряду с перечисленными достижениями, часть
|