![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Денежная культура семьиСтр 1 из 7Следующая ⇒
А.Р.БАТЫРШИНА Кафедра гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса Методические рекомендации по написанию курсовой работы По социологии потребления Набережные Челны, 2015
ББК 6/8 М-64
Печатается по решению учебно-методического совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института
Батыршина А.Р. Методические рекомендации по написанию курсовой работе по социологии потребления: для студентов по направлению подготовки бакалавров 100 100 Сервис. – Набережные Челны: Изд-во НГТТИ, 2015.
© Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, 2015 год © Батыршина А.Р., 2015 Содержание:
Курсовая работа по курсу «Социология потребления» выполняется на базе одного из направлений сервиса и представляет собой программу социологического исследования по выбранной теме. Цель курсовой работы: научиться создавать развернутую программу социологического исследования.
К результатам работы может быть отнесено: - участие студента в создании методики сбора или анализа социологической информации (с обязательной апробацией на конкретном примере), - в разработке части (блоков) инструментария более крупного обследования (анкеты, схемы интервью, схемы наблюдения, инструкций для анализа документов и т. п.) с участием в пилотаже, а также участие в проведении основного социологического обследования. Работа, не содержащая анализа результатов, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы.
Курсовая работа исследовательского характера имеет следующую структуру: 1. Титульный лист. (Оформляется в соответствии с приложением 2). 2. Содержание. 3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость. 4. Основная часть включает:
В методологическом разделе программы содержатся: – постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы; – формулировка и обоснование цели и вида исследования; – анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников); – постановка исследовательских задач данного этапа работы; – формулировка рабочих гипотез. Процедурный раздел программы должен состоять из методического и информационного и организационного блоков программы и содержит: - предварительное описание эмпирического объекта, - описание методики сбора данных (с обоснованием ее адекватности поставленной задаче и оценкой достоинств и недостатков избранного метода) - обоснование и расчет выборки; - план работы по проведению исследования. Требованием к курсовой работе является наличие инструментария, разработанного студентом, и проведение пилотажа этого инструментария. К работе прилагается полное описание инструментария исследования. Эмпирическая часть курсовой работы в обязательном порядке содержит анализ результатов пилотажа, доработанный на его основе вариант инструментария и методические выводы исследования 5. Заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов. 6. Список используемой литературы - не менее 40-50 источников. (Оформляется в соответствии с приложением 3). 7. Приложение (если необходимо).
В начале работы размещают оглавление (содержание), которое начинается со 2 страницы. Текст курсовой работы должен соответствовать оглавлению. Все основные разделы работы следует начинать с новой страницы. Во введении автору курсовой работы необходимо в следующей последовательности изложить: - актуальность темы и ее обоснование; - анализ литературы и степени изученности изучаемого вопроса; - цель исследования; - объект и предмет исследования; - задачи исследования; - гипотеза исследования; - методы исследования; - база исследования; - практическую значимость; - апробация темы исследования; - описание структуры работы.
1. Актуальность темы и ее обоснование: выявление значимости данной темы в условиях изменяющихся нормативных документов, обострения тех или иных социально-значимых, экономических и иных проблем; необходимо вскрыть и объяснить наличие противоречия между тем, что должно быть и тем, что есть; неизученность или слабая изученность темы в теоретическом обучении; возможность продвижения вперед: показать, доказать, наметить, обосновать, спрогнозировать и т.п.; личная компетентность автора в данной проблеме, области знания и т.п. (т.е. ответить на вопрос – «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?», «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»). Освещение актуальности темы демонстрирует понимание автором социальной и научной значимости темы. Данная часть работы показывает также глубину проработки проблемы. Любимые лексические построения при формулировке актуальности темы: · в современной ситуации …… приобретает особую остроту; · в условиях распространения ………проблема … актуализируется; · проблема … оказалась в центре дискуссии… · проблема … сегодня актуальна как никогда, поскольку; · эти обстоятельства задают необходимость изучения …….. · невнимание к проблеме … препятствует …… Обоснование актуальности исследования направлено на представление той проблемы, решение которой имеет, с Вашей точки зрения, теоретическую и практическую значимость.
2. Анализ литературы по проблеме исследования предполагает краткое описание наиболее значимых научных работ, которые были использованы автором в процессе написания курсовой работы (т.е. ответить на вопрос – «Кто и в каких трудах занимался изучением данной проблемы?»). Степень изученности проблемы – критический анализ специальной литературы и источников, характеризующих историю и современное состояние проблемы. Этот раздел включает, как правило, одну главу или включен во введение. Для написания этого раздела необходимо знакомство с источниками и литературой по теме, составление библиографии. С этой целью следует познакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами. Необходимо использовать различные библиографические справочники, списки литературы в конце учебников и монографий, а также ссылки на литературу в специальных исследованиях. Важно составить собственные подробные библиографические описания источников и литературы для их последующего глубокого и детального изучения. Сначала необходимо познакомиться с нормативной, методической, научной литературой, содержащей теоретические основы проблемы, затем приступать к изучению источников и литературы, раскрывающих более узкие и частные вопросы. Наряду с проработкой специализированных научных журналов и монографической литературы по выбранной теме, важно также детально ознакомиться с публикациями преподавателей кафедры, которые работают по данной или близкой теме. В историографическом обзоре отражается многоплановый теоретический анализ проблемы, содержатся методологические основы избранной темы исследования. Раскрываются исторические аспекты темы, обобщается теоретический материал, в конце дается краткое заключение о сказанном. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. В обзоре необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана курсовой работы. Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса следует по разным литературным источникам. При этом следует помнить, что обращение к цитированию тех или иных авторов не должно превращаться в самоцель и заглушать собственную мысль студента – автора курсовой работы, его понимание проблемы. В тексте, при ссылке на высказывания (суждения) цитируемых авторов и выражении к ним отношения, предлагается использовать такие глаголы: (автор – Ф.И.О.) анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, (не) разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу,
разбирает вопрос, разделяет, подразделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет Необходимо обратить внимание на правильное цитирование и правильные ссылки на источники и научную литературу. Пример 1: По данным В.В. Богалдин-Малых (2004), непостоянство качества туристских услуг обусловлено следующими обстоятельствами… В иных случаях можно привести ряд авторов, которые придерживаются какой-то одной точки зрения, либо исследуют одну проблему. В этом случае можно назвать только их фамилии и год опубликования работ. Пример 2: Исследованиями ряда ученых (Ю.А. Александровой, 2004; Ю.П. Супруненко, 2003; R. Kurtzman, 2005) установлено, что… В том случае, когда соавторов работы два, то они цитируются оба. Если соавторов три и более, то отмечаются только первого из них, после чего пишется “и др.” Пример 3: При изучении гостинично-ресторанных комплексов (В.М. Кабушкин, Т.И. Бондаренко, 2002) было отмечено, что … Пример 4. В настоящее время рядом авторов (М.А. Александрова и др., 1990; D. Franklin et al., 2004) рассматривается вопрос о … Принято разделять всю литературу, посвященную изучению данной проблемы, на группы. Работы могут быть разделены на группы в зависимости от области исследования, примененных методов, акцентированных аспектов проблемы. Работы, которые принадлежат одной области исследования, должны быть отмечены с точки зрения · их вклада в разработку данной области, · отличия по предметам исследования, · неполноты в разработке выделенного Вами предмета исследования.
Целью исследования является достижение конкретного конечного результата (т.е. ответить на вопрос – «Какой результат исследования мы намерены получить, каким мы его видим?»). Наиболее типичны следующие цели: - определить характеристики явлений, ранее не изученных, малоизученных, противоречиво изученных; - выявить взаимосвязи явлений; - изучить динамику явлений; - описать новые факты; - выявить общие закономерности; - создать классификацию, типологию; 4. Объект и предмет исследования обусловлены проблемой (темой) исследования и отражают ее суть. Объект исследования – это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования (т.е. ответить на вопрос – «Что рассматривается?»). Объект исследования – это процесс или явление, содержащие в себе проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению Предмет исследования – это конкретная часть объекта (объект – это целое, а предмет – это часть (управление-планирование) и т.п. (т.е. ответить на вопрос – «Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?»). Таким образом, между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже` объектной области, предмет – уже` объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью. Любимые понятия «предмета исследования» - система, - структура, - функции, - классификация, - причины, - факторы, - явление N как характеристика S, - связи, - зависимости, - отношения. Пример: Взаимосвязь социальной структуры со стилями потребления продуктов питания: постановка проблемы
В некоторых западных обществах позиции, занимаемые индивидами в общественной структуре, репрезентируются посредством стилей жизни, выражающихся, в частности, в приверженности к определенным продуктам питания. Российское общество в течение последнего десятилетия переживает процесс глубинной трансформации социальных, экономических и политических структур. Возникновение новых на данном этапе каналов социальной мобильности и в то же время инерция функционирования старых стратифицирующих механизмов приводят к сложности понимания структуры российского общества. Основной проблемой при ее изучении является отсутствие четких стратификационных критериев. Научно-познавательная проблема: связаны ли статусно-экономические характеристики индивидов с реализуемыми ими моделями потребления продуктов питания в современном российском обществе? Объект: потребление продуктов питания. Предмет: взаимосвязь потребления определенных наборов продуктов питания с социально-экономическими характеристиками индивидов в российском обществе. Цель: выявить существование и характер зависимости потребления индивидами продуктов питания от их социально – экономических характеристик в ситуации, сложившейся в российском обществе в последнее время. 5. Задачами исследования являются конкретизированные или более частные цели исследования (т.е. ответить на вопрос – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»), например: Любимые понятия «задач исследования»:
6. Гипотеза исследования В данном разделе работы носят теоретический характер. Вы предполагаете наличие взаимосвязи между переменными, которые представляют основные характеристики объекта. Гипотезы требуют обоснования. Они могут быть сформулированы на основе предварительного экспертного опроса, обобщения целевых источников информации, анализа результатов изучения, предпринятого другими исследователями, теоретических положений. Примеры: Денежная культура семьи
Задача исследования: определить типы денежной культуры, наиболее свойственные представителям высокодоходной группы населения. Гипотеза исследования: для представителей высокодоходной группы населения наиболее характерным является тип «время - деньги». Этот тип денежной культуры – один из наиболее экономически рациональных, а значит, способен дать ощутимые результаты в плане денежных доходов, поэтому предполагается, что приверженцы этого типа имеют высокие доходы. С другой стороны, люди с высокими доходами ценят свое время и труд, поскольку знают их стоимость, и по этому признаку также, вероятно, принадлежат к типу «время - деньги».
|