Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество - социология - личность 1 страница






§ 1 Первый в t/ляд па (оциологию § 2 Функции социологии § 3 Приглашение в < оциологию

§ 1. Первый взгляд на социологию

Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не про­сто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя но воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без пони­мания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед.

Иногда люди далее не пытаются осмыслить мир своего бытия пото­му, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно Когда же насту­пают кризисные переломные периоды и в обществе становится труд­но и плохо многим, люди, далеко не всегда зная, что делать, полагают, что лучше не читать газет, не знагь новостей, не смотреть телевизор, а попытаться уйти в свою личную жизнь.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что личная жизнь не менее сложна, чем жизнь общества, хотя бы потому, что ис-пьпывает на себе его воздействие. Когда не выдается зарплата, не вы­плачиваются отпускные, трудно сохранить ровное и спокойное состо­яние духа. И тогда приходится признать, что личная жизнь не такая уж «личная». Люди в своих тревогах и беспокойствах не одиноки, на­оборот, они их объединяют, и каждый человек становится по необхо­димости частью сложного общественного организма, который он дол­жен осмыслить, понять.

Социальный мир, в котором живут люди, не заморожен. Он пред­ставляет собой процесс постоянного производства, воспроизводства, из­менения, в котором каждый из нас принимает участие. Мы не всегда это



Раздел I Введение в социологию


 




осознаем, тем не менее выбираем, как, в какой форме участвовать в про­цессе преобразования общества. Условия, в которых мы это делаем, тес­но связаны с его характером. Чаще всего наше общество определяют как индустриальное. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, одеж­да, которую мы носим, книги, которые мы читаем, токсичные вещества, которые попадают в наш организм, — все это зависит от окружающей нас природной, производственной и социальной среды. Следовательно, каждая сторона нашей жизни связывает нас с широким и природным, и социальным миром, которые мы едва начинаем понимать.

Наше общество — это огромный океан, где есть своя надводная, на­блюдаемая, и подводная, не видимая невооруженным глазом, жизнь. Ве­роятно, было бы уместно, продолжая сравнения такого рода, уподобить общество айсбергу, у которого 2/5 находится над водой, а 3/5 — под ней. Чтобы ориентироваться в такой сложной жизненной системе, знать, что в ней происходит, и использовать это знание в собственной деятельнос­ти, необходимо опираться на научные представления, теории, доказа­тельства. Их созданием занимаются сегодня многие социально-гумани­тарные науки. Одна из наиболее популярных среди них — социология.

Вспомним слова из хорошо известной в стране песни, исполняв­шейся по меньшей мере полвека назад одним из самых любимых оте­чественных певцов Л.О. Утесовым: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен! Но лишь одна из них тревожит, унося покой и сон, когда влюблен». Не трудно провести аналогию с науками, кото­рых много, но лишь отдельные заставляют людей терять «покой и сон» и «влюбляться» в них, посвящая им свою деятельность. В переч­не таких наук, без сомнения, стоит социология.

Взрыв интереса к ней в последние годы хорошо виден и по резко увеличившемуся количеству публикаций, и по большим конкурсам на социологические факультеты, и по возросшей частоте обращений к услугам социологов в самых разных сферах деятельности. А ведь еще каких-то 10—15 лет назад все было совсем не так. И дело не только в том, что не писались и не издавались учебники по социологии, не го­товились дипломированные специалисты, востребованность которых в обществе была незначительной. Основное препятствие на пути раз­вития социологии заключалось в невозможности проводить многие исследования и, что следует подчеркнуть в первую очередь, публико­вать полученные результаты — при условии, конечно, их несоответст­вия идеологическим установкам КПСС. Отсутствие свободы творче­ства и цензура — главные враги социологии.

Сейчас трудно представить себе деятельность Любого средства мас­совой информации, будь то центральные или местные газеты, журналы,


Глава 1 Общество — социология — личность 11

теле- и радиостанции, не использующего активно материалы социоло­гических исследований. Правда, они же иногда создают образ социоло­га, мало соответствующий реальному. На уровне массового сознания работу представителя этой профессии отождествляют с распростране­нием, сбором, обработкой и анализом анкет, а самого социолога — с че­ловеком, «гоняющимся» за респондентами (опрашиваемыми, отвечаю­щими на вопросы анкеты, участвующими в интервью в качестве объекта исследования) с магнитофоном и анкетой в руках.

Социология и жизнь

Что же в действительности представляет собой социология и почему к ней стремительно растет интерес в российском обществе? Что дает обществу владение социологическим знанием? Во-первых^ цель соци­ологии состоит в получении достоверной, истинной информации, поз­воляющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребля­ющие эту информацию.

Во-вторых, благодаря этому социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать ее более понят­ной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на ос­нове точной информации — как статистического, так и социологическо­го характера. Поясним это на примере тех процессов, которые происходят в России в конце XX — начале XXI в. Сейчас многие гово­рят и пишут о том, что в последнее время увеличивается часть населе­ния, которая живет бедно, причем она растет, как доказывает ряд авто­ров, более быстрыми темпами, чем даже в недалеком прошлом (начало 1990-х гг.). При этом называются разные цифры — от */з Д° 2и даже 3/4 населения, находящегося за чертой бедности. Социология, в отличие от других наук, изучающих эту проблему (скажем, экономических), да­ет возможность опираться и на экономико-статистические показатели (даже если мы признаем их полными и научно обоснованными), свя­занные с доходами, ценами, потребительской корзиной и т.д., и на само­оценки различных социальных групп своего материального статуса и благосостояния. Такая информация позволяет гораздо лучше понять не только сложившееся положение дел, но и изучать динамику процесса обеднения населения, а также его социальное самочувствие.

В-третьих, овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, усло­виях и различных формах деятельности; вместе с тем они могут вли­ять на них, проявляя инициативу и активность. Разве не об этом сви-



Раздел] Введение в социологию


 


 

 

детельствуст обширная практика включения людей в различные об­щественные движения, социальные организации и объединения, за­нимающиеся изменением существующей ситуации?

В-четвертых, социологические исследования имеют теоретичес­кое и практическое значение для оценки результатов тех или иных по­литических решений и действий. Речь идет о помощи, которую социо­логия может оказать практической политике, о необходимости для последней воспользоваться результатами информационного осмыс­ления социальных проблем, предлагаемыми социологией. Если бы политики чаще и искуснее использовали материалы социологических исследований в своей деятельности, многих ошибок и необдуманных шагов удалось бы избежать. Сказанное не означает, конечно, что соци­ология — п'анацея от всех бед, такого в принципе не бывает и не может быть, по использование ее в качестве средства осмысления реформ и путей их осуществления сулит многообещающие результаты.

Таким образом, у нас имеются достаточные основания для вывода о том, что социология — очень «жизненная» наука. Конечно, у нее есть свои сугубо теоретические проблемы научного развития, которые пред­ставляют интерес прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организа­ций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстает перед нами в таком качестве, возникает вопрос о ее функциях.


§ 2. Функции социологии

Чисто условно их можно разделить на три группы — познаватель­ные, прогностические и управленческие. В основе такого деления, с одной стороны, объективная необходимость многообразно­го и дифференцированного включения социологии в систему общест­ва и социальных наук, с другой — выделение различных форм социо­логической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога. Рассмотрим каждую из названных групп функций.

Познавательные функции

Как и любая интеллектуальная деятельность, социологическая начи­нается с познания. Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной


Глава I Общество — социология — личность



реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвя­занных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам соци­ологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что со­циология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в выявлении связей между ними, проявляющихся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через опи­сательную, объяснительную, диагностическую.

Первая из этих функций состоит в описании социальных фактов и процессов, что представляет собой начальный этап любого исследования. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа. Вслед за описа­нием возникает необходимость объяснения установленных социальных фактов и выявления связей между ними. Диагностическая функция — ес­тественное продолжение описания и объяснения, ее смысл заключается в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего иссле­дования, в характеристике ее актуальности и практической значимости, в выявлении ее признаков и особенностей, а также социального противоре­чия, нуждающегося в разрешении. Другими словами, социолог в ходе ре­ализации данной функции ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием необходимости дальней­шего исследования сформулированной проблемы.

Познавательные функции социологии сопряжены как с теоретиче­ским, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. Это важно подчеркнуть потому, что иногда происходит отождествление познавательных функций только с теоретическим рассмотрением проблемы. В ходе осуществления данных функций социология выхо­дит на составление программы исследования, начиная от формули­ровки его целей и задач, объекта и предмета, противоречий и основ­ных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, ха­рактера обработки и анализа полученной информации.

Прогностические функции

Познавательные функции находят свое органичное продолжение в про­гностических (вторая группа функций). Для социологии их реализация необычайно важна. Без этого наука теряет чувство нового, видение буду­щих результатов изменения социального процесса. Осуществлять позна­вательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, — зна­чит, обеднять возможности науки. Представим себе исследование



Раздел I. Введение в социологию


какой-либо острой социальной проблемы, ограниченное лишь описанием и анализом существующей ситуации и не показывающее перспектив ее из­менения. Естественно, такой анализ вряд ли может в полной мере удовле­творить заказчика исследования и тех, кто знакомится с его материалами.

Между тем далеко не во всех социологических работах реализации прогностических функций уделяется должное внимание. Причина такой своеобразной социологической «бескрылости» часто заключается не столько в «забывчивости» авторов тех или иных исследований, сколько в трудностях и ответственности социального прогноза. Ведь он включает в себя социальное планирование, проектирование и конструирование, сопряжен с моделированием будущего процесса. Некоторые авторы даже разделяют прогностическую функцию и функцию социального проекти­рования и конструирования, настолько они им представляются разными. Выскажем иную точку зрения: прогностическая функция конкретизиру­ется через функции социального проектирования, конструирования и планирования. Но в любом случае все они должны иметь место.

При этом под функцией социального проектирования будем пони­мать разработку конкретной модели социального процесса или соци­альной системы (подсистемы) со своими параметрами и спецификой функционирования. По существу, это стремление дать четкий, имею­щий строгие границы, количественно и качественно выдержанный со­циальный прогноз в виде социального проекта. В то же время в самом общем плане он есть не более чем описание качественных характери­стик будущего процесса (системы, подсистемы).

Функция социального конструирования охватывает более широкие исследовательские действия, чем социальное проектирование. Она представляет собой общее мыслительное построение нового социаль­ного объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели*

Примером проектирования является создание различных моделей социальных объектов на компьютерной базе (в том числе моделей но­вых хозяйственных и социальных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом слу­чае означает создание общей модели перехода к рынку. Строго гово­ря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к чисто социологическим функциям. Скорее всего, это функции более широкой деятельности, связанной с работой матема­тиков, экономистов, специалистов по системному анализу и др., но включающей в себя также и труд социологов.

Зато сугубо социологической разновидностью прогностической функции является функция социального планирования, реализация ко-


Глава 1 Общество — социология — личность



торой представляет собой разработку целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов, городов и т.д. Конечно, здесь гоже много работы для экономистов, пла­новиков, других специалистов, но есть где разгуляться и социологам. Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что переход к рыноч­ной экономике отменяет необходимость социального планирования, интегрированного в систему новых общественных отношений. В огра­ниченных пределах социальное планирование продолжает оставаться актуальным для нашего общества, о чем свидетельствует целый ряд социальных программ самого различного характера — от уровня пред­приятия и фирмы до регионального и федерального уровней.

Управленческие функции

Социология выступает как важный инструмент совершенствования управления, что дает основание говорить о реализации ею управлен­ческих функций (третья группа функций). Суть их заключается в том, что социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта, создаваемые социальные технологии служат основанием для выработки и принятия управленческих реше­ний. Там, где это происходит — в масштабах общества, региона, горо­да, предприятия, организации, учреждения, — решения становятся более аргументированными, взвешенными, их трудно оспорить.

Иногда такие решения весьма серьезны и имеют далеко идущие последствия. Так, в конце 1980-х гг. при рассмотрении вопроса о стро­ительстве и последующем расширении Нижневартовской ГРЭС, за которым стояла проблема строительства и ежегодного (вплоть до 1995 г.) ввода в строй нового мощного блока станции, Минэнерго по­требовало от энергетиков не только технико-экономического, но и со­циально-экономического обоснования проекта. Необходимо было от­ветить на вопрос, сумеют ли строители и энергетики обойтись трудовыми ресурсами своего региона или им придется привлекать ра­ботников из других регионов страны. В последнем случае Минэнерго отказывалось утверждать и финансировать строительство новых бло­ков, поскольку оно оказывалось крайне дорогим и нерациональным как в экономическом, так и в социальном плане. Руководство станции обратилось за помощью к социологам, которые в течение нескольких месяцев изучали социально-профессиональные ориентации выпуск­ников школ и молодежи Нижневартовска и пос. Излучинска (на его территории расположена ГРЭС). Отчет социологов стал составной частью обоснования строительства и расширения станции. Он содер­жал систематизированную оценку мнений подавляющего большинст-



Раздел 1 Введение в социологию


 


 

 

ва выпускников, выразивших желание после окончания школы ос­таться в Нижневартовске. Выяснилось также, что часть из них хотела бы приобрести специальности электроэнергетического профиля и в дальнейшем работать на станции. Проведенное исследование принес­ло большую пользу и городу, поскольку предоставленные материалы были использованы властями при выработке стратегии его дальней­шего развития. Как видно, в приведенном случае социологическое ис­следование стало одним из оснований важных управленческих реше­ний, имевших немалое государственное значение.

К разряду управленческих относится и организационно-технологи­ческая функция социологии. Речь идет о выработке, конструировании ею (либо с ее помощью) социальных технологий. Под социаль­ной технологией будем понимать и npoi рамму преобразовательной деятельности, и саму эту деятельность на основе принятой программы, призванную в корне изменить ситуацию. В отличие от рекомендаций и предложений, с которыми часто выступают социологи, у социальных технологий иные цели. Если первые, как правило, нацелены на улучше­ние тех или иных сторон социальной практики, решение конкретных за­дач в рамках совершенствования действующей системы, то последние должны способствовать глубоким качественным преобразованиям соци­альных процессов и включают в себя комплекс организационных меро­приятий, на это направленных. Конечно, для достижения таких целей ис­пользуются и конкретные рекомендации, и предложения социологов.

Примером эффективной социальной технологии может служить про­грамма «Внимание», внедренная в 1970-х гг. в Уфимском производствен­ном объединении им. СМ. Кирова группой социологов и психологов. Смысл ее состоял в том, чтобы уделять внимание каждому члену коллек­тива, не выпустить из поля зрения ни одного работающего (особенно по-вичков, или, используя социологическую терминологию, адантантов), сделать производственную среду комфортной с социальной и психологи­ческой точек зрения, удовлетворяющей и потребности человека, и нуж­ды производства. Социальная технология «Внимание» охватила все ка­тегории работающих на предприятии, в корне изменила ситуацию, сократила, а потом и свела почти к нулю текучесть кадров, повысила за­интересованность в труде, сформировала чувство «заводского патрио­тизма». Разработка и внедрение этой социальной технологии были дол­гими и трудными, однако в конечном итоге завершились достижением поставленной цели.

К числу управленческих следует отнести также контрольно-анали­тическую и консультационную функции. Первая состоит в осуществле­нии контроля за реализацией предложений и рекомендаций социологов,


Глава I Общество — социология — личность 17

за ходом внедрения тех или иных социальных технологий и в анализе но­вых социальных процессов, являющихся следствием имевших место трансформаций. Контрольно-аналитическая функция в системе дея­тельности социолога, если последнюю рассматривать последовательно, как определенный цикл (постановка целей и задач исследования, про­ведение его самого, обработка и анализ данных, подведение итогов, кон­троль за реализацией сформулированных идей и предложений), вы­полняет важную роль. Благодаря этой функции социологи могут судить об эффективности собственной деятельности и ставить новые задачи, связанные с ее оптимизацией.

Говоря о консультационной функции как разновидности управленче­ских функций, отметим, что она состоит в оказании всевозможной — теоретической, практической, «просвещенческой»помощи большому числу лиц, заинтересованных в ее получении от социолога, проводяще­го эмпирические исследования. Социолог консультирует самые раз­личные категории людей, распространяет социологические знания, знакомит с результатами собственных исследований и материалами других работ. В ряде случаев консультационная деятельность оказыва­ется тесно связанной с обучающей. По существу, такой деятельностью социолог прививает вкус к социологическим исследованиям и понима­нию их необходимости. Так что консультационную функцию социоло­гии нельзя недооценивать.

§ 3. Приглашение в социологию

Заголовок этого параграфа воспроизводит название одного из самых популярных в мире учебных пособий по социологии — книги извест­ного современного американского ученого П. Бергера1. Рассматривая функции социологии, мы обращали внимание на ее социальную по­лезность, общественную направленность, на тот результат, который может быть достигнут с ее помощью в стране, регионе, городе, органи­зации, на предприятии. Но это далеко не все возможности и перспек­тивы социологической науки. Она способна приносить пользу от­дельному человеку, группам людей — разумеется, при условии, что они знакомятся с содержанием этой науки, изучают ее теоретические положения и практические результаты, методы и возможности.

Итак, каждый интересующийся приглашается в социологию. При­глашаются все — и те, кто хочет заняться ею всерьез и надолго, став

1 Впервые издана в 1963 i, переведена на русский язык в 1996 г: Бергер И Л При­глашение в социологию. М, 1996.



