Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан).






(3 класс, II четверть)

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями музыки народов Закавказья, их традициями.

Задачи:

1) углубление представлений о коммуникативной природе музыкального искусства;

2) ознакомление учащихся с произведениями, отражающими характерные особенности музыки стран Закавказья;

3) знакомство с творчеством композитора А. И.Хачатуряна;

4) совершенствование умений сравнительного анализа; выразительного пения;

5) развитие толерантности.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний об особенностях народной музыки стран Закавказья:

- костюм, флаг, музыкальные инструменты…

3. Сообщение темы. Цели (совместно с детьми).

Вопросы:

- самостоятельно составьте план изучения народной музыки стран Закавказья

4. Изучение новой темы.

Видеоряд: г. Тбилиси – столица Грузии, флаг; грузинские и армянские храмы, природа, музыкальные инструменты.

Вопросы: - выскажите свои впечатления об увиденном?

6. Организация слушания многоголосного пения горцев, звучание инструмента – дудук.

Обсуждение:

- каков характер звучания народной музыки горцев?

- похожа ли музыка стран Закавказья с музыкой славянских стран?

- дудук – есть ли сходство звучания инструмента с русскими народными, с какими?

Слушание - «Лезгинка» - народный грузинский танец

– обсуждение характера звучания музыки;

- пластическое интонирование с характерными танцевальными элементами лезгинки;

Обсуждение: понимание зависимости национальных особенностей характера музыки от особенностей темперамента народа, его речи и традиций.

7. Рассказ учителя о творчестве А. И.Хачатуряна, о его связи с русской культурой.

8. Организация слушания «Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А. И.Хачатуряна

+ обсуждение.

9. Разучивание «Цыплята» - 1 куплет.

Итог.


II.2. «Композитор-исполнитель-слушатель»-сквозная тема музыкальных занятий. Вариант заключительного урока-концерта

Тема «Композитор-исполнитель-слушатель» является сквозной в учебном процессе 4 класса. Главная цель, которую она преследует - Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов- классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития. 18. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов. Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей.

Урок-игра " Композитор, исполнитель, слушатель". Вариант заключительного урока-концерта (4 класс)

Цели: Формирование представления о единстве деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

Показать, что каждое жизненное обстоятельство

находить отклик в музыке.

Задачи: Понять, как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей. Показать, как рождается музыка и доходит до слушателя.

Тип урока: Расширение знаний.

Вид урока: Ролевая игра, урок-концерт. Проблема урока: как появляется и рождается музыка

Материал к занятию. Фотографии, репродукции рисунков, фотослайды, диапроектор, музыкальные инструменты, аудиозаписи музыкальных фрагментов.

Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!

В записи звучит песня «Улыбка». (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

II. Работа по теме урока.

Учитель. Скажите, с чего начинается музыка? (ответы учащихся)

Верно, с композитора. Если нет музыкального произведения, кем-то сочиненного, то о какой же музыке можно говорить? Кто такой композитор?

Это человек, который пишет и сочиняет музыку. Композитор выражает в музыке свои чувства, переживания, мысли. Увидел композитор утренний рассвет или красивый вечерний закат, какое-либо яркое событие в жизни. садится он за свой инструмент и рождается новая музыка.

Показ слайдов. 1) Композитор С. Прокофьев за роялем

Послушай, музыка вокруг

Она во всем, в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

2) Фотокартины природы - вечерний закат, осенний лес, зимний пейзаж. Музыка, - это песня, танец, марш так глубоко вторгаются в нашу жизнь, так тесно с ней сливаются, что зачастую они кажутся нам уже и не искусством, а просто частицами нашей жизни. Был ли военный марш в походе частью повседневного быта армии, а исполненный теми же музыкантами на концертной эстраде перед слушателями, стал этот же марш концертным номером, стал настоящим искусством.

А теперь подумайте, композитор написал музыкальное произведение, но оно лежит в ящике стола, или в портфеле, получилась музыка как живое искусство?

Ответы учеников.

Учитель. Кто придёт на помощь композитору?

Ответы учеников — музыканты, исполнители и т.д.

Ну конечно, исполнитель – певец или пианист, скрипач или баянист, хор или симфонический оркестр.

Музыкальное произведение написано и исполнено, получилось настоящее, живое искусство. И нам не хватает …

Ответы учеников – слушателей!

Представьте что вы в концертном зале. Слушаете музыку.

В аудиозаписи звучит фрагмент музыки П.Чайковского " Па-де-де" из балета " Щелкунчик"

А теперь, мы сами будем музыкантами. Поиграем в игру «Композитор, исполнитель, слушатель».

III. Работа по группам.

Ученики делятся на три группы: композиторы, исполнители, слушатели.

Идет активная словарная работа, используются записи на доске, в рабочей тетради.

«Композиторы» берут различные картинки на которых изображены: военный марш, танцующие вальс, польку, картинки детей поющих песню, и приступают к «сочинению» (т.е. к описанию картинки средствами музыкальной выразительности).

Средства музыкальной выразительности – лад (мажор, минор), темп

(медленный, быстрый, умеренный), динамические оттенки (звучит громко, тихо), ритм (двухдольный, трехдольный, четырехдольный), характер мелодии (грустный, печальный, веселый, задорный, спокойный, задумчивый и т.д.).

Например: Военный марш – Ритм четырехдольный

Музыка громкая, лад мажорный, темп быстрый, мелодия энергичная, бодрая.

Полька – ритм двухдольный, музыка веселая, задорная, темп быстрый, лад мажорный.

Далее «Композитор» относит «написанную музыку» (описание на листочке) исполнителю.

«Исполнитель» продолжает запись композитора тем, что подбирает соответствующие инструменты – духовые, ударные, клавишные, струнные.

«Исполнители» в ансамбле с учителем исполняют на музыкальных инструментах марш, польку и т.д.

(используются те музыкальные инструменты, которые имеются в классе)

Учащиеся, быстро справившиеся с заданием становятся «Слушателями» и

оценивают работу остальных ребят.

«Слушатели» делятся впечатлениями от услышанного, четко называя жанры музыкальных пьес, а также перечисляют какие звучали музыкальные инструменты.

Учитель. Ребята, вы все справились с заданием.

Звучит спокойная музыка.

Учитель проводит релаксацию.

А теперь, закройте глаза, сделайте вдох неглубокий, ещё раз — поглубже, совсем глубоко.

Вы чувствуете гармонию во всем теле, вам хорошо и спокойно.

ИТОГ.

Ребята – «композиторы», «исполнители», «слушатели» зачитывают отчет о проделанной работе.


Заключение

Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).

Стремление к достижению основной цели - воспитанию эстетических чувств, придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Народная музыка имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в ней создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор " обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские " попевки", " частушки", " потешки".

Народная Музыка увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво, погружает ребенка в культуру народа, их традиции.

Из всего изложенного в этой главе следует сделать вывод о том, что главными средствами обеспечения эстетического и нравственного воздействия песни на учащихся является эмоционально-психологическая подготовка к ее восприятию, анализ идейного содержания, доступная детям работа над образом.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал