Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микросоциологические парадигмы






Сфокусированность внимания исследователей на объяснении и понимании межиндивидуальных взаимодействий в конкретных ситуациях.

Теория социального обмена – научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. Представители – Джордж Хоманс (1910 - 1989) / амер. социолог-теоретик, проф. Гарвардского ун-та (с 1953). X. – необихевиорист с ярко выраженной функционалистской ориентацией. В ряде работ он применял идеи функционализма к анализу разных этапов истории общества и разных уровней его структурной организации: ср.-век. англ. общества (" English villagers of the 15th century", Camb., 1942), малых социальных групп, системы родства в примитивных обществах (" Marriage authority and final causes", Chi., 1955, coвм. с D. Μ. Schneider). X. является создателем теории малой группы как частной социологич. " теории среднего уровня" (" Человеческая группа" – " The human group", Ν. Υ., 1950). Под малой группой он понимает группу лиц, к-рые " связаны друг с другом в течение некоторого периода времени, группу, которая достаточно мала, так что каждое лицо в состоянии поддерживать связь со всеми остальными не через других, а непосредственно, лицом к лицу" (указ. соч., р. 1). Осн. черты теории X.: 1) групповое поведение анализируется по нек-рому числу взаимозависимых элементов – обобщенных со-циально-психологич. признаков (взаимодействие, деятельность, нормы поведения, чувства, установки, мотивы, стимулы); 2) группа изучается как органич. целое или социальнаясистема, существующая в среде; 3) динамика системы выявляется путем эмпирич. обобщений, устанавливающих функциональные зависимости между отд. элементами группового поведения. Хотя X. и признает, что нек-рые положения Маркса " есть чрезвычайно полезное руководство для исследования" (" Amer. Soc. Rev.", 1964, v. 29, No 6, p. 811), однако он исходит из первичности психологич. факторов в детерминации социальных систем различного уровня. Предметом его анализа является социальное поведение, т.е. поведение двух или более индивидов в непосредств. контакте в любых социальных ситуациях: на произ-ве, в быту, на досуге.

В работе " Социальное поведение. Его элементарные формы" (" Social behavior: Its elementary forms", Ν. Υ., 1961), последовательно развивая редукционистскую т. зр. на социологию как вывод из психологии, X. анализирует социальное поведение на основе теорий, заимствованных из психологии поведения (Б. Скиннер) и экономия, концепций обмена. Экстраполируя на поведение людей закономерности, выявленные в экспериментальных исследованиях животных и в экономич. концепциях обмена на товарном рынке, X. рассматривает социальное поведение как обмен материальной и нематериальной деятельности людей в зависимости от количества и вида вознаграждения, к-рое они получают от контактов друг с другом (теория мотивации поведения " нового экономич. человека"). В 60-е гг. X. отходит от функционализма к крайнему социологич. бихевиоризму. С этих позиций он критикует логич. основы концепции Парсонса.

/ и Питер Блау (1918 - 2002) / Ранняя жизнь

Питер Блау родился в 1918 году в Вене, Австрия, незадолго до падения Австро-Венгерской империи. Он родился в еврейской семье, в то время как в Европе распространялся фашизм и влияние Гитлера в Австрии заметно возрастало. Приход Гитлера к власти и Вторая мировая война очень негативно отразились на Блау, изувечив семью, культуру и всю его жизнь, тем не менее, в будущем его ожидали хорошие перспективы и благоприятные возможности. В возрасте 17 лет Блау был признан виновным в верховной измене за высказывания против репрессий, продемонстрированные правительству в статьях, которые он писал для социально-рабочей партии, подпольного издательства. По стечению обстоятельств вскоре после его заключения он был освобождён. В это время запрет политической деятельности был снят благодаря национал-социалистам, которые пришли к власти. Когда Гитлер пришёл к Австрии в 1938 году, Блау попытался бежать в независимую республику Чехословакия, его сестру отправили в Англию, а остальные семьи решили остаться в Австрии. Попытки Блау были напрасными, его схватили нацисты, и, пережив пытки, он снова получил свободу и отправился в Прагу. Его учитель высшей школы помог получить разрешение на переезд в Америку для учёбы. Из-за осложнения с визой ему надо было быстрее осесть во французском рабочем лагере. В конце концов он прибыл к Ле Хавр, Франция, где получил стипендию эмигранта для обучения в Элмхурстском колледже (Элмхурст, штат Иллиноис). Через организацию American GI Блау заслужил свою степень в социологии, прокладывая путь к его будущей работе в теории социологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал