![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведущие газеты и публицисты революции ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В годы революции наибольшей популярностью пользовались газеты, выходившие под редакцией или при непосредственном участии главных деятелей революции, таких как Жан Поль Марат, Камиль Демулен. Максимилиан Робеспьер и др.
Элизе Лустало. Одним из первых был Элизе Лустало (1762— 1790 гг.). Он получил юридическое образование и работал адвокатом в Бордо. Революция застала его в Париже. В день взятия Бастилии. 14 июля 1789 года, Лустало выпустил первый номер еженедельника Les Revolutions de Paris («Парижские революции»). Эпиграф к нему гласил: «Сильные мира сего кажутся нам великими только потому что мы стоим на коленях. Так поднимемся же!» Журнал объемом от 40 до 60 страниц выходил по воскресеньям и пользовался неизменным успехом у читателей. Уже после смерти Лустало современники назвали его журнал энциклопедией французской революции.
Жан Рене Эбер (1757-1794 гг.) приехал в Париж в юности и сразу же оказался среди низших слоев общества и вскоре досконально изучил жизнь столичной бедноты. Революция привела его в стан левых якобинцев — сторонников радикального хода событий. 1 сентября 1790 года Эбер стал выпускать газету Le Pere Duchesne («Папаша Дюшен»), названную по имени фольклорного персонажа — торговца и любителя выяснять отношения. Газета выходила три раза в неделю и была адресована низшим слоям населения, о художественных предпочтениях которых Эбер знал не понаслышке: безработных, бедняков, маргиналов. Всего за три с половиной года увидело свет 385 номеров. Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя. «Я понимаю по-латыни, но говорю с читателями на их языке», — говорил Эбер. Его газету называли наиболее самобытным изданием революции. Редкий для XVIII века факт: в 1792 году революционное правительство выделило деньги на печатание части тиража «Папаши Дюшена» для распространения газеты среди солдат, сражавшихся в то время с врагами Франции. За страстные выступления против произвола якобинской диктатуры Эбер был казнен. Последний номер «Папаши Дюшена» он издал 13 марта 1794 года, за одиннадцать дней до казни. Популярность журналистского творчества Эбера была велика не только среди современников, но и потомков. Газеты под названием «Папаша Дюшен» возникали в ходе революций 1830 и 1848 годов, а также в дни Парижской коммуны (1871) и тоже пользовались успехом.
Камиль Демулен. Правый якобинец дантонист Люси Семплис Камиль Бенуа Демулен (1760-1794 гг.) получил образование в парижском коллеже, где учился вместе с Робеспьером, и несколько лет работал ад- вокатом. 12 июля 1789 года Демулен обратился с пламенной речью к толпе, призывая ее взять в руки оружие. Спустя два дня эта толпа штурмовала Бастилию. Ораторское искусство Демулен удачно сочетал с письменной публицистикой. Сначала он работал в газетах графа Мирабо, а с сентября 1789 по июль 1791 года издавал собственный журнал Les Revolutions de France et de Brabant («Революции Франции и Брабанта»). По сути, журнал представлял собою цикл страстных, зажигательных памфлетов по злободневным вопросам. «Сегодня во Франции журналист сам себе и консул, и диктатор», — писал Демулен. Он не останавливался перед клеветой, если этого требовала революционная необходимость. Так, в памфлете «Фрагмент истории революции» Демулен оклеветал своих политических противников — жирондистов и тем самым способствовал их казни на гильотине. В декабре 1793 года Демулен приступил к изданию журнала Le lieux Cordelier («Старый кордельер»), в котором осмелился призывать к ослаблению революционного террора и отмене системы принудительной таксации цен и зарплаты. За это его арестовали и казнили.
Жан Поль Марат. Самый известный журналист эпохи революции — Жан Поль Марат (1743—1793 гг.). Он родился в городке Будри на границе Швейцарии с Францией. Окончив школу в 16 лет, он ушел из родительского дома и много лет скитался по Европе, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков и медицинской практикой. Пытаясь найти себя, Марат добивался известности всеми возможными способами: писал сентиментальный роман, философский трактат, занимался естественными науками, стремился найти «электрическую жидкость» и доказать, что резина проводит электричество. Однако популярность никак не приходила к Марату Более того, Вольтер и Дидро, прочитав его трактат, назвали его философским курьезом, а его автора — чудаком и арлекином. При демонстрации опыта о проводимости резиной электричества было замечено, что Марат спрятал в резине металлическую иголку. Но Марат не сдавался: он анонимно публиковал в прессе хвалебные отзывы о собственных «открытиях», публично пытался развенчать научные авторитеты: Декарта, Ньютона, Лапласа, Д'Аламбера, Лавуазье. Впрочем, некоторые исследования Марата о природе огня были замечены. Бенджамин Франклин, будучи в Париже на дипломатической работе, переписывался с Маратом и в 1782 году присутствовал при некоторых его опытах. Однако неизвестно, какое впечатление произвели они на Франклина. В 1774 году Марат издал в Лондоне на английском языке трактат «Цепи рабства», где утверждал, что «спасением народов является революция», и призывал к свержению власти насильственным путем. В Париже «Цепи рабства» были выпущены только во время революции, в 1792 году. От переутомления и нужды Марат заболел тяжелой нервной болезнью, и только начавшаяся революция вернула ему надежду и жизнь. Он принялся с неистовой энергией разрушать старый порядок. 12 сентября 1789 года Марат выпустил первый номер газеты Publiciste parisien («Парижский публицист»), которую вскоре переименовал в L'Ami du peuple оu Publiciste parisien («Друг народа, или Парижский публицист»). С сентября 1792 года название изменилось: «Газета Французской республики, издаваемая Маратом, другом народа». Слова «друг народа» из названия превратились в псевдоним ее автора. Газета стала основным делом жизни Марата. С первых номеров она не имела себе равных в яростных призывах к самым крутым мерам против «врагов свободы». В число этих врагов Марат постепенно включал не только короля и его окружение, но и большинство крупнейших деятелей революции. Лейтмотив брошюр, статей и памфлетов Марата, написанных после начала революции, — призыв к насилию и террору. «...Пусть наши враги восторжествуют на момент — и кровь польется ручьями, — писал он в июле 1790 года в статье " Мы погибли! ". — Они будут безжалостно душить вас; они будут распарывать животы ваших жен и, чтобы навеки погасить в вас любовь к свободе, их кровавые руки будут искать сердца во внутренностях ваших детей». Обвинения Марата носили исключительно политический характер, ходя иногда звучали чудовищно, поскольку изменниками назывались самые авторитетные политики революции. За это Марат неоднократно подвергался преследованиям. Несколько раз он переходил на нелегальное положение, даже убегал в Англию, и издание «Друга народа» прерывалось. Но, возвращаясь, Марат возобновлял газету и усиливал обличительный пафос публикаций. «Друг народа» способствовал распространению среди французов крайнего революционного фанатизма. Но, резко и беспощадно критикуя врагов, Марат в то же время не позволял себе сквернословия и цинизма, как это делали некоторые его коллеги, например Эбер. Публицистика Марата очень эмоциональна, однако по содержанию однообразна, большинство его статей написаны по одной и той же схеме. Несомненен вклад Марата в разработку теории печати. В этом плане важны такие его работы, как «Цепи рабства», «Дар Отечеству» (1789). Дополнение к «Дару Отечеству» — «Основа уголовного законодательства» — представляет собою целую программу развития печати. В сентябре 1792 года Марат был избран депутатом Конвента. Его пламенные речи с требованиями казни врагов народа не оставляли равнодушными никого. Один депутат, например, предложил даже мыть трибуну после того, как с нее выступал Марат, поливавший грязью своих политических противников. Марат был убит террористкой Шарлоттой Кордэ во время приема лечебной ванны. Вскоре Конвент объявил Марата «мучеником свободы» и переименовал в его память город Гавр. В честь него воздвигались алтари, парижский район Монмартр переименовали в Монмарат.
Журналистика Директории
После поражения революции в годы правления Директории (1794— 1799) свобода печати была закреплена в конституции 1795 года, но, как и прежде, осталась пустой декларацией. По ограничительному закону от 17 апреля 1796 года ни одно издание не могло выйти без обозначения на нем имени и адреса типографщика и автора. За нарушение закона предусматривалась тюрьма и ссылка. В 1797 году был принят закон о смертной казни для всех, кто выступит за восстановление старых порядков. Всего в годы Директории было закрыто 42 газеты, из Парижа в даль- ние провинции высланы 45 издателей и редакторов. В 1799 году в Париже выходило 73 газеты. Окончательно свободу печати во Франции упразднил Наполеон Бонапарт указом от 27 нивоза VIII года (17 января 1800 года), когда были закрыты шестьдесят парижских газет.
Гракх Бабёф. Из публицистов эпохи Директории наиболее известен Франсуа-Ноэл Бабёф (1760—1797 гг.) — коммунист-утопист, взявший псевдоним Гракх в честь одного из деятелей Рима. В годы революции Бабёф решительно выступал против абсолютно всех правительств — как монархических, так и якобинских. В 1795 году он организовал тайную организацию «Во имя равенства», с помощью которой собирался совершить переворот, установить очередную революционную диктатуру и основать коммунистическое общество. Для пропаганды своих идей Бабёф издавал две газеты: «Народная трибуна» и «Просветитель». В мае 1796 года Бабёф и его сторонники были арестованы и через год казнены на гильотине.
|