Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан). ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
(3 класс, II четверть) Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями музыки народов Закавказья, их традициями. Задачи: 1) углубление представлений о коммуникативной природе музыкального искусства; 2) ознакомление учащихся с произведениями, отражающими характерные особенности музыки стран Закавказья; 3) знакомство с творчеством композитора А. И.Хачатуряна; 4) совершенствование умений сравнительного анализа; выразительного пения; 5) развитие толерантности. Ход урока: 1. Орг. момент 2. Актуализация знаний об особенностях народной музыки стран Закавказья: - костюм, флаг, музыкальные инструменты… 3. Сообщение темы. Цели (совместно с детьми). Вопросы: - самостоятельно составьте план изучения народной музыки стран Закавказья 4. Изучение новой темы. Видеоряд: г. Тбилиси – столица Грузии, флаг; грузинские и армянские храмы, природа, музыкальные инструменты. Вопросы: - выскажите свои впечатления об увиденном? 6. Организация слушания многоголосного пения горцев, звучание инструмента – дудук. Обсуждение: - каков характер звучания народной музыки горцев? - похожа ли музыка стран Закавказья с музыкой славянских стран? - дудук – есть ли сходство звучания инструмента с русскими народными, с какими? Слушание - «Лезгинка» - народный грузинский танец – обсуждение характера звучания музыки; - пластическое интонирование с характерными танцевальными элементами лезгинки; Обсуждение: понимание зависимости национальных особенностей характера музыки от особенностей темперамента народа, его речи и традиций. 7. Рассказ учителя о творчестве А. И.Хачатуряна, о его связи с русской культурой. 8. Организация слушания «Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А. И.Хачатуряна + обсуждение. 9. Разучивание «Цыплята» - 1 куплет. Итог. II.2. «Композитор-исполнитель-слушатель»-сквозная тема музыкальных занятий. Вариант заключительного урока-концерта Тема «Композитор-исполнитель-слушатель» является сквозной в учебном процессе 4 класса. Главная цель, которую она преследует - Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов- классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития. 18. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов. Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей. Урок-игра " Композитор, исполнитель, слушатель". Вариант заключительного урока-концерта (4 класс) Цели: Формирование представления о единстве деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находить отклик в музыке. Задачи: Понять, как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей. Показать, как рождается музыка и доходит до слушателя. Тип урока: Расширение знаний. Вид урока: Ролевая игра, урок-концерт. Проблема урока: как появляется и рождается музыка Материал к занятию. Фотографии, репродукции рисунков, фотослайды, диапроектор, музыкальные инструменты, аудиозаписи музыкальных фрагментов. Ход урока. I. Организационный момент. Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! В записи звучит песня «Улыбка». (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского) II. Работа по теме урока. Учитель. Скажите, с чего начинается музыка? (ответы учащихся) Верно, с композитора. Если нет музыкального произведения, кем-то сочиненного, то о какой же музыке можно говорить? Кто такой композитор? Это человек, который пишет и сочиняет музыку. Композитор выражает в музыке свои чувства, переживания, мысли. Увидел композитор утренний рассвет или красивый вечерний закат, какое-либо яркое событие в жизни. садится он за свой инструмент и рождается новая музыка. Показ слайдов. 1) Композитор С. Прокофьев за роялем Послушай, музыка вокруг Она во всем, в самой природе. И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. 2) Фотокартины природы - вечерний закат, осенний лес, зимний пейзаж. Музыка, - это песня, танец, марш так глубоко вторгаются в нашу жизнь, так тесно с ней сливаются, что зачастую они кажутся нам уже и не искусством, а просто частицами нашей жизни. Был ли военный марш в походе частью повседневного быта армии, а исполненный теми же музыкантами на концертной эстраде перед слушателями, стал этот же марш концертным номером, стал настоящим искусством. А теперь подумайте, композитор написал музыкальное произведение, но оно лежит в ящике стола, или в портфеле, получилась музыка как живое искусство? Ответы учеников. Учитель. Кто придёт на помощь композитору? Ответы учеников — музыканты, исполнители и т.д. Ну конечно, исполнитель – певец или пианист, скрипач или баянист, хор или симфонический оркестр. Музыкальное произведение написано и исполнено, получилось настоящее, живое искусство. И нам не хватает … Ответы учеников – слушателей! Представьте что вы в концертном зале. Слушаете музыку. В аудиозаписи звучит фрагмент музыки П.Чайковского " Па-де-де" из балета " Щелкунчик" А теперь, мы сами будем музыкантами. Поиграем в игру «Композитор, исполнитель, слушатель». III. Работа по группам. Ученики делятся на три группы: композиторы, исполнители, слушатели. Идет активная словарная работа, используются записи на доске, в рабочей тетради. «Композиторы» берут различные картинки на которых изображены: военный марш, танцующие вальс, польку, картинки детей поющих песню, и приступают к «сочинению» (т.е. к описанию картинки средствами музыкальной выразительности). Средства музыкальной выразительности – лад (мажор, минор), темп (медленный, быстрый, умеренный), динамические оттенки (звучит громко, тихо), ритм (двухдольный, трехдольный, четырехдольный), характер мелодии (грустный, печальный, веселый, задорный, спокойный, задумчивый и т.д.). Например: Военный марш – Ритм четырехдольный Музыка громкая, лад мажорный, темп быстрый, мелодия энергичная, бодрая. Полька – ритм двухдольный, музыка веселая, задорная, темп быстрый, лад мажорный. Далее «Композитор» относит «написанную музыку» (описание на листочке) исполнителю. «Исполнитель» продолжает запись композитора тем, что подбирает соответствующие инструменты – духовые, ударные, клавишные, струнные. «Исполнители» в ансамбле с учителем исполняют на музыкальных инструментах марш, польку и т.д. (используются те музыкальные инструменты, которые имеются в классе) Учащиеся, быстро справившиеся с заданием становятся «Слушателями» и оценивают работу остальных ребят. «Слушатели» делятся впечатлениями от услышанного, четко называя жанры музыкальных пьес, а также перечисляют какие звучали музыкальные инструменты. Учитель. Ребята, вы все справились с заданием. Звучит спокойная музыка. Учитель проводит релаксацию. А теперь, закройте глаза, сделайте вдох неглубокий, ещё раз — поглубже, совсем глубоко. Вы чувствуете гармонию во всем теле, вам хорошо и спокойно. ИТОГ. Ребята – «композиторы», «исполнители», «слушатели» зачитывают отчет о проделанной работе. Заключение Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано. Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах). Стремление к достижению основной цели - воспитанию эстетических чувств, придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку. Народная музыка имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в ней создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор " обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские " попевки", " частушки", " потешки". Народная Музыка увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво, погружает ребенка в культуру народа, их традиции. Из всего изложенного в этой главе следует сделать вывод о том, что главными средствами обеспечения эстетического и нравственного воздействия песни на учащихся является эмоционально-психологическая подготовка к ее восприятию, анализ идейного содержания, доступная детям работа над образом.
|