Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современной финансовой политики РФ






Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий. 3 основных направлений финансовой политики гос-ва:

1) Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике.

Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики. Основные слагаемые российских реформ, обеспечивающие переход к рынку:

a) приватизация

b) развитие финансового и страхового рынка. Для свободного переливания капиталов из одной области в другую должен быть развитый рынок ЦеБу, для защиты предпринимателей должен быть развитый страховой рынок.

c) таможенная политика. В РФ, т.к. экономика очень монополизирована, это единственный способ организовать нормальную конкуренцию

d) политика государства в отношении несостоятельных предприятий.

2) Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

Финансовая политика, направленная на экономическую стабилизацию. Практически нигде кроме стран, в которых шла война не было спада производства, как в РФ. РФ: падение производства на 6 %, Украина - 0, 1 % от ВВП.

a) борьба с инфляцией (в РФ выполнена), e.g. искусственное сдерживание денежной массы в обращении и т.д.

b) инвестиционная политика государства. Важной задачей в настоящее время является принятие Налогового Кодекса, который должен упростить налоговую систему, отменить льготы и снизить общее налоговое бремя с юридических лиц.

c) сокращение дотаций предприятиям и организациям (жилищно - коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов (жилищно-коммунальный комплекс - 100 трлн. руб, хотя в основном они проходят по местным и региональным бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн.

d) политика в отношении убыточных предприятий.

3) Социальная поддержка населения.

a) новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном засчет повышения вкладов работников (Запад: 1/2 взносов в ПФ - предприятия, остальное - работники)

b) индексация средств и пособий

c) совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей, контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета

d) выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий.

 

13. Управление финансами: понятие, характеристика элементов

Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

- финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, - на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

- стратегическое управление — заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

- оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов;

Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

-финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.

 

14. Министерство финансов РФ: структура, задачи, функции

Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

1. Департамент бюджетной политики;

2. Департамент налоговой политики;

3. Департамент управления государственным внутренним долгом;

4. Департамент отраслевого финансирования;

5. Департамент межбюджетных отношений;

6. Валютно-экономический департамент;

7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

8. Департамент финансирования государственного аппарата;

9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

10. Юридический департамент;

11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

12. Департамент страхового надзора;

13. Департамент внешнего долга;

14. Департамент международных финансовых организаций;

15. Департамент государственного финансового контроля;

16. Департамент организации аудиторской деятельности;

17. Информационно-технический департамент;

18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;

19. Департамент валютного контроля;

20. Департамент социальной сферы и науки.

 

Основные задачи, функции и права Минфина

В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:

- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

 

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

- государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

- государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

- внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

- страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

- денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

- государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

- финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

- валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

- финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;

- организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

 

15. Органы Федерального казначейства: структура, задачи, функции.

Федеральное казначейство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Минфин РФ.
Структура: 1-й уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов РФ; 2-й уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу; 3-й уровень - отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; управление доходами и расходами федерального бюджета.

Функции: 1)ГУФК - осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета; управление движением средств на счетах казначейства; доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти; руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета; обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством. 2) УФК - обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета. 3) ОФК - формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории; обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям; ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства; представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

 

16) Федеральная налоговая служба: структура, задачи, функции.

Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством РФ — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Структура: 1) Федеральная налоговая служба (ФНС России); 2) Управления ФНС России по республикам, краям, областям (УФНС); 3) Городские, районные и межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС).

Задачи: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов; валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Функции: проводит и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов; осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации; анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

 

17) Федеральная таможенная служба: структура, задачи, функции.

Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Структура: 1)Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам РФ):

1.1) Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам РФ); 1.1.1)Таможенные посты. 2) Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

Задачи: обеспечение в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защита экономических интересов России; организация применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организация и совершенствование таможенного дела в России; обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Функции: ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.); выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела; определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля;

классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств; правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела; некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности; взимание таможенных платежей.

 

18) Счетная палата РФ: задачи, функции.

Счётная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБРФ, уполномоченных кредитных организациях; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Функции: организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертиза проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

 

19) Финансовые службы организаций: задачи, функции.

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Основные направления финансовой работы на предприятии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

Задачи: обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций; выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками; содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей; осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечению их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов; контроль за правильностью организации финансовых отношений.

Функции: обеспечение финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его развития; организация годового и оперативного финансового планирования; разработка кредитной и инвестиционной политики; проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций; формирование оптимальной структуры капитала предприятия; управление активами хозоргана, его расчётно-платёжными операциями; обеспечение минимизации потерь от финансовых рисков; достижение роста рыночной стоимости предприятия и максимизация прибыли от производственно-хозяйственной деятельности; оптимизация расходов в процессе привлечения заёмных денежных ресурсов; ведение финансового учёта и анализа; разработка эффективной внешнеэкономической, инвестиционной, амортизационной, дивидендной и валютной политики.

В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей функции финансовой службы могут детализироваться и расширяться.

 

20) Финансовое планирование: понятие, содержание, значение.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Необходимость финансового планирования обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по сравнению с материально-вещественными элементами процесса производства. Эта обособленность, а так же обратное воздействие финансовых ресурсов через их распределение на процесс производства обусловлена необходимостью равномерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Субъекты финансового планирования - органы государственной власти, местного управления и самоуправления, специализированные структурные подразделения различных отраслей, предприятий, организаций.

Этапы планирования: 1. Анализ финансовых показателей за предыдущий период, для этого используются баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств. 2. Составление основных прогнозных документов, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в состав бизнес-плана. 3. Уточнение показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. 4. Осуществление оперативного финансового планирования. Завершается процесс планирования практическим внедрением планов, и контролем за их выполнением.

Значение: воплощает выработанные стратегические пели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов; служит инструментом получения финансовой поддержки у внешних инвесторов.

 

Финансовые планы предприятий и организаций

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развитияпредприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:

§ доходы и поступления средств;

§ расходы и отчисления денежных средств;

§ кредитные взаимоотношения;

§ взаимоотношения с бюджетом.

Баланс предприятия — это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования — анализа финансовых показателей. При этом обычно используют внутренний баланс, т.е. баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы, для внутрифирменного пользования. Специально для публикации составляют внешний баланс направленный обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала и других причин. Для лучшего планирования финансов на фирмах составляется план финансовых потоков предприятия.

Виды фин. Планов:

Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.

 

Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Социально-экономические задачи современной России усиливают актуальность вопросов совершенствования финансового контроля.

Основные направления (содержание) финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, следующие:

§ проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

§ проверка выполнения государством и муниципальными образованиями (в лице соответствующих органов) финансовых обязательств перед гражданами и организациями;

§ проверка выполнения финансовых обязательств организациями и гражданами перед государством и органами местного самоуправления;

§ проверка законности и целесообразности (эффективности) использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

§ проверка соблюдения предприятиями, организациями, учреждениями установленных правил совершения финансовых операций, осуществления расчетов и хранения денежных средств;

§ выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

§ устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины; в случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Оперативный государственный финансовый контроль проводят министерства финансов и другие государственные финансовые органы, наделенные функциями управления финансами, и специальные ведомства государственного финансового контроля. Объем контрольных функций министерства финансов государства определяется конкретным разграничением функций государственного управления между центральным и местными органами государственной власти.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал