Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для уровней статистической значимости






р = 0, 05 up = 0, 01

 

п Р п р
  0, 05 0, 01   0, 05 0, 01
5          
    -      
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Затем, найдя значение Ткр., нужно построить ось значимости и определить по ней, куда попадает




Тэмп.: в зону значимости, в зону незначимости или в промежуточную зону.

9. Полученный результат может быть переформу­
лирован в терминах нулевой и альтернативной гипотез:

Н0: Изучение спецкурса «психология одиночества» не влияет на представления студентов об одиночестве.

H1: Изучение спецкурса «Психология одиночест­ва» оказывает влияние на представления студентов об одиночестве.

Какая гипотеза подтвердится в вашей группе, во многом зависит от степени усвоения материала, лично­го опыта испытуемых, степени устойчивости субъектив­ных представлений и многих других переменных.

10. Сделайте выводы по каждому фактору каждого
понятия. Обоснуйте полученные индивидуальные и груп­
повые результаты.

Итак, вы закончили изучение курса «Психология одиночества». Просмотрите записи в своих дневниках, от­метьте вопросы, которые вызвали затруднения в понима­нии, и те, которые возникли в ходе изучения материала. Обязательно отметьте, как и почему изменились ваши представления об одиночестве. Какие мысли, возможно, гипотезы родились в вашем сознании?

Обобщая материал, нам нужно подойти к решению, пожалуй, самого главного практического вопроса - как помочь человеку, переживающему деструктивные виды состояния одиночества? Вы уже поняли, что одиночество может приобретать огромные масштабы применительно к личности, изменяя не только ее поведение, но и свойст­ва, черты, особенности. Состояние одиночества порожда­ет ряд проблем, на первый взгляд, не связанных с ним. Действительно, многочисленные социальные связи и кон­такты, лишенные глубины, проникновения, понимания,


могут казаться обратным полюсом одиночества. Но вы уже знаете, что это только один из способов бегства от одиночества.

В состоянии диффузного одиночества, человек убе­гает от ужасающего понимания своей отдельности и уни­кальности, потому что он не знает, что с этим делать. В со­стоянии отчуждающего одиночества человек, напротив, удаляется от людей, все более отчуждаясь от них и от ми­ра в целом. Казалось бы, здесь-то уж ему некуда деться от своей экзистенции! Ан, нет! Невозможно быть собой вне связей с людьми, просто потому, что природа человечес­кой психики социальна. Диссоциированное одиночество еще более трагично для человека, так как его «мотает» из крайности в крайность и он быстро теряет силы и переста­ет что-либо понимать в окружающей его реальности. И лишь управляемая форма этого состояния - уединен­ность - выбирается человеком добровольно и осознанно для решения тех задач, которые перед ним сейчас стоят.

Что же является причиной деструктивных видов одиночества? И можно ли ее определить для всех трех ви­дов? Мы разобрали внутриличностный генезис каждого вида одиночества, и теперь уже ясно, что, по сути, преоб­ладание в личности какой-либо тенденции - идентифика­ции или обособления, или их особенная выраженность и резкая смена уводят человека от бытия с собой. Любой негативный вид одиночества связан с потерей самого се­бя, своего «Я», а также с возможностью конструктивного диалога с собой, рефлексии и самоанализа. Поэтому по­мощь человеку, переживающему одиночество, должна за­ключаться в приближении его к самому себе. Для этого могут быть использованы самые разные техники, приемы и формы психотерапии.

Важно понимать и следовать общей, генеральной линии в работе с каждым конкретным человеком, пережи-


 



 



вающим конкретный вид одиночества. Стратегия эта за­ключается не в том, чтобы избавить человека от одиноче­ства - это невозможно, а в том, чтобы оно перестало трав­мировать и приобрело конструктивные для личности чер­ты. Это становится возможным, когда психолог понимает общую концепцию одиночества, его виды и их психологи­ческую сущность.

Итак, мы знаем три негативных и один позитивный для личности виды одиночества. Причем, позитивный вид - уединенность - представляет собой управляемое состояние, когда человек сознательно в него входит и со­знательно из него выходит. Таким образом, уединенность никогда не становится навязчивым состоянием. Любое управляемое состояние, просто по природе своей, подчи­нено человеку, а не наоборот. Поэтому оно желаемо или же необходимо для реализации каких-то целей, решения задач. Уединенность - это одна из форм истинного кон­такта с собой, рефлексии и самоанализа. В то же время это один из видов одиночества, которое имманентно челове­ческой психике. Преодолеть одиночество нельзя. Можно трансформировать его негативные формы в субъективно позитивную и тем самым преодолеть его разрушающий характер.

Другими словами, психолог, работая с человеком, переживающим деструктивные формы одиночества, дол­жен не избавлять человека от одиночества вообще, а стре­миться к наиболее полному раскрытию этого явления для того, чтобы иметь возможность показать человеку не только негативные его стороны, но и позитивные, конст­руктивные для личности. Только принятие своего «Я» и его автономности, суверенности, самостоятельности мо­жет способствовать выходу человека из безжалостных оков деструктивных форм одиночества. Таким образом, общая стратегия оказания психологической помощи лю-


дям, переживающим диффузное, отчуждающее и диссо­циированное одиночество должна заключаться в стремле­нии трансформировать эти виды в уединенность.

Наша практика показала, что это не только возмож­но, но и желательно для тех людей, которые страдают от своего одиночества, будучи не в силах справиться с этим состоянием. Повторная диагностика по шкале UCLA пока­зала незначительные изменения по сравнению с исходны­ми данными. То есть люди, страдающие от одиночества, после успешно пройденной психотерапии не отказались от одиночества, а обнаружили в нем новые возможности для личностного роста, восхождения к своей индивиду­альности. Они перестали бояться одиночества, а это глав­ное условие для трансформации негативных видов этого состояния в позитивный. Можно указать некоторые осо­бенности такой работы с людьми, переживающими раз­ные виды одиночества.

В психологической работе с людьми, переживаю­щими диффузное одиночество, важно уделять внимание самоанализу, рефлексии, обучению давать и получать адекватную обратную связь. Психологическая помощь должна быть нацелена на катализацию процессов самопо­знания и рефлексии, формирование навыков саморегуля­ции и построение новых конструктов сознания. Об одино­честве с такими людьми лучше не говорить вообще, так как это их травмирует и замедляет процесс восстановле­ния нормального состояния психики.

С людьми, переживающими отчуждающее одиноче­ство, наиболее эффективной формой психологической ра­боты является групповое взаимодействие. Здесь человек ведет себя в заданных извне рамках - правилах группово­го взаимодействия, которые принимаются всей группой на время совместной работы в круге. Эти правила вам хо­рошо известны, и вы понимаете, что любое из них требует


 




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


от участника внимательного отношения к другим людям. В то же время он сам сможет почувствовать, как другие участники внимательно относятся к нему, замыкая дейст­вие любого правила.

Люди в диссоциированном состоянии одиночества представляют собой наиболее сложную категорию клиен­тов, так как психолог сталкивается поочередно то с пол­нейшим принятием себя, то со столь же полным отчужде­нием. Поэтому здесь особое внимание нужно уделить со­ставлению того самого динамического контракта, который обычно имеет место в любом психотерапевтиче­ском процессе. В данном случае этот контракт желательно не просто проговорить, а записать, обращая внимание на те пункты, которые связаны с ответственностью человека, обратившегося за помощью.

Еще раз отметим, что конкретные техники работы психолога зависят от его выбора, а значит, от его возмож­ностей и предпочтений. Единственное, что хотелось бы выделить особо, - это саногенное мышление (СГМ) Ю. М. Орлова, или саногенную рефлексию. Эта методика требует достаточно длительного времени и специального обучения психолога. Она направлена на формирование у человека мышления, рождающего здоровье, как физиче­ское, так и психическое, то есть овладение техникой сано-генного мышления предполагает перестройку автомати­ческих умственных операций, порождающих негативные эмоции и деструктивное поведение. Методика построена таким образом, что после изучения основ и овладения не­обходимыми техниками (работа с лентой времени и меди­тативная графика) прорабатывается каждая отдельная эмоция. Человек научается конструктивно мыслить, а значит - конструктивно жить.

Желаем вам успехов в освоении выбранной профессии!


Пример оформления протоколов ИГД

Испытуемая: Наталья, 39 лет.

Этап 1

Список № 1

 

  Утица   Старинный ковш
  Мужской профиль    
  Амфора    
  Изгиб шеи лебедя    
  Маска, эмблема театра   Смеющаяся маска
  Стол, накрытый скатертью, на котором стоит крынка с молоком, утица и между ними смеющаяся театральная маска   Вот такой натюрморт
  Варежка с оттопыренным большим пальцем    
  Петрушка в профиль   Старинный вариант этой куклы, только не улыбающийся как всегда, а грустный

 

  Список № 1  
  Заяц сидящий   Нет, скорее кенгуру или ослик Иа
  Кит   Нет, две рыбы, проплывающие мимо друг друга

 




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


 


  Злой Панк    
  Петушок   Кричащий «Хо-ро-шо», из рекламы
  Бюст Мышки    
  Азиатский тапочек   С загнутым мыском

Как можно видеть, испытуемая не повторила ничего из первого списка, напротив, дополнила его новыми обра­зами. По данным самоотчета, некоторые образы трансфор­мировались «один в другой». Например, мужской про­филь - в Петрушку, затем в злого Панка и в Петушка, За­яц - в Кенгуру, затем в Ослика.

Этап 2

При рисовании фигур на втором листе клиентка рас­положила их вокруг скатерти с крынкой, ковшом и маской. Внизу слева расположена маска, справа - петушок, транс­формация образа которого также отражена на рисунке. Крынка и маска повторяются на рисунке дважды как само­стоятельные фигуры и как детали центральной компози­ции, которая смещена влево.

Связи на рисунке обозначены следующим образом:

 

Позитивные (красные) односто­ронние Позитивные взаимные Негативные (синие) одно­сторонние Негативные взаимные
Крынка 1 Натюрморт Колдун ППетрушка Колдун J, Амфора Театральная маска ItАзиатский тапочек

 

I Гозитивные (красные) односторонние Позитивные взаимные Негативные (синие) односторонние Негат­ивные взаимные
Амфора IНатюрморт Петрушка ifНезаконченный профиль петушка Колдун IТапочек  
Шея лебедя IНатюрморт Незаконченный профиль петушка if Петушок Мышка 1 Заяц  
Заяц 1 Ослик   Заяц IВарежка (впоследствии зачеркнуто)  
Кит 1 Ослик      
Кенгуру IОслик      
Кит 1 Рыбы      

Никаких связей не отходит от натюрморта, рыб, ва­режки. Не направлены связи к следующим предметам: утица-ковш, кенгуру, мышка, шея лебедя. Несвязанными друг с другом остается множество предметов.

Этап З

Здесь приводится текст сказки, которую сочинила Наталья. Печатается с оригинала, знаки препинания, ре-


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

чевые обороты и заглавные буквы сохранены так, как пред­ложила клиентка.

Сказка про океан из слез

В одном сказочном лесу жили-были заяц, кенгуру и ослик. Днем они паслись на полянках, бегали, прыгали и резвились в лесу, а вечером собирались в своем домике, садились за стол, на котором лежала скатерть-само­бранка. Они пили молоко из крынки или ключевую воду из ковша и рассказывали друг другу события, которые с ни­ми произошли за день. Если ослик по своему обыкновению начинал ныть и плакать, на него надевали веселую маску, чтобы не расстраивал других. Так бы они и жили, если бы в один из вечеров к ним в дверь не постучал бы путник, ко­торый был злым колдуном, волшебником. Он превратился в веселого Петрушку, чтобы зверюшки не испугались его. Он сказал, сто заблудился в этом сказочном лесу, долго плутал, устал и проголодался. Друзья пожалели грустно­го, усталого путника. Пустили к себе в дом, попросили скатерть - самобранку накормить Петрушку тем, что он пожелает. Он сидел рядом с друзьями, слушал их исто -рии. Колдун все больше и больше завидовал мирной и спо­койной жизни друзей. Когда все рассказы были рассказа­ны, завистник сказал, что зверята живут очень скучно, каждый их день похож на предыдущий, да и следующий будет такой же. Друзья согласились с Петрушкой, но не знали как изменить свою жизнь, да и надо ли ее менять, ведь им и так жилось не плохо: на полянах росла сочная и вкусная трава, всегда было тепло, врагов в лесу у них не было, дома на столе лежала скатерть - самобранка, по­этому в крынке всегда было молоко, а в ковше вкусная клю­чевая вода.

Злой колдун захотел один жить в таком замечатель­ном месте и обладать скатертью-самобранкой. Но как из­бавиться от хозяев и выманить скатерть? И он предложил


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

друзьям поменяться с ним. Зверята отдадут ему ска­терть-самобранку, которая им не очень нужна, потому что они едят траву, которая везде растет, да и воду найти не сложно. А Петрушка отдаст свой тапочек-скороход, ко­торый может отнести владельца туда, куда он захочет, и друзья смогут путешествовать. Волшебник рассказал про дальние страны и чудеса, которые можно там увидеть, как хорошо живется всем в этих далеких странах. Кенгуру и зайчику захотелось все увидеть своими глазами, поселить­ся в новом еще лучшем месте, а может быть найти и новых друзей. Только ослик сомневался — ему не очень хотелось расставаться со спокойной сытной жизнью в родном люби­мом сказочном лесу. Он стал отговаривать своих друзей от этой затеи.

- Как можно путешествовать втроем, если тапо­
чек-скороход только один,
- говорил ослик.

- Наверное путешествие страшновато, - говорил
трусливый зайчишка,
- но очень хочется везде побывать.

- Надо бы с кем-нибудь посоветоваться, - говорила
кенгуру, - и придумать как втроем путешествовать в од­
ном тапочке.

На следующий день колдун решил напугать наших зверушек и дать им хороший совет, как они могут быст­рее отправиться в путь в его волшебном тапочке. Когда друзья, отправились пастись на свои лужайки, он превра­тился из доброго Петрушки в злого Панка и начал бегать по лесу, кричать страшным голосом, строить страшные рожи. Перепуганные друзья прибежали домой. Заяц - дрожал, ослик — плакал, а кенгуру говорила, что в родном лесу становится страшновато и им пора отправиться в другое более спокойное место. Тут колдун, подслушав­ший разговор зверей обратился в петушка и постучал в дом.. «Скорее пустите меня, мне очень страшно в вашем лесу», - закричал он. Гостеприимчивые хозяева пустили петушка в дом. Гость рассказал, что отправился в лес их


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

соседней деревни, чтобы поклевать спелых ягод и встре­тил в кустах малины злого Папка, насилу ноги унес. Зве­рята сказали петушку о том, что сами собираются най­ти более спокойное место для жизни, но не знают, как им втроем, отправиться в путешествие в одном тапочке-скороходе. Петушок посоветовал друзьям одеть тапочек на лапу кенгуру, а зайцу и ослику залезть к ней в сумку на животе, тогда они все вместе смогут отправиться в путь. «А в дальних странах - хорошо! Очень хорошо!» -кричал петушок.

Друзья обрадовались, что так легко разрешился их сложный вопрос и поблагодарили петушка за хороший со­вет. Петушок скоро ушел, и после этого гостя у наших дру­зей все сомнения исчезли, им стало просто необходимо поки­нуть, ставший таким беспокойным и страшным родной лес и искать счастья в других краях.

Тем временем петушок обратился в Петрушку и. сно­ва стучится в гостеприимный дом, где его уже ждали, что­бы поменять скатерть — самобранку на тапочек скороход.

Так друзья, не теряя времени, отправились сразу в до­рогу. Одним прыжком, кенгуру перелетала через горы и леса, через реки и моря. Тапочек-скороход нес путешественников так быстро, что они не успевали ничего рассмотреть и до­вольно быстро заблудились, и уже не смогли бы найти свой родной дом.

В одном из прыжков тапочек-скороход слетел с лапы кенгуру и потерялся. Зверята в это время пролетали над большим городом и упали на центральную площадь, где бы­ло много народу.

Люди быстро распорядились с животными. Зайца от­правили на звероферму для улучшения породы кроликов, чтобы потом из их шкур шить теплые варежки и шапки. Кенгуру отправили в зоопарк, где она сидела за решеткой на забаву зрителей. Ослика отправили в парк катать детей на тележке и верхом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Очень скоро друзья заскучали друг по другу и по дале­кой Родине, по своему дому.

В конюшне, где на ночь привязывали ослика, жила мыш­ка, она воровала зерно из кормушек. Ослик подружился с этой мышкой, и она разыскала его друзей и изредка, приносила, от них весточку. Кенгуру жаловалась, что скоро она погибнет от тесной клетки, где она не может бегать и прыгать как раньше, от сухого колючего сена и пахнущей хлоркой воды. Ох, как понимал ее ослик, ему тоже хотелось сочной травки и ключевой водички. Заяц совсем заболел от страха, что ско­ро станет чьей-нибудь варежкой или шапкой.

От таких вестей ослик по своему обыкновению запла­кал, и никак не мог остановиться. Слезы так и текли из его глаз ручьями и реками. Скоро они затопили весь город. Доли­ны превратились в моря, а моря в океаны. В океане жил ог­ромный добрый кит, он проплывал мимо затопленного сле­зами города и увидел плачущего ослика. Расспросил о его бе­де и обещал помочь.

- Садись ко мне на спину, — сказал кит. — Мы забе­рем твоих друзей и попробуем найти вашу Родину. Так они и сделали.

Тем временем океан слез добрался и до сказочного ле­са, где находился злой волшебник. Слезы затопили лес и дом, а колдун не умел плавать. Поэтому сначала, он залез на крышу дома, а потом ему было некуда деваться и он влез в старую амфору, которую нашел па чердаке и плот­но заткнул ее пробкой. Амфору с волшебником унесла вол­на, и плывет она теперь в океане слез пока не прибьется к другому берегу.

Зверята не долго путешествовали на спине у Кита. Быстро найти дорогу на их Родину им помогли рыбы, кото­рые поплыли в разные стороны и нашли то место где стоял дом наших друзей.

Ослик больше не плакал. Океан стал постепенно вы­сыхать. Когда кит подплыл к сказочному лесу, там по-


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


 


прежнему росла вкусная сочная трава, стоял на опушке гостеприимный домик, в котором на столе лежала ска­терть-самобранка, стояла крынка с молоком, ковшик-утица с ключевой водой и лежала смеющаяся маска. Все было так как и раньше, но чего-то изменилось. Изменились они сами. Они поняли как надо беречь и ценить свою Роди­ну, и все что имеешь, а рядом со злом всегда есть добро, а рядом с друзьями есть и враги и наоборот. Не надо пря­тать печаль и слезы под веселую маску, в таком случае ни­кто не сможет тебе помочь.

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам - урок. Нет худа без добра.


 

 

Краткая история клиентки в ее письменном изложении

В детстве я часто испытывала одиночество. Это со­провождалось страхом, незаслуженной обидой, а также - ощущением собственной индивидуальности и непохожести на других. Я была не такая как все, заклеванная детьми и взрослыми, «белая ворона». Неуклюжая, толстая, плохо одетая, правда - любимая бабушкой, братом и мамой. Но бабушка жила далеко, брат был маленький (9 лет разни­ца), а мама в две смены на работе. Любил ли меня отец и любит ли он кого-либо, кроме себя, для меня загадка. Он пьяный или больной с похмелья до сих пор. Так что защиты, поддержки брать было негде, и со своим одиночеством я бо­ролась сама. Плакала, дралась с обидчиками, в игры меня ни­когда не принимали, я плохо прыгала через скакалку, медлен­но бегала, не могла перелезть через забор - какие уж там казаки-разбойники. Но в компенсацию я много читала, хоро­шо училась, рисовала, мучила пианино в музыкальной школе. И из-за этого тоже была объектом нападок нашего рабоче­го района общежитий.

С ужасом вспоминаю себя - подростка. В этом возра­сте чувство одиночества переживалось особенно остро. Презрительные взгляды девчонок и насмешки мальчишек. Все бегали на свидания, собирались в компании. Я была одна и в 14 лет как приговор - бесплодие. Тогда я теряла смысл жизни. Я понимала, что не нравлюсь сверстникам и у меня, наверное, никогда не будет свиданий, любви, семьи и детей.


 


' Печатается с оригинала.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Я долго и безуспешно лечилась, сидела на диетах, занима­лась всеми правдами и неправдами спортом (врачи запре­тили мне все занятия спортом, запретили сдавать экзамен даже в школе).

В 16 лет ко мне пришла настоящая любовь. Я дожда­лась настоящего принца. Но чем выше взлетать, тем боль­нее падать. Парень был иностранец, через год он закончил университет и уехал к себе в страну. О моем отъезде не могло быть и речи (1977 год). Я была еще несовершеннолет­няя. Потеря любимого, опять полное одиночество. Дома родители меня обвинили во всех смертных грехах, а я еще о сексе и понятия не имела, настолько чистыми и нежными были наши отношения. Тогда я потеряла все - любимого, кров, любовь своей семьи. Я не хотела жить, я не видела вы­хода, и покончила с жизнью. Очнулась в институте Скли-фасовского, потом 8 месяцев в больнице им. Ганушкина. И страшное жуткое одиночество. Из больницы меня забра­ла подруга и вынянчила, выходила мою израненную душу.

Теперь я посвятила свою жизнь детям, они для меня родные, хотя, конечно, очень любят, своих мам. Подспудно, где-то очень далеко меня все-таки грызет, червячок одино­чества. Потому что у меня не получилось нормальной се­мьи, хотя, была несколько раз замужем, и у меня нет своих детей. Очень боюсь своей беспомощности в старости, ос­таться одной, старой и беспомощной. Но стараюсь об этом не думать. Что будет, то и будет. Чему быть, тому не ми­новать. Может быть, я еще и не доживу до такого состоя­ния. А сейчас я не одинока, у меня, есть муж - эгоист, хоро­шие преданные друзья, да и много добрых людей вокруг. А еще, самое главное, у меня есть любящий и любимый бра­тишка, который никогда не бросал меня в трудную минуту, а у него трое детей. Жизнь продолжается.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Самоанализ выполнения ИГД

В Приложениях 1 и 2 представлена иллюстрация выпол­нения ИГД испытуемой, которая специально изучала данную методику. Здесь приводится ее анализ собственной работы.

Все персонажи, кроме шеи лебедя участвуют в сказке и каждому из них отведена своя роль - положительная или отрицательная.

Четко прослеживается, взаимосвязь - мужской про­филь превращается в Петрушку, затем в панка и петушка. Также в сказке отражаются связи колдун - амфора (пря­чется в ней и уплывает) и колдун - тапочек (использует для достижения своих целей). Взаимосвязь тапочка и маски косвенная и оправдывается лишь в конце сказки.

Мужской профиль (колдун) - отрицательный персо­наж. Его положительная взаимосвязь: Петрушка - панк -петух, вернее, превращение в эти персонажи для удовлетво­рения своего желания, свидетельствуют о моем отношении к мужчинам, их поведению, их характеристике в моих глазах.

То, что мужской профиль изначально был изображен среди неодушевленных предметов, и в конце концов, в сказке колдун стал содержимым амфоры, которую несет волна в океане слез к неизвестному берегу, говорит о многих силь­ных разочарованиях и потерях, связанных с личной жизнью и моих, взаимоотношениях с противоположным полом.

Предметы, лежащие на скатерти, на столе: ковш, крынка, маска в сказке символизируют домашний очаг, до­статок и благополучие, что видно и в их положительных свя­зях. Хотя, в конце сказки герои отказываются от маски, не­смотря на ее положительную роль в начале. Связь амфоры со столом в сказке отрицается (она забыта и на чердаке). Мо­жет быть, эта связь была обозначена как чисто предметная.


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Положительные герои скажи заяц, кенгуру и ослик свя­заны красным односторонне - от зайца и кенгуру идут стрел­ки к ослику. Можно предположить, что это сущность одного человека - один в трех лицах, то есть они не могут существо­вать друг без друга, им комфортно только вместе в своем до­мике, в своем лесу. Все три образа мирные, травоядные живот­ные, но у каждого свои мысли, характер, недостатки, они лег­ко ранимые, доверчивые, добрые, гостеприимные, не очень требовательные к роскоши, но страдающие (каждый по-свое­му) от непривычной жизни в чуждой им среде. Хорошо просле­живается связь от ослика к киту и от кита к рыбам. В сказке ослик поделился своим горем с добрым китом, а тот рассказал об этом рыбам, и, в результате, все проблемы были благопо­лучно решены. Кит в сказке, наверное, олицетворяет близких друзей или вообще добрых и отзывчивых, сильньа и могучих людей, которых на самом деле больше, чем плохих - жадных, завистливых и т. п., так как далее прослеживается связь от кита к рыбам, которые тоже готовы прийти на помощь.

Хорошо видна в тексте отрицательная связь, на­правленная от зайца к варежке. Ему очень страшно, что из пего сделают варежку, он даже заболевает от своего стра­ха. А вот синяя линия от мышки к зайцу не прослеживает­ся, скорее наоборот, она должна идти от зайца к мышке, а от нее к ослику, так как заяц рассказал мышке о своем бед­ственном положении, а она передала дурную весть ослику, что и вызвало всемирный потоп из слез.

Данная сказка, по всей видимости, отражает еще мое отношение к людям, покидающим свою Родину, к их состоя­нию на чужбине. На сюжет сказки, наверное, повлияло мес­то моей работы - комитет по делам беженцев.

Заяц, кенгуру и ослик уединенно живут в лесу, им нра­вится их одиночество, пока не нарушили их покой, пока не рассказали о других странах, другой жизни. Узнав одиноче­ство с другой стороны, на чужбине, среди людей, в толпе, они были более одиноки и несчастны, чем раньше.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Психологический анализ проведенной ИГД
_____ и жизненной истории испытуемой____

Из бесед с испытуемой выяснилось, что она ассоции­рует себя с осликом «Иа», а образы зайца и кенгуру - это ее социальные маски, которые стали настолько привычными, что слились, по сути, с истинным «Я». Сюжет сказки легко ассоциируется с ее жизнью, краткое изложение которой представлено выше. Смеющаяся маска, надеваемая на пла­чущего Ослика, отражает тенденцию испытуемой скрывать свою боль, тоску, плохое настроение. Причем происходило это под влиянием ее социальных ролей (заяц и кенгуру), то есть Наталья когда-то решила, что собственная откры­тость приносит ей неприятности из социума. Сверстники не только не понимали ее, но и не стремились к этому, бо­лее того - дразнили, не принимали в игры и т. д. Тогда она вынуждена была надевать на себя маску веселости, «чтобы не расстраивать других», не портить им настроение и хоть как-то быть включенной в общественную жизнь. Кроме то­го, зная о том, что любящие бабушка, брат и мама пережи­вают за нее, Наталья старалась не показывать им всю пол­ноту своих страданий, для чего пользовалась той же мас­кой веселости.

На первый взгляд, может показаться странным, что Колдун (Петрушка, Петушок, Панк) - это образ того само­го любимого, из-за которого у Натальи было столько горя в жизни. Конечно, метаморфозы колдуна, как сказочного персонажа, сложились у зрелой женщины, но, как она сама же и признается, это отражает ее отношение к мужчинам. В беседах с психологом Наталья предложила такую трак-


 


 



14 Зак. 44



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

товку сделанной проекции. Зверята впервые увидели Кол­дуна в образе Петрушки - веселого ярмарочного персона­жа, заблудившегося в лесу. Отметим, что Петрушка в рус­ском эпосе герой совсем не безобидный. Он действительно веселый, но резкий, хлесткий, колкий на язык, драчливый, умный, проницательный. Именно этот образ выбрала ис­пытуемая, видимо, имея к этому определенные основания. Молодой человек, появившийся в ее жизни был веселым, привлекательным, ей было хорошо рядом с ним. Впервые Наталья почувствовала себя принятой такой, какая она есть. Он много рассказывал о своей родине, о нравах, обы­чаях, о людях. Девушка слушала его, живо представляя се­бе истории, рассказанные им. По воспоминаниям Натальи, она как будто видела все своими глазами, знала его друзей на далекой родине, ей иногда казалось, что и они знают ее, она мысленно знакомилась с ними, разговаривала на неиз­вестном ей языке. Таким образом, в юношеском воображе­нии нарисовался мир, в котором все ясно, везде порядок, все счастливы, все друг друга любят. Конечно, это и мечта девушки, и тоска по родине молодого человека.

Проекция в сказке выражена достаточно четко: Пет­рушка рассказывает о дальних странах, живописуя все пре­лести, которые ожидают там друзей. Затем Петрушка пре­вращается в злого Панка и пугает зверят, желая ускорить их отъезд. Злой Панк - это отец испытуемой, который дей­ствительно в пьяном виде кричал, ругался и тем самым пу­гал девушку. Дома было плохо. Причем так было уже дав­но, но душевная близость с молодым человеком обострила восприятие негативных сторон жизни. Наталье очень хоте­лось уехать. Конечно, она понимала тщетность своих жела­ний, но, тем не менее, желания-то были. Неосуществимость их отражена в тексте одним тапочком-скороходом, которо­го даже в сказке мало для троих. Колдун в образе испуган­ного Петушка подсказывает зверятам способ воспользо-


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ваться тапочком, и друзья соглашаются покинуть родной лес и дом в общем-то по пустяковым причинам.

Превращение Колдуна в различные образы проеци­рует отношение Натальи к мужчинам вообще, то есть, по ее словам, все они одинаковы, только выступают под разными обличиями. Во всех тяжких испытаниях, выпавших на до­лю друзей, виноват Колдун, а в жизненных невзгодах Ната­льи - мужчины (по ее оценке). Панк и Петушок - образы бывших мужей Натальи. В своей сказке она подчеркивает единую сущность разных героев - Петрушки, Панка, Пе­тушка - это все тот же злой колдун, умеющий претворять­ся (превращаться) ради достижения своих черных целей.

Звери все-таки покидают родной лес, а Наталья при­нимает решение уйти из жизни. Кенгуру оказывается в зоо­парке в клетке, заяц на звероферме в клетке, ослик запряжен повозкой, а Наталья, скованная болезнью, - в палате. Во­семь месяцев пробыла девушка в больнице. Жуткое одино­чество, тоска по нормальной жизни, чувство собственной не­полноценности (все звери в разных местах), ненужности терзают ее долгие месяцы. Когда она, наконец, смогла от­крыться соседке по палате (мышка), та после выписки рас­сказала все мужу и они вместе (рыбы) разыскали ее подругу (кита). Подруга Натальи забрала ее из больницы и помогла адаптироваться к жизненным реалиям.

Сильнейшие переживания (океан слез) выработали своеобразную защиту раненой души девушки - она сумела приобрести весьма существенную независимость от «злых колдунов» - мужчин. Из-за того что Ослик безостановоч­но и безутешно плакал, образовался океан из слез, дошед­ший до Колдуна, который не умел плавать и забрался в ам­фору, плотно закрыв пробку.

Со слов Натальи, она никогда больше не ставила свою жизнь в зависимость от мужчин. Некоторую парал­лель можно провести и с отцом испытуемой. После случив-


 



13 3ак. 44




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

шегося несчастья, он на долгие годы как бы оставил дочь в покое. «Пусть живет как хочет», - сказал он тогда.

В конце сказки Наталья четко показывает, что друзья поняли: не нужно прятать свои печали за маской веселос­ти, «в таком случае, никто не сможет тебе помочь». Она пи­шет, что рядом со злом есть добро и наоборот, то есть в жиз­ни есть люди, готовые прийти на помощь, но они должны видеть, кому эта помощь нужна.

Жизненный опыт, конечно, накладывает свои отпе­чатки на личность человека. В данном случае, можно ви­деть положительную динамику. Сейчас Наталья жизнера­достная женщина, открытая, доброжелательная, отзывчи­вая. Глядя на нее, трудно вообразить, что когда-то она могла наложить на себя руки. «Все проходит и время ле­чит», - говорит Наталья сейчас.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6





Рисунок переживания отчуждающего
___________ одиночества


ПРИЛОЖЕНИЕ в


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


 


Рисунок переживания диссоциированного
одино чества______________


Рисунок переживания диффузного
__________ одиночества


 




 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


 




Ключ к диагностическому опроснику «Одиночество»

Состояние одиночества (без определения вида): «+» 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 29, 22 «-» 13, 14, 30, 24



Рекомендуемая литература

1. Абраменкова В. В. Проблемы отчужденности
в отечественной психологии // Вопросы психо­
логии. - 1990. -№ 1. - С. 5-12.

2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психо­
логию. - М.: Академия, 1996. - 190 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Психологические
и жизненные потери (к проблеме экологии челове­
ка) // Психология личности в условиях социаль­
ных изменений. - М.: ИПРАН, 1993. - С. 7-21.

4. Абульханова-Славская К. А. О путях построе­
ния типологии личности. - М.: ИПРАН, 1980.

5. Адлер А. Индивидуальная психология // Исто­
рия зарубежной психологии. 30—60-е годы
XX века (тексты). - М., 1986. - 320 с.

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной
психологии. - М.: Дайджест, 1996. - 230 с.

7. Александровский Ю. А. Пограничные психичес­
кие расстройства. - М.: Медицина, 1993. - 180 с.

8. Александрова Ю. В. Методики диагностики от­
ношений взрослого человека: роли, позиции,
нравственная сущность. - М.-Воронеж, 2001.

9. Александрова Ю. В. Построение и валидизация
проективной методики для диагностики отноше­
ний к Другому. // Психологический журнал. -
1999.-№ 3.


 

10. Алиев X. Этюды о саморегуляции. - М., 1993. -
120 с.

11. Алиев X. Защита от стресса. - М., 1996. - 70 с.

12. Амбраумова А. Г. Анализ состояний психологи­
ческого кризиса и их динамика. // Психологиче­
ский журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.

13. Амбраумова А. Г., Постовалова Л. И. Мотивы са­
моубийства // Социологические исследова­
ния. - 1987. - № 6. - С. 53-55.

14. Ананьев Б. Г. Избранные психологические тру­
ды. В 2 т. Т. 1. / Под ред. А. А. Бодалева,
В. Ф. Ломова, И. В. Кузьминой. - М.: Педагоги­
ка, 1980. - 220 с.

15. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человеко-
знания. - М.-Вн., 1996. - 170 с.

16. Андрусенко В. А. Социальный страх. - Оренбург­
ский государственный университет, 1995. - 210 с.

17. Андрусенко В. А. Словарь душевных и духовных
терминов. - Екатеринбург, 1993. - 30 с.

18. Антонян Ю. М. Психология отчужденной лич­
ности и преступное поведение. Генезис и профи­
лактика дезадаптационных преступлений. - Ере­
ван: Айастан, 1987. - 90 с.

19. Ассаджиоли Р. Психосинтез. - М., 1992. - 400 с.

20. Асмолов А. А. Культурно-историческая психоло­
гия и конструирование миров. - М.-Вн., 1996. -
360 с.

21. Басин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. И. Про­
блемы психологической защиты // Психологи­
ческий журнал. - 1988. - № 3. - С. 78-87.


 




22. Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориен­
тированной психотерапии и психотехники. -
М.: Смысл, 1997.- 110 с.

23. Барон Ф. Личность как функция проектирова­
ния человеком самого себя. // Вопросы психоло­
гии. - 1990. - № 2.

24. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. - М.: Республи­
ка, 1994. - 190 с.

25. Бердяев Н. А. Опыт философии одиночества
и общения. - М.: Республика, 1993. - 390 с.

26. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. -
М.: Республика, 1994. - 260 с.

27. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Ре­
спублика, 1993. - 130 с.

28. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ
для непосвященных. - СПб., 1991. - 210 с.

29. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, ко­
торые играют в игры. - Ленинград: Дайджест,
1992. - 290 с.

30. Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: Ла­
биринт, 1994. - 310 с.

31. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детско­
го рисунка в объективном изучении. - СПб., 1910.

32. Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Про­
блемно-ориентированная психотерапия. - М.,
1998. - 180 с.

33. Будницкая И. И. Соотношение между рассказом
и рисунком учащихся младших классов (сравни­
тельное исследование нормальных и умственно
отсталых школьников): канд. дисс. - М., 1958.


 

34. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыраже­
нием. - М., 1989.

35. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самопо­
знания через психологическую сказку. - М.:
Ось-89, 2001.

36. Вейнингейер О. Пол и характер. - М.: Форум,
1991.-170 с.

37. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лаби­
ринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.

38. Ветров С. А. Отчуждение в трансформируемом
обществе: автореф. дис. канд. психол. наук. -
Омский гос. университет, 1995. - 16 с.

39. Вебер В. Терапевтический диалог. Программа
обучения. - М., 1995. - 80 с.

40. Выготский Л. С. Психология развития как фено­
мен культуры. - М.-Вн., 1996. - 140 с.

41. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход
к анализу, описанию и экспериментальному иссле­
дованию психических состояний человека // Пси­
хические состояния. - Ленинград, 1981. - Вып. 10.

42. Гегель Г. Работы разных лет. - М., 1970. - 310 с.

43. Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­
ности. - М.: Прогресс, 1990. - 510 с.

44. Глозман Ж. В. Личность и нарушения обще­
ния. - МГУ, 1987. - 170 с.

45. Головин С. Ю. Словарь практического психоло­
га. - Минск: Харвест, 1997. - 580 с.

46. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность
учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.


 




47. Грановская. Элементы практической психоло­
гии. 2-е изд. - Л.: Изд-во ЛГУ.

48. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики:
введение в психологию активности. - М., 1989. -
200 с.

49. Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом
смерти. - М., 1996. - 120 с.

50. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Ло­
гос. Международный ежегодник по философии
культуры. Кн. 1. - М.: Мусагет, 1911.

51. Данилова В. Л. Как стать собой. Психотехника ин­
дивидуальности. - М.: Интерпракс, 1994. - 60 с.

52. Денисова 3. В. Детский рисунок в физиологиче­
ской интерпретации. - Л., 1974.

53. Джонг-Гирвельд Д., Раадшелдерс Д. Типы оди­
ночества // Лабиринты одиночества. - М.: Про­
гресс, 1989.

54. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность
в подростковом и юношеском возрасте: дисс.
канд. псих. наук. - СПб., 1996. - 160 с.

55. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический
этюд. - М.: Мысль, 1994. - 80 с.

56. Дьяченко И. С. Демонстрируемые и скрываемые
качества в системе личности: автореф. дисс.
канд. псих. наук. Институт развития личности
РАО. - М., 1995. - 16 с.

57. Жариков Е. С. Психологические средства стрес-
соустойчивости. - М., 1990. - 70 с.

58. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей
и подростков. - Л., 1982.


 

59. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика,
1991.- 140 с.

60. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной де­
ятельности детей. - М., 1961.

61. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Респуб­
лика, 1993. - 120 с.

62. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о кон­
кретности Бога и человека. - СПб., 1994. - 110 с.

63. Каменский А. Романтический монтаж. - М., 1989.

64. Камю А. Миф и Сизифе. Эссе об абсурде // Су­
мерки богов. - М., 1992.

65. Кан Майкл. Между психотерапевтом и клиен­
том: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.

66. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - Л., 1985.

67. Карнеев Р. К. Индивидуально-личностные фак­
торы диалогического общения: автореф. дисс.
канд. псих. наук. - М., 1996. - 16 с.

68. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психо­
драма. - М.: Класс, 1986. - 320 с.

69. Колесников Г. Общение и обособление личности
как общесоциологические категории: дисс. канд.
философ, наук. - ЛГУ, 1978.

70. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание -
сила. - 1986. - № 12. - 42 с.

71. Кон И. С. Психология юношеского возраста. -
М.: Просвещение, 1979. -170 с.

72. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - 90 с.

73. Кон И. С. Дружба. - М., 1987. - 70 с.


 




74. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психо­
терапия. 2-е изд. - Минск: Вышейшая школа,
1997.

75. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психоло­
гии. - М., 1996.

76. Корчагина С. Г. Интегральная графическая диа­
гностика. - М.: МОСУ, 2005.

77. Кочюнас Р. Основы психологического консуль­
тирования. - М.: Академический Проект, 2000.

78. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология
и психопатология одиночества. - М., 1972.

79. Кутрона К. Поступление в колледж: одиночество
и процесс социальной адаптации // Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 1989.

80. Куртиян С. В. Одиночество как социальное яв­
ление: автореф. канд. соц. наук. Институт моло­
дежи. - М., 1995.

81. Крупник Е. П. Проблема психологической ус­
тойчивости // Психологические аспекты соци­
альной нестабильности. - М., 1995.

82. Крупник Е. П., Тагирова Р. А. Изучение пробле­
мы устойчивости в разных психологических
школах // Психология человека в условиях со­
циальной нестабильности. - М., 1994.

 

83. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика,
1993.

84. Кьеркегор С. Несчастнейший // Северные цве­
ты, кн. 4. - СПб., 1908.

85. Левитов Н. Д. О психических состояниях чело­
века. - М.: Просвещение, 1964.


 

86. Лейнг Р. У. Разделенное Я. - Киев, 1995.

87. Леонтьев А. Н. Избранные психологические
произведения в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.

88. Линдеман X. Система психофизиологической
саморегуляции. - М.: РЭНАР, 1992.

89. Лободин В. Т. Самоанализ и познание внутрен­
него мира. - СПб.: ИК Комплекс, 1996.

90. Лободин В. Т. Трудное счастье совершенства. -
СПб.: ИК Комплекс, 1997

91. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Респуб­
лика, 1994.

92. Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. - М.:
Республика, 1992.

93. Малисова И. Ю. Рефлексивный и коммуника­
тивные компоненты межличностного понима­
ния: автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1995.

94. Маслоу А. Мотивация и личность // Курс прак­
тической психологии. - Ижевск, 1957.

95. Марасанов Г. И. Социально-психологический
тренинг. - М.: Совершенство, 1998.

96. Маркой А. С. Личностная зависимость и освобож­
дение от нее: дисс. канд. псих. наук. - М., 1997.

97. Маховер К. Проективный рисунок человека. -
М.: Смысл, 1996.

98. Менегетти А. Система и личность. - М.: Сереб­
ряные нити, 1996.

99. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаи­
мосвязь в контексте культуры // Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 1989.


 




100. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинар­
ный подход // Лабиринты одиночества. - М.:
Прогресс, 1989.

101. Мольц М. Я - это я, или как стать счастливым. -
СПб.: Лениздат, 1992.

102. Муза Е. В. Быстрый карандаш. - М., 1974.

103. Мэй Р. Искусство психологического консультиро­
вания. Как давать и обретать душевное здоровье. -
М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

104. Мухина В. С. Проблема генезиса личности. - М.,
1985.

105. Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д., Либих С. С,
Тонконогий И. М. Основы общей и медицин­
ской психологии. // Медицина. - 1968.

106. Немов Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу:
книга для учителя о психологии ученического
коллектива. - М., 1988.

107. Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 1994.

108. Неплох Я. М. Человек, познай себя! - СПб.: На­
ука, 1991.

109. Ницше Ф. Злая мудрость. // Избранные произ­
ведения. - М.: Просвещение, 1993.

110. Огинская М. М., Розин М. В. Мифы в психоте­
рапии и их функции. // Вопросы психологии. —
1991-М 4.

111. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальнос­
ти. - М.: Просвещение, 1991.

112. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальнос­
ти. - М.: Просвещение, 1981.


113. Орлов Ю. М. Обнда. Вина. - М.: Слайдинг, 2002.

114. Орлов Ю. М. Выживание при разводе. - М.:
Слайдинг, 2002.

115. Осколкова С. Н. Депрессивные состояния в об­
щемедицинской практике. - М., 1996.

116. Ошо. Любовь. Свобода. Одиночество. - СПб.:
ИД «ВЕСЬ», 2003.

117. Ошо. Зрелость. Ответственность быть самим со­
бой - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

118. Пауэлл Джон. Как устоять в любви. - М.: Лига-
Фолиант, 1993.

119. Пепло Л., Мицели М., Мораш Б- Одиночество
и самооценка // Лабиринты одиночества. - М.:
Прогресс, 1989.

120. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы
к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.:
Прогресс, 1989.

121. Перов А. К. Структура личности. Диалектика вза­
имосвязи между психическими процессами, со­
стояниями и свойствами // Вопросы психологии
личности и труда. - Свердловск, 1973. - С. 17-52.

122. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. -
М.: РОУ, 1992.

123. Погосян В. А. Проблема отчуждения в «Феноме­
нологии духа» Гегеля. - Ереван, 1973.

124. Покрасс М. Л. Терапия поведением. - Самара:
Изд. дом Бахрах, 1997.

125. Покровский Н. Е. Одиночество и аномия: дисс.
докт. соц. наук. - М., 1996.


 



15 Зак. 44



126. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гума­
низм // Лабиринты одиночества. - М.: Про­
гресс, 1989.

127. Померанц Г. Собирание себя. - М.: ЛИА «Док»,
1995.

128. Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодо­
ления: дисс. в виде доклада докт. философ, на­
ук. - Томский гос. университет, 1993.

129. Приходько Д. Н. Образование и преодоление ос­
таточных явлений отчуждения. - Томск, 1981.

130. Прохоров А. О. Теоретические и практические
аспекты проблемы психических состояний лич­
ности. - Самара, 1991.

 

131. Прохоров А. О. Психические состояния и их
функции. - Казань, 1994.

132. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. -
М., 1995.

133. Психология: словарь. / Под общ. ред. А. В. Пет­
ровского и М. Г. Ярошевского. - М., 1990.

134. Психология человека в условиях социальной неста­
бильности. / Под ред. Б. А. Сосновского. - М., 1994.

135. Психология и психоанализ характера: хрестома­
тия. - Самара: Бахрах, 1997.

136. Психология масс. / Под ред. Д. Я. Райгородско-
го. - Самара: Бахрах, 1998.

137. Пузанова Ж. В. Одиночество и общение (фило-
софско-социологический аспект): дисс, канд.
философ, наук. Российский университет дружбы
народов. - М., 1995.


 

138. Рассел Д. Измерение одиночества//Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 1989.

139. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

140. Рейноутер Д. Сам себе психотерапевт. - КОФР,
1997.

141. Рейну отер Дж. Как стать собственным психоте­
рапевтом. - КОФР, 1997.

142. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становле­
ние человека. - М.: Дайджест, 1994.

143. Роджерс К. К науке о личности // История зару­
бежной психологии. Тексты. - М., 1986.

144. Розанов В. В. Уединенное. - М., 1991.

145. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Про­
свещение, 1990.

146. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические
методы в психологической диагностике. - М.:
Дидакт, 1992.

147. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночест­
ва // Лабиринты одиночества. - М.: Про­
гресс, 1989.

148. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

149. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокор-
рекционные группы: теория и практика. - М.:
Прогресс, 1993.

150. Рук К., Пепло Л. Перспективы помощи одино­
ким // Лабиринты одиночества. - М.: Про­
гресс, 1989.


 



15*



151. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдёггеру: крити­
ческие очерки экзистенциального психоанали­
за. - М„ 1985.

152. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к ане­
мии // Лабиринты одиночества. - М.: Про­
гресс, 1989.

153. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и его пси­
хоаналитик. - Воронеж, 1993.

154. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //
Сумерки богов. - М., 1992.

155. Сейденберг Р. Одинокий брак в корпоративной
Америке // Лабиринты одиночества. - М.: Про­
гресс, 1989.

 

156. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.

157. Семенова А. Н. Прощай одиночество! - СПб.:
Невский проспект, 2002.

158. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные
корреляты одиночества // Лабиринты одиноче­
ства. - М.: Прогресс, 1989.

159. Скворцов А. В. Метод беседы на телефоне доверия
в профессиональных представлениях консультан­
тов: автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1996.

160. Слободчиков В. И. Психологические проблемы
становления внутреннего мира человека // Во­
просы психологии. - 1992. - № 6.

161. Соколова Е. Т. Проективные методы исследова­
ния личности. - М., 1980.

162. Соловей П. Пройти сквозь одиночество // Авро­
ра. - 1985.-№ 11. - С. 116-121.


 

163. Соловьев В. С. Смысл любви. - М., 1994.

164. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния че­
ловека, их классификация и диагностика. - Горь­
кий, 1975.

165. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. - М.: Проме­
тей, 1993.

166. Спирин А. Д. Личность и отчуждение в свете двух
мировоззренческих концепций. - Томск, 1995.

167. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-
философский анализ: дисс. канд. философ, на­
ук. - М., 1995.

168. Страхов И. В. Психические состояния и такт
учителя // Вопросы психологии. - 1966. -
Вып. 3. - С. 153-164.

169. Стуруа М. Одиночество // Известия. - 1967. -
№ 190-193.

170. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструк­
тивное разрешение конфликтов. - М.: Институт
практической психологии, 1996.

171. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт фило-
софско-социологического анализа: дисс. канд.
философ, наук. - Екатеринбург, 1992.

172. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. - М., 1980.

173. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Онтология. - М.,
1994.

174. Улыбина Е. В. Обыденное сознание. Структура
и функции. - Ставрополь, 1998.

175. Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С. Психодина­
мическая психотерапия. - М., 1992.


 




176. Усман, Ахмат Ибрагим. Развитие проблемы обо­
собления и отчуждения как механизма онтогене­
за личности в возрастной психологии: дисс.
канд. псих. наук. - МГУ, 1987.

177. Фанти С. Микропсихоанализ. - М., 1995.

178. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личност­
ный рост. Вып. 1, 2, 3, 4. - М.: Российский откры­
тый университет, 1992.

179. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика лич-
ностно-ориентированной психологии. - М., 1995.

180. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся
личности. - М.-Воронеж, 1996.

181. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.
Т. 1. - М., 1990.

 

182. Франк С. Смысл жизни. - Минск, 1992.

183. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Дай­
джест, 1990.

184. Фрейд А. Психология Я и защитные механиз­
мы. - М.: Педагогика, 1993.

185. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.,
1989.

186. Фрейд 3. Толкование сновидений. - Ереван, 1991.

187. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольст­
вия. - М., 1992."

188. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. - М.,
1991.

189. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-
ности. - М.: Республика, 1994.


 

190. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

191. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоана­
лиз и этика. - М.: Республика, 1993.

192. Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ
и этика. - М.: Республика, 1993.

193. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки
богов. - М., 1989.

194. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Дайджест,
1990.

195. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.

196. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ
и культура. - М., 1995.

197. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная лите­
ратура. - 1996. - № 1.

198. Фромм Э. Искусство любви. - Минск: Поли­
факт, 1991.

199. Фурдуй Ф. И. Стресс и одиночество // Стресс
и здоровье. - Кишинев, 1990.

200. Хайдеггер. Кант и проблема метафизики. - М.:
Логос, 1997.

201. Хамитов Н. В. Одиночество женское и муж­
ское. - Киев: Научная мысль, 1995.

202. Хамитов Н. Философия и психология пола. -
М.: Ника-Центр, 2001.

203. Халфина М. Л. Одиночество // Дела семей­
ные... - Томск, 1986.

204. Хаулс В. Курс - одиночество. - М., 1969.


 




205. Хорни К. Невротическая личность нашего вре­
мени. - М.: Дайджест, 1993.

206. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993.

207. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.:
Дайджест, 1992.

208. Хоровиц Л., Френч Р., Андерсон К. Прототип
одинокой личности // Лабиринты одиночест­
ва. - М.: Прогресс, 1989.

209. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - М.-Харь­
ков, Минск: Питер, 1997.

210. Хилман Дж. Сто лет одиночества // Московский
психотерапевтический журнал. - 1997.

211. Цахаева А. А. Основы саморазвития личности. -
Махачкала: Юпитер, 1999.

212. Черепухин Ю. М. Социальные проблемы муж­
ского одиночества в условиях крупного города:
дисс, канд. соц. наук. Институт социологии
РАН. - М., 1995.

213. Черникова А. О. Эмоции в спорте. - М., 1962.

214. Чеснокова И. И. О тенденции исследования со­
стояний личности в советской психоло­
гии // Психология личности и образ жизни. -
М., 1987.

215. Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности при
преодолении человеком кризиса, связанного
с потерей работы: автореф. дисс канд. псих, на­
ук. - М., 1998.

216. Швабл Ю. М., Данчева О. В. Одиночество. - Ки­
ев, 1991.


 

217. Шевякова Е. В. Устойчивость и неустойчивость
в природных и социальных системах: автореф.
дисс. канд. соц. наук. Рос. академия гос. службы
при Президенте РФ. - М., 1995.

218. Шерток Л. Непознанное в психике человека. -
М.: Прогресс, 1995.

219. Шпет Г. Г


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.112 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал