![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые американские газетыСтр 1 из 2Следующая ⇒
До появления на американской земле периодических изданий единственной формально разрешенной властями газетой была The London Gazette — консервативный официоз английского правительства. В то же время жители Новой Англии знали и другие британские газеты и журналы. Так, большой популярностью у американского читателя пользовался, в частности, журнал Ричарда Стила и Джозефа Аддисона The Spectator («Зритель»). Старейшая американская газета Public Occurences Both Foreign and Domestick («Паблик оккаренсиз боус форин энд доместик» — «Общественные события — иностранные и домашние») вышла в свет в Бостоне 25 сентября 1690 года. Редактор Бенджамин Харрис (1673—1728 гг.), прежде работавший в Англии типографом и журналистом, задумывал ее как ежемесячное новостное издание. Из четырех страниц только три были заполнены информацией. Харрис полагал, что читатели сами будут записывать на свободной странице известные им новости и передавать газеты родственникам и друзьям (один номер газеты читали несколько человек). Однако колониальная администрация возмутилась, что журналист нарушил закон предварительного лицензирования, выпустив газету без предварительного разрешения, и закрыла ее. Таким образом, первый номер Public Occurences оказался и последним, а Харрис вскоре вернулся в Лондон, где стал издавать газету The London Post («Лондон пост» — «Лондонская почта»). Первая же газета, ставшая регулярной, The Boston News-Letter («Бостон ньюслеттер» — «Бостонские новостные письма») появилась 24 апреля 1704 года. Бывший британский почтмейстер Джон Кэмпбелл (1653-1728 гг.) был и редактором, и издателем, и печатником, и распространителем трех сотен экземпляров тиража этой двухстраничной еженедельной газеты. Он, в отличие от Харриса, купил соответствующую лицензию и перед публикацией каждого номера показывал материалы газеты губернатору. Надпись под названием неизменно сообщала: Published by Authority («Публикуется властями»). Две трети объема The Boston News-Letter занимали новости метрополии, перепечатываемые из британских газет, одну треть составляла местная информация, причем Кэмпбелл всегда указывал источник информации. Новости часто приходили с большим опозданием: морской путь из Европы в Нью-Йорк занимал в зависимости от времени года несколько месяцев. Тем не менее газета стоила очень дорого и была доступной лишь городской элите (до жителей сельской местности периодические издания почти никогда не доходили). Считалось хорошим тоном, когда галантные кавалеры преподносили свежий номер газеты в подарок дамам, за которыми ухаживали1. The Boston News-Letter продолжала выходить вплоть до 1776 года, когда с началом Войны за независимость закрылись многие периодические издания. 21 декабря 1719 года в американской журналистике появилась конкуренция: в этот день почтмейстер Уильям Брукер, пришедший на смену Кэмпбеллу, начал издание еженедельной газеты The Boston Gazette («Бостон Газетт» — «Бостонская газета»). Внешним видом и содержанием она была похожа на The Boston News-Letter Кэмпбелла, но содержала в себе больше новостей. Газета пользовалась успехом в течение всего XVIII века и закрылась в 1798 году. В типографии, где издавалась The Boston Gazette, работал Джеймс Франклин (1697-1735 гг.) — старший брат одного из будущих отцов-основателей США Бенджамина Франклина (1706-1790 гг.). Поссорившись с Брукером, Франклин решил создать собственную газету. Так 7 августа 1721 года, меньше чем через два года после основания The Boston Gazette, увидел свет первый номер третьей американской газеты — еженедельника The New England Courant («Нью Ингланд курант» — «Вести Новой Англии»), Джеймс Франклин, в отличие от Кэмпбелла и Брукера, не имел официальных должностей в колониальных структурах и потому был менее связан в высказывании собственных взглядов. Он находился под большим влиянием творчества Ричарда Стила и Джозефа Аддисона. Именно поэтому в The New England Courant прослеживалась четкая сатирическая традиция британских журналов The Spectator («Зритель») и The Guardian («Опекун»). За едкую критику губернатора штата Массачусетс Франклин летом 1722 года провел месяц в тюрьме. Власти запретили ему дальше издавать газету. Тогда Франклин пошел на хитрость: он изменил выходные данные, записав издателем своего брата Бенджамина. Хитрость удалась: The New England Courant выходила еще несколько лет вплоть до 1727 года. Вскоре после Бостона газеты стали появляться и в других американских городах. Так, 22 декабря 1719 года Эндрю Брэдфорд (1686- 1742 гг.) выпустил в Филадельфии первый номер газеты The American Weekly Mercury («Америкэн уикли меркьюри» — «Американский еженедельный вестник»). В 1725 году вышла в свет первая газета Нью-Йорка The New York Gazette («Нью-Йорк Газетт» — «Нью-Йоркская газета»). Ее стал издавать Уильям Брэдфорд (1663-1752 гг.) — отец основателя филадельфийской прессы. Первая газета южных колоний — The Maryland Gazette («Мэриленд Газетт» — «Мэрилендская газета») — появилась в Аннаполисе в 1727 году. Ее основал Уильям Паркс (? —1750). Он широко использовал приобретенный в Англии опыт издания провинциальных газет. Первая в истории Америки вечерняя газета появилась только в 1784 году, в Филадельфии. Это была The Pennsylvanya Evening Post («Пенсильвания ивнинг пост» — «Пенсильванская вечерняя почта»). В середине XVIII века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очерки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общей отличительной чертой американских газет был эклектизм.
Бенджамин Франклин (1706-1790 гг.) был одним из самых разносторонне образованных и одаренных людей своего века. Он родился в эмигрантской семье выходца из Англии, занимавшегося производством свечей и мыла, и был пятнадцатым ребенком у родителей. Из-за бедности родителей мальчик только два года посещал школу (где за первый год он окончил три класса), а остальные знания приобрел, занимаясь самообразованием. Сначала Франклин работал подмастерьем у отца, а с тринадцати лет — у старшего брата Джеймса учеником в типографии. Когда Джеймс Франклин стал издавать The New England Courant, Бенджамин перешел к нему в газету и начал пробовать себя в журналистике. Эти опыты, несмотря на явное подражание Аддисону, вызвали ревность Джеймса. Тогда младший брат пошел на необычный шаг: в апреле 1722 года он под псевдонимом Сайленс Дугуд (его можно перевести примерно как Молчальница Добродеева) написал нравоописательный очерк и подбросил его вечером под дверь редакции. Редактор-брат ни о чем не догадался. Опубликованный очерк привлек всеобщее внимание, и с тех пор Бенджамин стал дважды в месяц писать в The New England Courant — в течение полугода, до тех пор, пока Джеймс не узнал правду. После ссоры с братом Бенджамин уехал в Филадельфию, а затем целый год провел в Лондоне. Вернувшись в Америку, Франклин в 1729 году купил в Филадельфии собственную типографию и спустя год, в 1730 году, начал издавать еженедельную The Pennsylvanya Gazette («Пенсильвания Газетт» — «Пенсильванская газета»). Вскоре она принесла редактору не только большую популярность, но и значительную коммерческую прибыль. Уже через несколько лет газета стала не только самой читаемой в Америке, но и образцом для новых газет. «Теперь непременным условием успеха нового издания, — пишет Е. А. Привалова, — становилось умение сочетать подачу аналитических и развлекательных публикации доступный язык и интересный стиль изложения, грамотное расположение материалов на газетной полосе. Все это было новым словом и американской печати и журналистике»1. В первой половине XVIII века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату Такая практика у многих вызывала протест. Однако Франклин в памфлете «Апология печатника», опубликованном в The Pennsylvanya Gazette 10 июня 1731 года, отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам независимо от их взглядов: лишь бы они платили деньги. В то же время, отстаивая принципы свободы печати и выступая против предварительной цензуры, Франклин писал, что сам ни при каких условиях не публиковал безнравственные и клеветнические материалы. Франклин оставался редактором The Pennsylvanya Gazette до 1748 года, но и при его преемниках газета продолжала пользоваться успехом. Она выходила вплоть до 1821 года. В 1741 году Франклин, будучи почтмейстером Пенсильвании, основал первый в Новой Англии журнал — The General Magazine («Дженерал мэгезин, или Всеобщий журнал и историческая хроника событий в британских поселениях в Америке»). Но журнал Франклина не разделил успех его газеты: после шести месяцев выхода в свет он прекратил существование. Бенджамин Франклин был не только журналистом и публицистом Его по праву можно назвать одним из отцов-основателей США и первым американским просветителем. В 1731 году он создал первую в Америке публичную библиотеку, в 1743 году — Американское философское общество, в 1751 году — Филадельфийскую академию, на базе которой в том же году открылся Пенсильванский университет. Франклин был одним из авторов конституции США, принятой в 1787 году и существующей по сей день. Он также известен как ученый, изобретатель громоотвода. Знаменитый афоризм «Время — деньги» также принадлежит Франклину. Его портрет украшает стодолларовую купюру США.
Первые американские журналы
Первые американские журналы создавались в подражание английским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового плагиата долгое время не имели успеха у читателей и быстро закрывались. Так, The American Journal или «Ежемесячный обзор политического состояния Британских колоний», филадельфийских издателей Эндрю Брэдфорда и Джона Уэбба просуществовал в 1741 году лишь три месяца. Уже упоминавшийся The General Magazine Бенджамина Франклина закрылся через полгода издания.
Томас Пейн. Выдающийся американский публицист Томас Пейн (1737—1809 гг.) родился в провинциальном английском городке в семье корсетного мастера — члена религиозной секты квакеров. В ранней юности он дважды сбегал из дома, работал матросом на пиратском корабле, а вернувшись в Англию, занимался самообразованием и зарабатывал на жизнь случайными приработками. К тридцати семи годам Пейн не имел ни академического образования, ни специальности, ни работы, ни семьи (его первая жена умерла, со второй он развелся). В 1774 году Пейн случайно встретился с Бенджамином Франклином, который проникся сочувствием к новому знакомому и дал ему рекомендательное письмо в Филадельфию. Пейн приехал в Америку накануне Войны за независимость (1776— 1783) и, почувствовав общественный интерес к новостям, решил стать журналистом. Он устроился в журнал The Pennsylvanya Magazine («Пенсильвания мэгезин» — «Пенсильванский журнал») и в 1775 году стал его редактором. Всего за три месяца Пейн довел тираж с 600 до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Он сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения, выступал по актуальным социально-политическим вопросам. Например, в одном из памфлетов Пейн предлагал отменить рабство и обеспечить освобожденных негров землей и достойной работой. Много внимания уделял Pennsylvanya Magazine и материалам неполитического характера, например вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью Письмо о женском поле». Особую известность Пейн получил в годы Войны за независимость. В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал призыв к независимости американских колоний и войне против Англии и в Общих чертах обрисовал план создания нового государства. Памфлет Пейна разошелся по Америке огромным даже по сегодняшним меркам Тиражом — около 500 тысяч экземпляров, вызвал большую полемику: многие, соглашаясь в целом с идеями Пейна, критиковали его за излишний радикализм. С началом Войны за независимость Пейн стал адъютантом главнокомандующего американскими войсками Джорджа Вашингтона (1732— 1799 гг.). В самый критический момент войны, когда американская армия оставила Нью-Йорк и была на грани поражения, Вашингтон попросил Пейна срочно написать памфлет, чтобы поднять дух деморализованных воинов и внушить им ненависть к врагу Памфлет был написан у костра на барабане и зачитан солдатам перед атакой. Он стал первым из тринадцати созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис». Все они публиковались в The Pennsylvanya Journal. По приказу Вашингтона их зачитывали солдатам перед строем. Каждый из этих памфлетов Пейн подписывал псевдонимом Здравый смысл. Именно в «Американском кризисе» он впервые предложил название будущего независимого государства — Соединенные Штаты Америки. Памфлеты Пейна имеют следующие особенности: черно-белые краски, резкие, безапелляционные выпады против оппонентов; декларативность; форма изложения подразумевает активного слушателя, собеседника, оппонента; обращение к «здравому смыслу»; простота, убедительность, искренность. В них использовались различные приемы эмоционального воздействия на читателей и слушателей, в частности элементы острой сатиры. Популярности придавало памфлетам Пейна и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и не принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой. Памфлеты Пейна, отмечает Е. А. Привалова, «стали поистине образцами революционной публицистики и навсегда вошли в историю американской журналистики»1. После войны Пейн пытался заняться наукой и разработал проект железного моста. Не сумев внедрить свое изобретение в Америке, Пейн уехал в Англию, где мост по его проекту все же был построен. А оттуда, желая избежать уголовной ответственности за клевету, бежал в 1789 году в охваченную революцией Францию. Там он писал в газету «Республиканец», избирался в конвент (парламент), участвовал в написании Декларации прав человека и гражданина. Пейн считал, что революционные события в США и Франции — начало всемирного освобождения народов, и предлагал Наполеону возглавить военный поход на Англию с целью ускорения там революции. В памфлете «Права человека» (1791-1792) Пейн встал на защиту революции и высказался по мировоззренческим проблемам. Когда конвент решал судьбу короля Людовика XVI, Пейн высказался против его казни и предложил отправить монарха в США, чтобы, увидев жизнь освобожденной молодой страны, он проникся республиканскими идеями. В 1793 году Пейн был арестован. Американский посол в Париже не заступился за своего знаменитого соотечественника, и Пейн лишь по счастливой случайности избежал смертной казни. Выйдя на свободу, он выступил в печати с циклом памфлетов против Джорджа Вашингтона, который стан первым президентом США. Пейн обвинял его в предательстве старого соратника и изображал национального героя Америки бездарным полководцем, лицемером, трусом и покровителем коррупции. Разразившийся в Америке громкий скандал усилился после выхода в свет написанного во Франции трактата Пейна «Век разума» (1794), в котором автор касался вопросов религии, церкви, морали. Пейн резко критиковал институт церкви и призывал искать мудрости не в церкви, а у природы. «Мой собственный ум — моя церковь», — заявлял Пейн и, исполненный веры в познаваемость вселенной, обрушился с критикой на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью Я богохульством силился доказать абсурдность, нелепость и безнравственность многих текстов Ветхого и особенно Нового Завета. Пейн отрицал богочеловечность Христа и считал Его лишь исторической личностью, революционером и реформатором. Христианство признавалось Пейном, главным образом, как полезный источник правил поведения. «Век разума» настолько возмутил американских читателей, что Пейн, возвратившись в Америку в 1802 году, оказался в одиночестве и умер в бедности. Его как богоотступника запретили хоронить на церковном кладбище.
Декларация независимости
Первым документом, заложившим основы независимости США, стала Декларация независимости. Ее автор Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) был известным в Америке философом, мыслителем и политическим деятелем. В 1801 -1809 годах он был президентом США, третьим после Джорджа Вашингтона и Джона Адамса. В 1776 году Джефферсон за семнадцать днейнаписал «Декларацию представителей США, собравшихся на общий конгресс». 4 июля того же года Конгресс утвердил Декларацию. Этот день стал национальным праздником — Днем независимости США. Декларация независимости представляет собой синтез яркого политического памфлета, философского трактата, исторического труда и манифеста. Она проникнута искренней верой в возможность создания разумного общества на принципиально новой, республиканской основе, где гарантировалось бы не только равенство, но и процветание каждого гражданина. Декларация ограничивала власть государства, выступала против любых форм насилия над личностью и тем самым была уникальным для XVIII века государственным документом. Джефферсон искренне выступал за отмену рабства, чем отталкивал от себя многих сторонников. Освобожденных рабов он предлагал вывезти на историческую родину, чтобы они не смешивались с белым населением. Но, выступая против рабства, Джефферсон сам был плантатором- рабовладельцем, хозяином около двухсот чернокожих рабов (из которых он предоставил свободу только двоим). Пример Джефферсона показывает типичное для той эпохи расхождение идеалов с реальной жизнью.
Публицистика «Федералиста»
Проект конституции США, подготовленный в 1787 году, вызвал Широкую общественную дискуссию. Полемика шла в основном по вопросу о государственном устройстве страны. Представители северных штатов, федералисты, настаивали на федеративной системе, которая предусматривала сильное централизованное государство. Им оппонировали политики из южных штатов, антифедералисты: они выступали за конфедерацию: слабый центр и сильные окраины. В начале октября 1787 года антифедералисты, вдохновляемые Томасом Джефферсоном, начали публикацию серии пропагандистских памфлетов в газетах Филадельфии и Нью-Йорка с призывом не принимать конституцию. Тогда соратники убежденного федералиста Джорджа Вашингтона Александр Гамильтон (1757-1804 гг.), Джеймс Мэдисон (1751—1836 гг.) и Джон Джей (1745-1829 гг.) решили дать отпор политическим противникам. С 27 октября 1787 по 22 мая 1788 года они опубликовали в нью-йоркских газетах The Independent Journal («Индепендент джорнэл» — «Независимая газета»), The New York Packet («Нью-Йорк пэкет» — «Нью-йоркский пакет») и The Daily Advertiser («Дейли эдвер- тайзер» — «Ежедневное объявление») под античным псевдонимом Публий 85 статей в защиту конституции. Эти статьи составили сборник «Федералист» (или «Записки федералиста»). Идея выпуска «Федералиста» с целью убедить жителей штата Нью- Йорк принять новую конституцию родилась у Гамильтона — яркого публициста, одного из виднейших участников Войны за независимость и отцов-основателей США. Из-под его пера вышла 51 статья «Федералиста». К работе Гамильтон привлек публициста Мэдисона, написавшего 29 статей, и юриста Джея, который стал автором пяти статей. Авторы писали по четыре статьи в неделю. Статьи Публия уже с первых номеров получили такую известность, что предприимчивые издатели начали составлять их в отдельные сборники, когда авторы «Федералиста» еще были в самой середине творческого пути. Эти публикации стали читать не только в штате Нью-Йорк, но практически по всей стране. Напряженная работа Гамильтона, Мэдисона и Джея увенчалась ус- пехом. 27 июля 1788 года конвент штата Нью-Йорк ратифицировал Конституцию США большинством в три голоса, а федералисты на выборах 1789 года получили большинство голосов в Конгрессе и заняли ключевые посты в американском правительстве. Роль и значение «Федералиста» в американской журналистике не свелись лишь к ратификации Конституции США штатом Нью-Йорк. Статьи Публия стали, по сути, самым глубоким за всю историю комментарием к американской конституции.
Американская концепция печати
В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла Первая поправка к Конституции США 1787 года — одна из десяти поправок, принятых 21 декабря 1791 года и прозванных американским Биллем о правах. Идея принятия поправок принадлежала Томасу Джефферсону, а написал их Джеймс Мэдисон, который к тому времени разошелся в политических взглядах с Александром Гамильтоном. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться. Отличительные особенности американской концепции свободы печати следующие: — полное отделение печати от государства, печать и государство независимы друг от друга; — государство не может иметь свою прессу; — впервые законодательно утверждается свобода печати; — концепция рассчитана на индивидуальную свободу. Защищенность от контроля со стороны федерального правительства, продекларированная в Первой поправке, означала на практике, что любой человек, вне зависимости от его финансового положения, политических и религиозных убеждений, мог публиковать что угодно. Журналистика, таким образом, становилась частным предприятием, никак не зависящим от государства. Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь без серьезных препятствий со стороны государства. Лишь однажды власть пыталась помешать распространению лишь недавно продекларированных принципов. Так, принятый в 1798 году федералистами закон о подстрекательстве к мятежу на самом деле был направлен против оппозиционной республиканской партии. Он ограничивал свободу слова и печати и тем самым вступал в противоречие с Первой поправкой. Избранный в 1800 году президентом США Томас Джефферсон отменил этот закон. Развитие американской концепции печати привело к процветанию американской журналистики в последующие столетия.
ПЕЧАТЬ И ПУБЛИЦИСТЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1789-1794)
Французская журналистика в дореволюционный период
Рост периодической печати во Франции в XVIII веке совершался весьма медленно. Это объясняется не только малограмотностью населения, но и жестокими цензурными ограничениями. Первый цензурный кодекс 1723 года запрещал как печать, направленную против короля, государства и религии, так и вообще любую бесцензурную прессу. Законодательно введенная еще в XVI веке смертная казнь подтверждалась королевской декларацией 1757 года. Высшая мера наказания распространялась в том числе и на тех, «кто будет изобличен в составлении и печатании сочинений, заключающих в себе нападки на религию или клонящихся к возбуждению умов, оскорблению королевской власти и колебанию порядка и спокойствия государства». Правительственным официозом оставалась основанная Теофрастом Ренодо в 1631 году La Gazette de France («Ля Газетт де Франс» — «Газета Франции»). Ее тираж неизменно увеличивался: в 1750 году он составлял около 7800 экземпляров, а к 1780 году достиг 12 ООО. Правительство зорко следило за распространением газеты в регионах, куда отправлялось до 80 процентов тиража. С 1 января 1777 года в Париже стала издаваться первая в истории страны ежедневная газета Journal de Paris («Журналь де Пари» — «Газета Парижа»). Редактор Антуан-Алексис Каде-де-Во (1743-1828 гг.) сознательно не публиковал на ее страницах собственные материалы политического характера: монополией на такую информацию обладала лишь La Gazette de France. Позднее, в апреле 1792 года, на ежедневный режим выпуска перешла и эта правительственная газета. Накануне революции, в 1788 году, в стране издавалось всего шестьдесят газет. За печатью следили 119 цензоров; их число возросло за полвека в полтора раза.
Французские просветители
В XVIII веке большим авторитетом пользовались выдающиеся деятели французского Просвещения писатели, философы и публицисты Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694-1778 гг.), Шарль Луи де Монтескьё (1698-1755 гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), Дени Дидро (1713- 1784 гг.). Просветители подвергали устной и письменной критике все исторически сложившиеся и много веков существовавшие формы и отношения с точки зрения разумных и естественных, на их взгляд, начал: религию, право, государство, экономику. Их политическим идеалом был просвещенный абсолютизм. Они искренне верили в торжество разума и считали, что знания освободят человечество от тирании власти и религиозных предрассудков. Свобода печати в представлении просветителей — естественное право человека, основа его личной свободы. В течение тридцати лет, с 1751 по 1780 год, просветители работали над изданием Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел. Этот фундаментальный труд выходил под общей редакцией Дидро, который собрал более шестидесяти штатных сотрудников. В тридцати пяти томах Энциклопедии содержалось 60 тысяч статей. Деятельность просветителей и энциклопедистов предвосхитила Французскую революцию. Многие их идеи легли в основу Декларации прав человека и гражданина и оказали огромное влияние на революционную журналистику, причем не только во Франции, но и в других странах Европы и Америки, а также в России. Оноре Мирабо. Свобода печати осуществилась во Франции без длительной борьбы, накануне назревавшей революции. Предварительная цензура была отменена, и 4 мая 1789 года, накануне открытия французского парламента — Генеральных штатов — граф Оноре Габриель Мирабо (1749— 1791 гг.) в Версале начал выпускать газету Journal des Etats generaux («Газета Генеральных штатов»). Мирабо родился в знатной семье. Физические недостатки (кривая от рождения нога, следы оспы на лице) не мешали ему в молодости проводить разгульную, беспорядочную жизнь. В 1776 году за похищение жены влиятельного маркиза он был арестован и приговорен к смерти, но через три года вышел на свободу и занялся публицистикой и риторикой. «Газета Генеральных штатов» — его первый опыт в журналистике. Цель Мирабо — убедить соотечественников принять для Франции английскую модель развития общества: ограничить власть короля, передать реальную власть министрам, назначая их из числа депутатов. После скорого запрета газеты за нападки на министров Мирабо сразу же основал новую газету — Lettres a mes commettants («Письма к моим доверителям»), а когда запретили и ее, — газету Courrier de Provence («Курьер Прованса»). Фактически это была одна и та же газета с разными названиями. И король Людовик XVI пошел на уступки: 19 мая 1789 года он подписал указ о политической свободе газет. В первые месяцы и годы революции Мирабо публиковал страстные памфлеты в защиту нового порядка, выступал с яркими речами — его талант оратора имел исключительную силу. Мирабо написал Декларацию прав человека и гражданина, считая ее первой главой будущей конституции свободной Франции. Эта Декларация легла в основу французского конституционного права. В сегодняшней Французской республике она является юридически обязательным документом, нарушение которого приравнено к неконституционности. С развитием революции взгляды Мирабо становились все более консервативными. Выступая с обличительными речами против Людовика XVI, он стремился отвести от себя подозрения в измене и поднять пошатнувшуюся популярность. И только спустя год после его неожиданной смерти выяснилось, что он был тайным агентом короля в стане революционеров.
Зарождение французской концепции печати
Фактическая свобода печати вскоре была оформлена законодательно. 24 августа 1789 года Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. Ее одиннадцатая статья гласит: «Свободное выражение мыслей и мнений является одним из драгоценнейших прав человека. Каждый гражданин вправе, следовательно, свободно говорить, писать и печатать, отвечая за злоупотребления этой свободой лишь в случаях, предусмотренных законами». Так начала складываться французская концепция свободы печати. Ее становление проходило болезненно: почти целое столетие после принятия Декларации шла борьба за реальное воплощение в жизнь ее принципов. Свобода печати, провозглашенная в 1789 году и подтвержденная декретом законодательного собрания в 1791 году, была отменена в 1800 году Наполеоном. Впоследствии свобода печати вновь неоднократно декларировалась и отменялась и, наконец, 29 июля 1881 года окончательно утвердилась в Законе о печати — одном из наиболее ярких законов в истории мировой журналистики, который в целом действует и сегодня. Особенности французской концепции свободы печати в следующем: — большая, в сравнении с английской и тем более американской концепцией, роль государства в журналистике; — журналистика регламентируется (но не управляется!) законодательством; — впервые появляется выражение права человека. Французскую концепцию печати часто называют европейской концепцией, потому что большинство стран Европы пошли во взаимоотношениях с прессой по французскому пути, приняв у себя соответствующие законы о печати.
Свобода печати в годы революции
В первые годы революции (1789-1791) свобода печати была безграничной. Часто журналисты — как ультрареволюционеры, так и сторонники монархии — открыто призывали в своих газетах к насилию, убийствам, погромам. В 1789 году возникло 250 периодических изданий, а к 1791 году выходило уже более пятисот газет разной направленности. С наступлением якобинского террора свобода печати, несмотря на декларирование в конституции 1793 года, стала наказываться гильотиной. В марте 1793 года Конвент дат право казнить каждого, кто будет «изобличен в составлении и печатании сочинений, которые провозглашают восстановление во Франции королевской власти или роспуск Национального Конвента». Закон от 17 сентября 1793 года «О подозрительных» предусматривал беспощадно истреблять всех, кто каким бы то ни было способом показывал себя «партизаном тирании или федерализма и врагом свободы». Эти акты давали широкую возможность расправляться с личными врагами. На эшафоте погибла масса журналистов, представлявших все политические течения. Господство кровавой революционной диктатуры кончилось 27 июля 1794 года, когда был арестован и казнен ее глава Максимилиан Робеспьер (1758-1794 гг.).
|