Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макросоциологические парадигмы






Структурный функционализм – научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы - внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, состоящей из структурных элементов, вносящих вклад в ее поддержание и воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, т.е. ее положительная роль в социальной системе, - это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обусловливает их закрепление в качестве элементов системы, т.е. превращение в паттерн – образец. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования. Классическим образцом теории структурного функционализма выступает теория Т. Парсонса (1902 - 1979). Его работы - «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951) – содержат анализ системы как феномена. Он утверждает, что:

- система должна быть адаптирована к окружающей среде

- система должна быть саморегурируемой

- система должна быть внутренне интегрирована

- система должна быть структурно стабильной.

Эти 4 требования обуславливают необходимость осуществления в любой социальной системе 4 функций – адаптация (adaptation), целедостижение (goal attainment), интеграция (integration), поддержание латентного образца (latent pattern) /латентное используется в смысле неявного поддержания образца за счет усвоения людьми ценностных ориентаций и норм поведения в качестве естественных/. Теория Парсонса носит сокращенно название AGIL. Например, рассматривая общество как социальную систему, экономика – это А, политика – G, семья - L, право – I.

Также образцом структурного функционализма выступает теория Роберта Мертона (1910 - 2003). Его книга «Социальная теория и социальная структура» (1949). Мертон критиковал Парсонса за то, что с помощью унифицированной схемы AGIL все многообразие социальной реальности подгоняется под идеализированное теоретическое представление. Согласно Мертону следует не постулировать функциональность всех социальных структур – паттернов, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, и тип влияния этих структур на систему.

Функции по Мертону могут быть явными и латентными. Явные имеют распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция – это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента (явная – обучение студентов в вузе, латентная – возможность найти брачного партнера).

Исторический материализм (марксистская парадигма) – парадигма, сосредоточившая внимание исследователя на неравенстве, отчуждении и конфликтах между людьми. Этот подход опирается на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределении экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Образцами такого учения служат труды Карла Маркса (1818 - 1883). В работах «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846) и пр. Маркс противопоставил материалистическое понимание истории, под которой понимается процесс развития общества, «идеалистическим» социально-философским концепциям, объяснявшим исторический процесс исходя из духовных фактов: эволюции идей, воли великих людей или народов и т.д.Материалистический подход предполагает, что исходным моментом и движущей силой исторического процесса является производство материальных условий жизни. Исходной категорией исторического материализма является труд – сущностная функция человека. Совокупный труд людей – общественное производство. Классовую структуру образуют два класса – класс собственников средств производства и класс людей, лишенных собственности. Экономическое производство класса собственников средств производства приводит к превращению всех форм социальных отношений в отношения неравенства, господства и эксплуатации. Это объясняется тем, что совокупность производственных отношений составляет базис всей системы социальных отношений, а политические, правовые, семейные, религиозные и иные отношения, а также способы осознания и оценки людьми этих отношений образуют надстройку, структуры которой по-своему производят структуру производственных отношений. Эта схема может служить универсальным инструментом анализа социальных явлений.

Критическая теория общества – неомарксистская парадигма. Подход опирается на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. В неомарксизме контроль связывается не с прямым принуждением, а с незаметной для людей трансформацией естественных для человека влечений в ложные потребности, удовлетворение которых ведет не к развитию свободной личности, а к укреплению социального порядка. Представители – Макс Хоркхаймер (1895 - 1973) / немецкий философ и социолог. Директор Института социальных исследований (1931-1965). В 1934-1949 - в эмиграции в США. Один из авторов программной работы Франкфуртской школы " Диалектика просвещения" (в соавторстве с Адорно - 1948). Основные сочинения: " Штудии о семье и авторитете" (1936), " Традиционная и критическая теория" (1937), " Затмение разума. Критика индустриального разума" (1947), " Исследования предрассудка" (в 5 томах, 1949-1950), " Ностальгия по совершенно Иному" (1961), " Социологика" (в соавторстве с Адорно, в 2 томах, 1962), " Критическая теория" (в 2 томах, 1968), " Заметки с 1950 по 1969 и сумерки" (1974) и др./, Герберт Маркузе (1898 - 1979) / Основные произведения:

· «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932)

· «Разум и революция» (1941)

· «Эрос и цивилизация» (1955)

· «Советский марксизм: критический анализ» (1958)

· «Одномерный человек» (1964)

· «Культура и общество» — статьи разных лет в 2-х т. (изд. в 1965)

· «Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Зап. Берлине» (1967)

· «Негации. Эссе по критической теории» (1968)

· «Психоанализ и политика» (1968)

· «Идеи к критической теории общества» (1969)

· «Эссе об освобождении» (1969)

· «Контрреволюция и бунт» (1972)

«Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977) /,

Теодор Адорно (1903 - 1969) / Одна из важнейших работ Адорно " Диалектика просвещения ", написанная им совместно с Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстает как история " неудавшейся цивилизации": усугубляющегося " отчуждения", вызванного " буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе.

Сознательно пародируя Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы (" фашизоидный" капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, Адорно подвергает социально-филосовскому анализу современную западную музыку (" Философия новой музыки", 1949), которая выступает у него как моделирование процесса " отчуждения" (обесчеловечивания вообще) человека, происходящего в условиях " позднего капитализма". В том же - " культурно-критическом" - духе выдержаны и др. его музыкально-социологические (" Призмы. Критика культуры и общество", 1955; " Диссонансы, Музыка в управляемом мире", 1956), литературно-социологические (" Заметки о литературе", т. I-HI, 1958, 1961, 1965) и эстетико-социологические (прежде всего изданная уже посмертно " Эстетическая теория") работы. В них концепция Адорно предстает как леворадик. вариант элитарной концепции искусства. Неомарксистски-авангардистский метод " критики культуры" применяется Адорно также и при анализе современной западной философии и гносеологии в книге " Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях" (1956), где предлагается cоциологическая " метакритика" теории познания, разоблачающая процессы " фетишизации" на самых глубоких уровнях современного теоретического знания. Специально социологическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде " Авторитарная личность" (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи " авторитарной личности", предложенной Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, Адорно вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить ее на основании конкретно-социологического исследования. Но хотя эта работа получила широкую известность среди западных социологов, общая ее оценка с точки зрения как концепции, положенной в ее основу, так и примененной в ней методики и техники оказалась в итоге скорее негативной. На протяжении 50-х гг. Адорно неоднократно выступает с докладами и статьями, посвященными критике методологии социологии в духе неомарксистской " критической теории"; в том же духе был выдержан и его доклад " О логике социальных наук", произнесенный на съезде западно-германских социологов в 1961 г. Альтернативу критикуемой им методологии он предлагает в книге " Введение в социологию музыки". Адорно исходит из предположения о том, что всякое " систематическое" теоретическое построение, базирующееся на логическом приеме подведения индивидуального под всеобщее (прием генерализации), есть повторение (Номотетический метод) и, следовательно, " апологетика" реального процесса подавления уникального индивида " общественной тотальностью" в " позднекапиталисти-ческом обществе". Утверждая в противоположность Гегелю, что целое " неистинно", Адорно подвергает критике системо-образующую функцию теоретического понятия, противопоставляя ему в качестве " органона истины" эстетическое выражение. Вульгарно-социологические (Вульгарный социологизм) ходы мысли Адорно были заимствованы в 60-е гг. " новыми левыми" с характерным для них " тотально" разоблачительным критицизмом. Хотя сам Адорно и поддержал это движение на первом его этапе, впоследствии он отмежевался от него как от нигилистического и экстремистского. Однако в леворадикальной западной социологии авторитет Адорно оставался высоким и после осуждения им политического экстремизма. Несколько пошатнулся он лишь во второй половине 70-х - 80-е гг./

Всем рассмотренным теориям присуща общая макросоциологическая ориентация, т.е. сфокусированность внимания исследователей на выявлении социальных структур, которые образуют общество как целое, как систему, в общем предопределяющую поступки и образ жизни людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал