Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и роль государственного бюджета
Государственный Бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы государства, т.е. через ГБ осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет - роспись денежных доходов и расходов государства, которая представляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Государственный бюджет охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Бюджетные отношения характеризуют, в свою очередь, финансовые отношения, возникающие между государством, предприятиями, учреждениями и населением и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций. Распределительная функция государственного бюджета проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей. Сфера действия этой функции достаточно многообразна - это межотраслевое, межтерриториальное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Бюджет отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, благодаря чему становится видно, откуда, в каких размерах поступают средства.
32. Доходы бюджета: понятие, сущность Бюджет – форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет; неналоговые поступления в бюджет. Налоговые доходы формируются за счёт: * налогов * сборов * пени Размер и порядок уплаты налоговых доходов определяется налоговой системой. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования: -арендная плата за сдачу во временное пользование гос. или муниц. имущества; -проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях; -средства, получаемые от передачи имущества под залог или доверительное управление; -плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностр., -доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля гос. или муниципалитета; -дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства или муниц. образования; -часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после налогов и других обяз. платежей; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации; лицензионные сборы, в частности на производство и оборот этилового спирта, алкогольной таможенные пошлины, таможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности; платы за пользование природными ресурсами: -лесным фондом; -водными объектами; -водными биологическими ресурсами; плата за негативное воздействие на окружающую среду и др.
|