Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика системы профилактики коррупции на государственной (муниципальной) службеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 8. Организационно-правовые основы профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе 1. Общая характеристика системы профилактики коррупции на государственной (муниципальной) службе 2. Сбор сведений о доходах как элемент системы профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе 3. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе 4. Механизм привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Общая характеристика системы профилактики коррупции на государственной (муниципальной) службе В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность: — по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); — выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); — минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, профилактика коррупции является элементом противодействия коррупции. Организационные основы противодействия коррупции закреплены в ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции». Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 проведение непосредственных мероприятий по профилактике коррупции возложены на кадровые службы (подразделения кадров) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, в соответствии с п. 3 Указа для органов государственной власти предписано, а органам местного самоуправления рекомендовано в пределах установленной численности этих органов создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них следующие функции: а) обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению); б) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе; в) обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; г) оказание государственным (муниципальным) служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также с уведомлением представите ля нанимателя (работодателя), органов прокуратуры РФ, иных федеральных государственных органов о фактах совершения государственными (муниципальными) служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; д) обеспечение реализации государственными (муниципальными) служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы обо всех слу чаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений; е) организация правового просвещения государственных (муниципальных) служащих; ж) проведение служебных проверок; з) обеспечение проверки: —достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, и государственными (муниципальными) служащими, —сведений представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, —проверки соблюдения государственными (муниципальными) служащими требований к служебному поведению (в том числе соблюдения антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов); и) подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции; к) взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности. Важно понимать, что профилактика коррупции (в отличие от борьбы с ней) заключается не в выявлении коррупционных преступлений и правонарушений (это деятельность правоохранительных органов). В первую очередь профилактика затрагивает проблемы устранения причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в конкретном государственном органе (органе местного самоуправления). В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: —формированием в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; —антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; —рассмотрением в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; —предъявлением в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверкой в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; —установлением в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; —внедрением в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; —развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции. Кроме того, серьезное влияние на профилактику последующего коррупционного поведения государственного (муниципального служащего) оказывают следующие правовые институты: —институт сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; —институт антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов, предъявляемых к государственным служащим (является частью требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, рассматривался в соответствующем параграфе); —институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; —институт дополнительной дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Данные правовые институты затрагивают всех государственных (муниципальных) служащих и требуют серьезного внимания при изучении. Исходя из этого каждый из вышеуказанных правовых институтов будет рассмотрен ниже в рамках отдельного параграфа.
|