Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности российской культуры и идеология реформ (конфликт несоответствия)






Е сли в самых общих чертах охарактеризовать мировоззренческую базу курса реформ, то в ее основе можно обнаружить три группы идей и соответствующих ценностей.
В о-первых, это политическая идеология демократического радикализма, которая представляет собой так называемую " беспредпосылочную" демократию, не вытекающую из логики истории и духовных основ отечественной культуры, ориентирующуюся на слепое копирование западной модели общественного устройства. В основу этой идеологии, навязываемой обществу в качестве господствующей и единственно верной, положен принцип права как высшей и абсолютной человеческой ценности.
В торую группу идей составляет социальная философия либерализма, стержнем которой является принцип ценностного и мировоззренческого плюрализма, методологически несостоятельный в контексте целостного и органичного сознания российского человека, а потому фактически совершающий насилие над традиционной российской культурой, сравнимое с агрессией большевистской идеологии эпохи формирования " нового" человека.
И третья составляющая идеологии реформ - западная модель экономического развития, ориентированная на свободный рынок с интенсивным производством и расширенным потреблением.
П ри всех корректировках последнего периода эта ориентация пока сохраняется, постепенно оформляясь в модель " национального бытия" (которая представляет собой в определенном смысле пародию на западный образ жизни и напоминает модель общественного устройства из романа-утопии Хаксли). В соответствии с этой моделью в общественном сознании постепенно начинает складываться новый образ России будущего - как общества эгоистически ориентированных индивидов, равнодушных к собственной истории и безучастных к судьбе ближнего, объединенных потребительской ориентацией и разрозненных конкуренцией и борьбой за власть, работу, выживание.
Ч то же обусловило выбор именно такой модели социального переустройства, реализация которой потребует в значительной степени самоотречения народа от своей истории, ценностей, традиций, духовной самобытности и уникальности?
В о-первых, национально-культурная неукорененность политической элиты, неверие ее представителей и поддерживающей их части интеллигенции в духовное предназначение российского народа, его будущее.
В о-вторых, рациональным аргументом в пользу такой стратегии реформ является, по мнению их идеологов, эффективность западной модели развития, проверенная во многих странах мира.
О днако более внимательный анализ результатов подобного рода реформ свидетельствует о неоднозначности их последствий. Н аиболее яркий пример - опыт стран " третьего мира". Уже в конце 70-х годов на международном семинаре ЮНЕСКО (Белград, 1979г.) было отмечено, что ориентация получивших политическую независимость и свободу стран Азии и Африки на западный вариант развития имеет ряд негативных последствий, " перекрывающих" положительный результат реформ, а именно: вторжение вместе с технологией западного образа жизни, " иных" моделей восприятия человека и мира привело к деформации традиционной системы ценностей, разрушило духовную основу и национальную самобытность; психология потребительства вызвала дезинтегративные процессы в культуре, разрушившие культурную преемственность. Контраст между пропагандируемыми моделями потребления и реальными возможностями большинства населения вызвал целый ряд негативных социально-психологических последствий: рост неудовлетворенности, агрессивности, преступности, социальной напряженности.
В ывод международного семинара был таков: успешное развитие страны предполагает отказ от копирования западной модели и опору на собственные силы и ресурсы. Это потребует переоценки приоритетов национального развития в сторону признания доминирующей роли социальных и духовных факторов, учета историко-культурных традиций, ориентации на духовное развитие человека, создание условий для его самореализации. Культура в период реформ должна стать базовой предпосылкой для разработки моделей трансформации и развития. Опора на собственные силы и ресурсы освобождает от комплекса национальной неполноценности, восстанавливает уважение к собственному культурному наследию, стимулирует творческие силы и возможности народа, его широкое участие в общественных преобразованиях, т.е. мобилизует внутренние ресурсы нации.
К азалось бы, этот вывод авторитетной международной организации должен стать для российских политиков своеобразным предостережением и точкой отсчета в разработке стратегии реформ. К сожалению, этого не произошло, и сегодня негативные последствия реформаторской деятельности наблюдаются не только и не столько в экономике, сколько в сфере культуры, духовной жизни общества.
И тем не менее, именно культура народа, его духовные корни оказались наиболее мощным фактором сопротивления проводимым реформам. Сегодня можно утверждать, что сознательное или неосознанное сопротивление изменениям по западному сценарию вызвано прежде всего тем, что составляющие его идеологию ценности не укладываются в логику национально-культурной специфики Р оссии, ее ментальности. Об этом свидетельствуют результаты исследований НИИКСИ в рамках темы " Культура и рыночные отношения", которые отмечают выраженную установку на коллективизм (" хороший коллектив" стоит впереди " зарплаты"), на государство как гарант личного благополучия и социальной защищенности всех групп населения. На вопрос " желаете ли Вы воспользоваться правом на предпринимательскую деятельность" больше половины ответило - " нет". Личностные качества, необходимые для успешного существования в условиях рыночной экономики (личная инициатива, предприимчивость, стремление к успеху и т.д.), не занимают доминирующего положения. В перечне качеств, которые необходимо воспитывать у детей, умение " зарабатывать деньги" стоит на девятом месте. Первые места заняли честность, порядочность, доброта, уважение к людям.
П о результатам социологического исследования ВЦИОМа на вопрос о качествах, которые женщины хотели бы видеть в своих детях, ответы распределились следующим образом: первые места заняли качества нравственного характера - уважение к родителям, честность, порядочность, любовь к родине, дому, а последние - те качества, которые можно считать предпосылкой естественной адаптации к условия рынка: " не упускать своего", " быть хитрым", " стремиться выделиться".
Н е очень органично усваиваются и ценности демократического устройства жизни. В системе координат " государство - нация" приоритетными объектами идентификации оказались: 1) семья (родители, дети, дом), 2) государство, 3) профессия, 4) народ, нация. П о мнению участников круглого стола, состоявшегося в редакции журнала " Вопросы философии", демократия в России " висит" в идеологической пустоте. Остатки догматического марксизма или православия не могут стать ее опорой. По существу, у нее нет пока " ценностных оснований" - даже самоопределившиеся " демократы" не в состоянии вразумительно объяснить - почему они стали демократами. Следовательно, социальная база для демократических преобразований и развития полноценных рыночных отношений весьма ограничена. Выборы также показывают, что либерально-демократический менталитет не располагает серьезной поддержкой общества, особенно в российской провинции, для которой навязчиво пропагандируемые ценности свобод личности и правового государства еще долго будут оставаться на периферии сознания.
Т аким образом, история в очередной раз демонстрирует, что реформы, противоречащие сути национальной культуры, не могут изменить ценностно-ориентационные доминанты общества. Следовательно, учет национально-культурной специфики и сохранение культурной целостности и самобытности можно рассматривать в качестве важнейшей предпосылки эффективности политических и экономических реформ. Еще М. Вебер в начале века показал, что капиталистические отношения " западного типа" смогли образоваться лишь благодаря определенной системе культурных ценностей, сформировавшихся в контексте " протестантского мира". И менно ценностное соответствие позволило западному миру достаточно быстро преодолеть этап " дикого капитализма", который выражается формулой " работа - успех - деньги" и сформировать основы трудовой этики, суть которой отражает семантическая ось " работа - совесть - деньги - призвание". Именно совесть, честность, ответственность, трудолюбие, а не корысть и обман лежат в основе здоровых рыночных отношений.
С егодня становится все более очевидным, что осуществление программы капитализации России по западному сценарию потребует радикальной ломки исторически сложившегося духовного облика российского народа, его менталитета. Объективно именно такую задачу преследовала политика насильственного внедрения в общественное сознание ценностей либеральной демократии, которые в сущности своей противоречат соборному, общинному и социально-ориентированному самосознанию российского человека: пропаганда идеи господства экономических интересов над духовными, формального права - над нравственностью, утверждение культа индивидуалистической свободы и приоритета партийной борьбы - над национальной солидарностью.
Н е трудно предсказать, что следствием реального воплощения такой идеологии будет не только деформация души России, но и разрушение ее тела - российской государственности, для которой культура всегда была основным фактором национальной интеграции и залогом общественной консолидации.


2.4. ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ

П одводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод о том, что основные проблемы сегодняшних преобразований возникают в зоне противоречия, несоответствия стратегии и тактики проводимых реформ духовно-ценностной специфике российской культуры. И менно мировоззренческое несоответствие идеологии реформ конца 80-х - начала 90-х годов основам национального бытия обусловило их низкую эффективность и в целом антигуманный характер - даже частичная реализация некоторых экономических и политических проектов неизбежно сопровождалась резким обнищанием огромного количества россиян, кризисом науки, образования, разрушением системы производства, разбазариванием национальных ресурсов. Культурное пространство для реформ расчищалось деформацией исторической памяти народа, девальвацией чувства национальной гордости и достоинства. Гражданская солидарность, патриотизм, бескорыстное служение и готовность к самопожертвованию интенсивно вытеснялись моделями противоположного поведения - ориентацией на материальное обогащение любым способом, пропагандой образа жизни по принципу " здесь и теперь", внедрением в общественное сознание ценностей гедонизма, рационализма и прагматизма.
У читывая, что национальная культура является основой социального, экономического и политического развития общества, выход из сегодняшнего кризиса надо искать прежде всего в духовно-нравственной сфере - лишь " культурное самостояние" есть залог величия народа и независимости государственного бытия. " Думай о духовном оздоровлении нации - и получишь финансы" - писал в 1881 году Ф.М.Достоевский. " Духовное единение в общем деле", " духовное слияние", " духовная самостоятельность" - вот залог экономического процветания, ибо при этом " явится целое, а целое повлияет само на себя и вызовет разум".
Н о для этого сама культура должна обрести утраченную целостность, исцелиться, т.е. стать равной самой себе, преодолеть синдром " гадкого утенка", восстановить историческую преемственность, понять и принять свою духовную самобытность и осуществить ее на деле. Восстановление целостности и органичности национально-культурного мира - " задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для духовной, нравственной жизни, для его " духовной оседлости", нравственной дисциплины и социальности. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной".
Н а методологическом, мировоззренческом уровне предпосылками преодоления духовного кризиса и восстановления культурной целостности является решение трех взаимосвязанных проблем:
В о-первых, воссоздание в сегодняшней культурной жизни тех духовных ценностей, которые составляют ядро культуры российского общества, определяет ее специфику, уникальность, идентичность;
В о-вторых, включение в актуальное поле национального самосознания образов духовных лидеров российской истории, в концентрированном виде олицетворяющих ценности и идеалы русской культуры;
В -третьих, возрождение и утверждение в новом историческом контексте национальной идеи как формы общественной консолидации и национально-культурного самопознания.
1. Актуализация ценностных доминант российского менталитета, отражающих глубинные стереотипы индивидуального и коллективного сознания, поведения, а также особенности восприятия мира, человека, времени, власти (с помощью искусства, в рамках культурной политики, путем пропаганды соответствующего образа жизни) - чрезвычайно важное условие обретения культурной целостности и идентичности. Воспроизводство базовых ценностных ориентаций особенно актуально в " пороговых" состояниях культуры, когда с особой остротой встает проблема мобилизации ресурсов преображения и саморазвития, активизации созидательных сил нации, ибо " чему придается ценность, тому отдается вера", а значит, и духовные силы человека, питающие ее.
В сегодняшней ситуации эта актуальность многократно возрастает в связи с необходимостью корректировки идеологии осуществляемых реформ, оценки их перспективности и успешности. Несомненно, что экономические и политические преобразования российского общества будут эффективны лишь в той мере, в какой они станут фактом проявления глубинных черт и пластов национального сознания, отражением сущностных характеристик ментальности, которая обладает мощной энергией сопротивления изменениям, не соответствующим национально-культурной специфике.
В последнее время острота данной проблемы начинает осознаваться. Предпринимаются попытки на академическом уровне понять те духовные ценности, которые определяют самобытность российской культуры. В частности, на конференции " Россия в поисках идентичности", состоявшейся в Институте философии РАН, менталитет определялся через такие разноуровневые характеристики как соборность, самобытность, всечеловечность, оптимизм, патриотизм, неопределенность и незавершенность русской души, ее устремленность в бесконечность, сакральный характер власти, справедливость и равенство как основа социального ритуала, нормативность предписаний власти и статусность потребления.
2. Не менее существенной предпосылкой восстановления целостности культуры является актуализация в национальном самосознании духовных референтов российской культуры и государственности, в концентрированном виде олицетворяющих духовные устремления и идеалы российского народа, создание условий для их общественной востребованности. Культура, по определению П.Флоренского, - это борьба с мировым уравниванием, борьба Логоса с Хаосом, это осуществление " надличностных" ценностей, которые принимаются человеком как безусловные, определяя его веру и призвание. Культура - это возможность отождествить себя с теми, кто совершеннее, возвышеннее тебя, выстроить себя по их образу и подобию. Идентификация человека с нацией, культурой осуществляется путем отождествления с ее духовными референтами - подвижниками, людьми, достигшими высот святости и духовного совершенства. Обладая харизмой и сакральным статусом, образы таких людей являются обобщенными символами национальной культуры, ее связующим началом, они олицетворяют ее духовное ядро. Отсутствие духовных референтов свидетельствует о кризисе национальной идентичности, способствует распаду общественного организма, ведет к социальному и духовному хаосу. Вот почему человек должен " слышать о героях своей страны и влюбиться в них", научиться " стоять вместе с ними, бороться и побеждать и не искать награды".
Д уховные референты нации - это не только ценностный " слепок" с исторической реальности, но в определенном смысле и замысел, проект ее идеального состояния в " человеческом измерении", который актуализируется в самосознании как реакция на кризис культуры и одновременно как способ его преодоления. Каждая культурная эпоха в центре своем имеет определенный " культурный проект" (модель, замысел) в персонифицированном виде, возникающий в ответ на актуальные проблемы времени и олицетворяющий путь их преодоления. Так, духовно-нравственный образ Христа отвечал запросам и культурным проблемам своего времени, а фигура личности, поставленной в " центре Мира", соответствовала духу эпохи Возрождения, требующей " титана земного самоутверждения" с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом; личности Сергия Радонежского, Александра Невского формировались в контексте тех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь.
П ерсонифицированная в образе национальных референтов духовно-нравственная " вертикаль" российской культуры позволит решить целый ряд актуальнейших общественных проблем, и прежде всего поможет увидеть уникальность отечественной культуры как неповторимой личности; упорядочить распадающуюся действительность и восстановить " связь времен", т.е. воссоздать образ России исторической, как бы заново образовав ее усилением самосознания.
В осстановление духовного центра русской культуры, персонификация ее души станет не только фактором общественного единения и предпосылкой согласия и соучастия субъектов культурной жизни, но и эталоном личностного развития: масштаб и нравственная глубина национальных референтов задаст образ и норму поведения, ориентиры личностного самосовершенствования, альтернативные сегодняшним ценностям массовой и денационализированной культуры и тем самым будет способствовать укреплению душевного здоровья личности и общества.
Е сли культуре в ситуации кризиса не удается обрести ценностно-ориентационные основания и выработать духовные символы национальной консолидации, то срабатывает, как правило, другой социально-психологический механизм - поиск " врага" (как внутри, так и вне культурной системы), оппозиция по отношению к которому становится компенсирующим фактором дефицита национально-культурного единения.
3. Важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса и условием восстановления историко-культурной целостности и самобытности России является реабилитация в общественном сознании национальной идеи как особой и специфически российской формы национальной идеологии. Национальная идея, как отмечал Вл.Соловьев, - это " моральное призвание нации", т.е. та " особая идея, которую Мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг" и " роковая необходимость". Как и законы физического мира, " эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает это она двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места". Ни человек, ни нация как моральное существо не могут освободиться от власти идеи, являющейся выражением смысла их бытия, но от них зависит " носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие".

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал