Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изъятие земельных участков для государственных нужд. Изъятие земельных участков для государственных нужд является основным способом перераспределения земель
Изъятие земельных участков для государственных нужд является основным способом перераспределения земель, поскольку в этом случае прекращаются права на землю одних землепользователей, и земельные участки предоставляются иным субъектам, реализующим важные потребности, отнесенные к государственным нуждам. В отличие от изъятия земельных участков за нарушение земельного законодательства, которое является земельно-правовой санкцией, изъятие земельных участков для государственных нужд допустимо при правомерном поведении землепользователей. Для государственных нужд могут быть изъяты земельные участки, предоставленные на любом праве, но только в случаях и порядке, предусмотренном земельным законодательством. В соответствии со ст. 1 КоЗ под государственными нуждами понимаются потребности, связанные с обеспечением: - национальной безопасности; - охраны окружающей среды и историко-культурного наследия; - размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры; - разработки месторождений полезных ископаемых; - реализации международных договоров Республики Беларусь; - градостроительных проектов, схем землеустройства районов; - размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо утвержденными ими программами. Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе находящихся на них одноквартирных, блокированных жилых домов, строений, сооружений и насаждений при них или многоквартирных жилых домов. При необходимости изъятия для государственных нужд земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, местный исполнительный комитет принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка. После получения копии решения собственник сносимого объекта недвижимого имущества не вправе без согласия местного исполнительного комитета совершать сделки с земельным участком и недвижимым имуществом. Изъятие земельных участков для государственных нужд у собственника осуществляется по решению местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника на изъятие, а при отсутствии такого согласия – по решению суда; у субъектов права пожизненного наследуемого владения, постоянного и временного пользования, аренды – по решению исполнительного комитета. При несогласии землепользователя с решением об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд. Изъятие земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для государственных нужд, не связанных с целевым назначением этих земель, осуществляется по решению областных, Минского городского исполнительных комитетов при соблюдении условий, предусмотренных ст. 38 КоЗ. Земельное законодательство предусматривает гарантии прав землепользователей при изъятии у них земельного участка для государственных нужд: · землепользователям возмещаются убытки, причиненные изъятием земельного участка и сносом расположенных на них объектов недвижимости (ст. 75 КоЗ); · осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности – по кадастровой стоимости на дату выкупа либо стоимость приобретенного по результатам аукциона земельного участка с учетом инфляции, но не ниже его кадастровой стоимости на дату выкупа; · могут быть предоставлены равноценные земельные участки – в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обусловленных градостроительной документацией, схемами землеустройства) и волеизъявления землепользователей. Предоставление равноценного земельного участка взамен изымаемого осуществляется в административном порядке и без взимания платы (при предоставлении земельных участков в частную собственность и аренду). При изъятии для государственных нужд земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда государству возмещаются потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (ст. 76 КоЗ).
|