Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок осуществления учета ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Персонифицированный учет в каждом субъекте Российской Федерации включает три стадии: 1) регистрацию застрахованных лиц. 2) сбор сведений о трудовом стаже и заработке (доходе) и начисленных страховых взносов застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации. 3) поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации. Каждое лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, должно быть зарегистрировано в системе государственного пенсионного страхования. Сведения о застрахованных лицах предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации[10]. Работодатели должны предоставлять сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования. Сведения должны быть предоставлены в те территориальные органы Пенсионного фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, проходит регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в территориальном органе одновременно с регистрацией в качестве плательщика страховых взносов. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Следует отметить, что на застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения предоставляются органами службы занятости. Для первоначальной регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованный должен заполнить анкету застрахованного лица, утвержденную Пенсионным фондом Российской Федерации. Анкета застрахованного лица должна содержать следующие сведения о застрахованном лице: -фамилию, имя, отчество; -пол; -дата и место рождения; -адрес регистрации по месту жительства и месту пребывания; -номер телефона; -серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. При приеме на работу по трудовому договору (контракту) застрахованного лица, не зарегистрировавшегося в системе государственного пенсионного страхования, а также при заключении с таким лицом договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или авторского договора работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора. Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица. В случае если лицо не может лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причины, работодатель указывает эту причину в анкете, которую заверяет сам. Анкеты застрахованных лиц передаются в территориальные органы Пенсионного фонда с заверенным сопроводительным документом - описью документов, передаваемых работодателем. На основе представленной анкеты территориальный орган Пенсионного фонда в течение трех недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства либо необходимости уточнения представленных сведений. На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета[11]. В соответствии с законодательством индивидуальный лицевой счет застрахованного лица должен содержать следующие сведения: -страховой номер; -фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; -дату рождения; - место рождения; -пол; -адрес постоянного места жительства; -серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа; -гражданство; -номер телефона; -периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; -заработную плату или доход (за каждый месяц трудового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации; -сумму заработка или дохода (за каждый месяц страхового стажа), которая учитывается при назначении трудовой пенсии; -сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; -сумму уплаченных за данное застрахованное лицо страховых взносов, включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; -периоды выплаты пособий по безработице; -периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж; -сведения о назначении (перерасчете), индексации и начислении пенсии[12]. Вышеуказанные сведения уточняются и дополняются в процессе трудовой деятельности застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел. Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - документ, подтверждающий регистрацию этого лица в системе государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы. Сведения о застрахованных лицах представляются в Пенсионный фонд России в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Во исполнение Федерального закона " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" Правительством Российской Федерации была разработана Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318. Данная Инструкция определяет порядок введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом лице, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, в том числе: -порядок регистрации застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования; -порядок предоставления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о трудовом стаже и заработке (доходе), начисленных страховых взносах; -порядок использования этих сведений для контроля за правильным начислением страховых взносов на государственное пенсионное страхование. Сведения о застрахованных лицах представляются в виде документов как в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В последнем случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования. Плательщики единого социального налога (взноса) в системе государственного пенсионного страхования представляют в органы Пенсионного фонда России по месту регистрации в качестве плательщиков указанного налога (взноса) сведения о его уплате на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. В зависимости от численности работников индивидуальные сведения о стаже и заработке работодателем представляются в территориальные органы Пенсионного фонда в различные сроки[13]. Так, работодатели - юридические лица с численностью работающих согласно штатному расписанию до 50 человек по состоянию на начало отчетного года включительно представляют индивидуальные сведения о стаже и заработке ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, в остальных случаях работодатель представляет индивидуальные сведения один раз в полгода в течение календарного года, но не позднее месяца после окончания отчетного периода. Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, представляет следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования; - сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования; - другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии. Указанные сведения представляются в сроки уплаты страховых взносов государственного пенсионного страхования, определенные для этой категории плательщиков законодательством Российской Федерации. Граждане, занимающиеся иной общественно полезной деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж для назначения пенсии (учеба, военная служба и другая приравненная к ней служба), а также имеющие право на включение в общий трудовой стаж периодов в соответствии с Законом Российской Федерации " О государственных пенсиях в Российской Федерации", после окончания указанной деятельности (периодов) могут самостоятельно обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для получения страхового свидетельства и включения указанных сведений в свой индивидуальный лицевой счет. Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет является неотъемлемой частью в системе обязательного пенсионного страхования. Ведь именно в индивидуальном лицевом счете собираются все сведения о каждом застрахованном лице, посредством которых в будущем им будет выплачиваться пенсия. Заключение В данное время с помощью системы индивидуального (персонифицированного) учета возможно прогнозирование расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчет макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Кроме того, хочется отметить, что пенсионная система – гибкая совокупность норм, регулирующих общественные отношения. Так как уровень пенсионного обеспечения – один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени. За последние годы вся система Пенсионного обеспечения потерпела ряд значимых изменений, естественно и индивидуальный (персонифицированный) учет тоже изменился, и в данное время вышеуказанный учет имеет потенциал, использование которого возможно в различных сферах жизнедеятельности всего населения Российской Федерации. Несмотря на то, что законодательство совершенствуется в пенсионной системе и на сегодняшний день остается множество нерешенных проблем. Одна из которых заключается в том, что работники органов социальной защиты населения, занимающиеся назначением и выплатой государственных пенсий, имеют статус государственных служащих и соответствующие этому статусу льготы, а работники Пенсионного фонда России подобного статуса не имеют. Существует множество моментов, нарушения законодательства работодателями, негосударственными пенсионными фондами, в результате которых страдают граждане. Нередко, обращаясь в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ за назначением пенсии, граждане получают отказ. Типичной стала и ситуация, когда пенсия назначается в меньшем размере по сравнению с той, на которую рассчитывал гражданин. Такие случаи ПФР мотивирует очень просто: у человека недостаточен стаж в виду того, что на его индивидуальном лицевом счете нет данных о перечисленных страховых взносах. Подобное возможно в двух случаях: когда работодатель вообще не выплачивает страховые взносы за работника на обязательное пенсионное страхование и когда взносы уплачиваются, но работодатель не предоставляет своевременно сведения в ПФР РФ в соответствии с законодательством об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Поэтому необходимо четко сформулировать в законе обязанности страховщика за обеспечение качественного перечисления взносов, а также наделить работников Пенсионного фонда статусом государственных служащих, либо увеличить им заработную плату, чтобы заинтересовать новых и перспективных сотрудников. Список используемой литературы
|