Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль базовых психодинамических тенденций идентификации и обособления в динамике личности
Впервые в психологическую науку понятия идентификации и обособления ввел 3. Фрейд. Динамика личности ребенка понималось им как последовательная смена действия этих двух психодинамических механизмов. Идентификация - это процесс и результат неосознанного отождествления себя с другим человеком, определенной группой на основе установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. В результате на бессознательном уровне происходит интенсивный обмен ценностями, с целью уподобления себя другой личности, подражания ей в поведении, иногда -принятие объекта идентификации как самого себя. Согласно 3. Фрейду, идентификация приводит к освобождению от собственной тревоги и ослаблению внутренних конфликтов. Первоначально это понятие бы- ло им введено для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее - для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения «значимых других», формирует «супер-Эго», принимает мужскую или женскую роль и т. д. Психологический смысл идентификации заключается в расширении круга переживаний и обобщении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Вместе с тем идентификацию можно рассмотреть как защиту от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Обособление - противоположный идентификации процесс осознания и отстаивания индивидом своей природной человеческой и личностной сущности. В большинстве отечественных психологических словарей в качестве психологической конверсивы идентификации рассматривается отчуждение. Это процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем они являются сами по себе, трансформация их в независимую силу, которая господствует над людьми. 3. Фрейд ввел понятие отчуждения в психоанализ для объяснения особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Отчуждение от действительности Фрейд рассматривал как следствие невроза. Иногда отдаление больного от реальной жизни приобретало форму «бегства в болезнь». Феноменологически отчуждение выражается в дереализации, то есть невротической потере субъектом чувства реальности происходящего и, как крайний вариант, - в деперсонализации, то есть утрате собственной индивидуальности.
6 Зак. 44 J В русле гуманистического психоанализа проблему отчуждения рассматривал Э. Фромм. Развивая идеи о связи отчуждения и бегства в болезнь, Фромм сформулировал понятие «бегство от свободы» и пришел к выводу, что в широком смысле любой невроз есть следствие отчуждения. Он значительно расширил сферу применения этого понятия, выделив шесть форм отчуждения: от других людей, от своего труда, от потребностей, от государства, от природы, от самого себя. Э. Фромм рассмотрел некоторые, весьма существенные нюансы этого явления, например, отчуждение чувств, страдание от отчуждения (что, собственно, и означает одиночество), отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им же введено понятие активности отчуждения. Представления Э. Фромма об отчуждении отражали его понимание этого явления как болезни личности и своеобразной сердцевины психопатологии современных людей. В социальной психологии категория отчуждения используется при описании межличностных отношений, когда человек противопоставляется другим людям, группе, всему обществу. При этом он испытывает ту или иную степень своей изолированности, так как воспринимает других людей как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и определенные предписания группы. Западная психология при анализе отчуждения сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, часто являющихся причиной аномии. При анализе отчуждения необходимо учитывать, что в своих негипертрофированных формах это совершенно нормальное психическое явление, необходимое на различных этапах онтогенеза, в том числе и во «взрослой» жизни человека. Понятие отчуждения выражает необхо- димый момент становления и развития самосознания человека, его рефлексии. В контексте личностного генезиса механизмы идентификации и обособления рассмотрены отечественным детским психологом академиком В. С. Мухиной. Она определяет идентификацию как механизм присвоения индивидом своей человеческой сущности, а обособление -как механизм индивидуации личности. Оба механизма диалектически связаны и взаимно дополняют друг друга. Обычно человек не живет в крайних состояниях идентификации или обособления. В. С. Мухина выделяет два вида идентификации: интериоризационную, которая обеспечивает «присвоение» и «вчувствование» в другого, и экстериоризацион-ную, обеспечивающую перенос своих чувств и мотивов на другого. Говоря* об обособлении, она подчеркивает, что естественная его форма заменяется отчуждением лишь в крайних случаях депривации личности. По-видимому, она имеет в виду то, что оба вышеназванных механизма не «поглощают» всю психику целиком, а действуют на каких-то определенных уровнях психической жизни индивида. В. И. Слободчиков рассматривает вопросы идентификации и отчуждения в контексте генезиса внутреннего, духовного мира человека, понимания и осознания им собственного «Я». Автор подчеркивает, что идентификация и отчуждение являются необходимыми, базовыми процессами становления внутреннего мира человека. Овладение же сознательной регуляцией хода этих процессов будет способствовать устойчивости духовных интенций человека. Проблеме взаимодействия базовых психодинамических тенденций в психической жизни человека посвящены некоторые работы Е. П. Крупника. Он определяет
б* идентификацию как результат действия механизмов эм-патии: проекции и интроекции, то есть эмоциональные связи между людьми являются основой идентификации, в результате которой индивид действует так, «как если бы он был тем лицом, с которым эта связь существует». Е. П. Крупник отмечает, что идентификация регулируется отчуждением. Отчуждение описывается как психологическая конверсива идентификации, противоположный ей процесс. Именно динамическое равновесие двух этих процессов делает эмпатическую способность субъекта более осознанной и личностной. 2.2. Генезис состояния одиночества Теоретическим основанием нашей модели внутри-личностного генезиса состояния одиночества являются представления 3. Фрейда о роли базовых психодинамических тенденций в становлении и существовании личности. Несмотря на редкое употребление Фрейдом самого термина «одиночество», понимание им динамики личности как последовательной смены действия механизмов идентификации и обособления (отчуждения) дает ключ к пониманию внутриличностного генезиса одиночества. Фрейдовскую модель социализации личности условно можно назвать линейной - от идентификации к обособлению - отчуждению, затем к новой идентификации и т. д. Эти две тенденции действуют в личности всегда, на всех этапах жизни. Человек с чем-то или с кем-то идентифицируется, от чего-то или от кого-то отчуждается, то есть что-то становится для него своим, близким, понятным, а что-то - чужим, далеким, неясным. Социализацию личности можно рассмотреть как усвоение и выполнение норм общественной жизни, присвоение ценностей, нахождение референтной группы и т. д. В то же время социализация предполагает осознанное отчуждение от того, что общество считает безнравственным, неэтичным, антиправовым и т. д. Процессы идентификации и отчуждения действуют постоянно, они органически вплетены в жизнь человека. Можно сказать, что механизм «идентификация - отчуждение» является если не основным, то ведущим в ходе социализации человека, становления и существования личности. Коль мы говорим о механизме (в данном случае психическом), естественно было бы предположить, что он может дать сбой. Что будет происходить, если динамическое равновесие процессов идентификации и отчуждения нарушится и одна из тенденций окажется доминирующей в личности? Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, представим вышеописанную модель наглядно, в виде схемы. Такая схема должна отражать динамику идентификации и отчуждения в личности, их последовательную смену и степень выраженности. Все это хорошо иллюстрируется на схеме качания маятника, на полюсах которого помещены интересующие нас тенденции.
Безусловно, существует какой-то оптимальный диапазон качания нашего импровизированного маятника, то есть существуют какие-то нормы действия, проявления в личности идентификации и отчуждения. Поэтому условно обозначенный конус мы будем считать нормальным. Если же одна из тенденций получает преимущественное действие, то человек начинает стремиться либо к отождествлению себя (своих установок, принципов, интересов и т. д.) с кем-то или с чем-то, либо к обособлению, а впоследствии •- к отчуждению от людей, ценностей, норм. В результате его поведение меняется в соответствии с той тенденцией, которая доминирует в его психике. И длительная идентификация, и продолжительное отчуждение не могут не сказаться на психическом состоянии человека. И в том и в другом случае человек утрачивает чувство собственного «Я». При доминировании идентификации рождается потребность психического слияния с кем-то другим. Это может быть отдельный человек или группа. Интересующий нас субъект нуждается в объектах идентификации, причем если первые объекты хоть как-то избираются, то последующие становятся лишь средством, «смазывающим колеса идентификации». В случае длительного отчуждения, человек как бы обосабливается от других, защищая границы собственного «Я». Казалось бы, потеря «Я» в данном случае не должна происходить. Но познание «Я» не происходит напрямую, это становится возможным только в процессе взаимоотношений с миром и, главное, - в динамике этих взаимоотношений. Нельзя обозначить свойства своего «Я» вне каких-то социальных категорий, номинаций и ситуаций, их определяющих. Например, такие понятия, как «открытость», «ранимость», «скупость», «отзывчивость», «черствость», «доброта» и тому подобные, по сути являются социальными категориями, так как невозможно обнаружить эти качества вне человеческих взаимоотношений. Длительно обосабливаясь, человек лишает себя ситуаций активного взаимодействия с миром, потому и свойства своего «Я» остаются для него неизведанными, закрытыми. Таким образом и происходит постепенная утрата чувства собственного «Я». Ранее мы определились, как будем понимать одиночество. Это внутреннее психическое, то есть душевное состояние, а не внешне наблюдаемый объективный фактор. Поэтому истинные причины одиночества составляют не внешние факторы (развод, потеря близких и др.), а внутренние психические механизмы. Мы не исключаем роль объективных факторов в возникновении одиночества; они, безусловно, могут спровоцировать это состояние, но механизм его генезиса является внутриличностным при любых внешних ситуациях и условиях. Здесь следует понять, что одно не исключает, но и не ведет за собой другого, то есть разбалансировка механизма «идентификация - отчуждение» происходит не только и не столько по внешним причинам, а тяжелые жизненные обстоятельства далеко не всегда вызывают чувство одиночества. А вот состояние одиночества наступает всегда при длительном нарушении в личности баланса (динамического равновесия) процессов идентификации и обособления. Итак, состоянию, переживанию одиночества предшествует разбалансировка в действии механизмов идентификации и отчуждения. Доминирование одного из психодинамических процессов, естественно, приводит к резкому ограничению действия другого, что в целом не может не отразиться на психическом благополучии человека. В частности, это проявляется в потере чувства собст-
венного «Я» и, следовательно, в невозможности адекватно оценивать себя в той или иной социальной роли, осознанно делать выбор, занимать определенную позицию в различных жизненных ситуациях и многом другом. Другими словами, проявление одиночества в жизни человека как негативно окрашенного эмоционального переживания, переходящего в более устойчивую и длительную по времени форму - состояние, обусловлено нарушением равновесия базовых психодинамических тенденций: идентификации и обособления. Существует еще один вариант внутриличностного генезиса одиночества, когда имеется в виду позитивный по проявлениям и конструктивный с точки зрения личностного роста вид этого состояния - уединенность. Одним из условий позитивного проявления одиночества в жизни человека является выработанная им самим (или приобретенная с помощью психотерапии) психологическая устойчивость, которая обеспечивает сохранность основных отношений индивида с действительностью, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости и вариативности. Мы предлагаем следующую трактовку этого понятия. Психологическая устойчивость - это осознанное поддержание динамического равновесия идентификации и отчуждения, что, безусловно, связано с воспитанием человека, в особенности - с нравственным, развитой рефлексией и способностью к саморегуляции. Сказанное не означает, что тот человек, который не знает о балансе в личности названных тенденций, не может быть психологически устойчив. Главное - наличие чувства сохранности собственного «Я» и способность почувствовать угрозу его потери. Если человек понимает, что он излишне чем-то или кем-то поглощен, так, что это наносит ущерб другим сферам его жизнедеятельности, или что его обо- собленность выходит за рамки требуемой в данных условиях автономности, он потенциально способен изменить положение. Современный отечественный психолог Б. А. Со-сновский сравнивает психологическую устойчивость человека с остойчивостью корабля: крен случиться может, но в большинстве случаев корабль принимает прежнее положение - так его проектировали. Человеческая психика также «настроена» на здоровье, поэтому более или менее психически благополучный человек всегда стремится к сохранению своего «Я», то есть удерживает идентификацию и обособление в рамках нормальной выраженности и динамического равновесия. Решение проблемы психологической устойчивости личности возможно и полезно на всех уровнях психической жизни и деятельности человека, в том числе и применительно к феномену одиночества. Психологическая устойчивость определяет способность индивида к самоизменению, диалектически сочетая зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственного воздействия. В контексте внутриличностного генезиса уединенности как субъективно желаемой, конструктивной формы одиночества категория психологической устойчивости имеет основополагающее значение. Она является одним из условий не только позитивного проявления одиночества в жизни человека, но и психического здоровья в целом. Предлагаемая схема внутриличностного генезиса состояния одиночества отражает действие механизмов идентификации и обособления в индивидуальном психическом пространстве, а также определяет диапазон проявления психологической устойчивости личности. В качестве модели мы взяли выше упомянутый маятник, который позволяет иллюстрировать степень выраженности инте-
5 Зак. 44 ресующих нас тенденций, а также диапазон их действия, отвечающий психологической устойчивости. Следует полагать, что одиночество не травмирует человека в том случае, если маятник работает по известным физическим законам, плавно, последовательно и равномерно отклоняясь от вертикальной оси. В определенном смысле работа маятника символизирует психическую жизнь. Нормальный ход таких «часов» показывает последовательность смены процессов идентификации и обособления через прохождение короткой фазы статического равновесия. Застревание маятника на любой из позиций означает сбой в действии символического механизма социализации. Человеческая психика достаточно остро реагирует на любые отклонения от оптимального течения жизненных процессов. Нас интересует состояние одиночества, которое обусловливается «выключенностью» человека из нормального хода жизни, что, собственно, и будет отобра- жаться как «застревание» маятника в любой из позиций, означающее прекращение или существенное ограничение действия одной из психодинамических тенденций или их обеих в случае остановки маятника в точке статического равновесия. Здесь уместна аналогия с теорией Р. Клаузиса о равновесных системах. Согласно его взглядам, любые неравновесные процессы в изолированной системе стремятся к повышению энтропии, так как тем самым они создают условия для приближения системы к состоянию равновесия и, следовательно, повышают ее устойчивость. В нашем случае действие двух базовых психодинамических тенденций в структуре личности будет иметь большую энтропию, нежели преимущественное действие одной из них или резкое ограничение действия обеих. Это же будет являться и условием динамического равновесия, то есть повышения устойчивости системы в целом, в данном случае - психологической устойчивости. И идентификация, и отчуждение в случае доминирования приводят к повышенной тревожности человека, часто суетливости, неудовлетворенности собой и другими людьми, то есть к нарастанию энтропии, образно говоря, к попыткам «раскачать» маятник с целью установления динамического равновесия как приобретения психологической устойчивости. Очень важно в таких ситуациях оказать человеку квалифицированную психологическую помощь и поддержку, так как если собственными усилиями ему не удастся выйти из создавшейся ситуации, то может наступить «срыв» или «падение маятника», после которого обычно не остается резервов для восстановления нормального его хода. Тогда действительно наблюдается «уход в болезнь», депрессия. Нами замечено, что люди, переживающие субъективно негативные виды одиночества, в большинстве стра-
дают хроническими заболеваниями, часто жалуются на плохое самочувствие, упадок сил. После длительного и иногда малорезультативного общения с врачами разных специальностей они попадают к психотерапевту или психологу, так как истинная и первичная причина их состояния - психогенная. В таком состоянии человеку жизненно важно знать, что есть возможность оказаться в той психологической среде, получить ту помощь, в которой он сейчас особенно остро нуждается. Кроме представленных на схеме позиций, необходимо иметь в виду и временные характеристики указанных процессов и состояний. Для разных людей требуется разное время как для проявления, осознания своего одиночества, так и для осознания возможности конструктивного его использования. Здесь действует тот самый субъективный фактор, который и определяет «субъективное время субъективных часов», ход которых мы постарались образно представить.
|