Раздел I Введение в социологию


профессионалом в этой области деятельности; и те, кому нужно изу­чить курс социологии для того, чтобы сдать экзамен или зачет, без ко­торого нельзя получить диплом; и те, кого эта наука волнует «беско­рыстно» и кто хочет получить ответы хотя бы на часть вопросов, касающихся их жизни и жизни общества, или просто увидеть эти во­просы-проблемы и попытаться самостоятельно порассуждать и опре­делиться в своем отношении к ним.

«Оптическая система»

Социология — это своеобразная оптическая система, которую человек может использовать в качестве собственных «очков» — как от соци­альной «близорукости», так и от социальной «дальнозоркости». В од­них случаях индивиду требуется видение и знание перспективы: что может ожидать его, близких ему людей (или его недругов), если в об­ществе восторжествует та или иная линия развития? От этого часто зависит стратегия деятельности индивида. Не случайно многие сего­дня стараются найти в социологической литературе описание воз­можных сценариев изменения российского общества, его отношений с ведущими странами в мировом социальном пространстве.

В других случаях человек заинтересован в том, чтобы поглубже разо­браться в текущих проблемах, получить для себя ответ на конкретный вопрос, скажем, правильно ли он ведет себя в определенной социальной ситуации, соблюдает ли принятые «правила игры», не выглядит ли его поведение как форма социального эпатажа, не бросает ли он вызов об­ществу и т.д. Здесь нужны уже совсем другие социальные «очки». Но и их вполне можно найти в социологии, которая в данном случае выступа­ет как хороший магазин оптики, где при желании можно либо купить уже готовые «очки» (заплатив за имеющиеся, но не опубликованные ре­зультаты исследования), либо заказать новые (если есть деньги на про­ведение специального исследования), либо даже получить их бесплатно (воспользовавшись опубликованной информацией).

Ясно, что социология может выступать в качестве определенного способа времяпрепровождения (выражаясь словами П. Бергера) — как для тех, кто создает социологическое знание (что вполне естест­венно), так и для тех, кто его потребляет и использует в своих целях и интересах. Конечно, это не всеобщий, а индивидуальный способ вре­мяпрепровождения — в том смысле, что он интересен для одних и аб­солютно непривлекателен для других. Одним нравится наблюдать за поведением людей, пытаться его анализировать и делать отсюда прак­тические выводы, других больше привлекают автомобили и их техни­ческое устройство.


Глава 1. Общество — социология — личность 19

Но есть люди, для которых социология — основной способ времяпре­провождения, их «одна, но пламенная страсть». Это — социологи ех рго-fesso (по профессии, по роду своих занятий). Их труд регулируется про­фессиональной этикой, которая отражает специфику социологической деятельности. Профессия социолога предполагает общение с людьми, правильное, точное, корректное выявление их мнений, работу над соци­ологическими материалами и документами, исследовательскими проек­тами, методическими рекомендациями, социальными технологиями и т.д. В ходе этой работы часто возникают соображения профессиональ­но-нравственного порядка, которые выражены в коллективно создан­ном социологами документе, получившем название «Этический (про­фессиональный) кодекс социолога»1.

Кодекс социолога

Кодекс — это свод этических норм, регулирующих деятельность социо­логов. Объективная необходимость его создания профессиональным сообществом социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на соци­альные процессы, за формирование общественного мнения и т.п. В ко­дексе содержатся в первую очередь правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать макси­мальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с ре­спондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявля­емых данных (принцип анонимности), не применять методы и проце­дуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс провозглашает принцип объективности социолога, несовме­стимость его научных выводов с тенденциозностью, идеологической ангажированностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем значима четкая гражданская и нравственная позиция. К непре­ложным нормам деятельности должно быть отнесено уважение к Дру­гим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и пред­шественников, обязательное упоминание их имен в материалах исследования. Главное для социолога в конечном счете — неукосни­тельно следовать принципу: Истина превыше всего.

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использо­вания результатов исследований цена ошибки социолога возрастает. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та же, что и в медицине, — «не навреди». Кодекс устанавливает ответствен-

См Социологические исследования 1988 № 5; 1994 № 10.



Раздел I Введение в социологию


ность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базиро­ваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих со­мнения у пользователей информации. Только в этом случае гаранти­руется доверие к социологии и социологам.

Обучение социологии

Каждый год весной и летом, беседуя с абитуриентами, поступающими учиться по специальности «социология», в ответ на вопрос, почему избрана именно эта профессия, приходится слышать: «Хочу лучше знать общество, в котором живу, чтобы влиять на процессы, происхо­дящие в нем»; «Профессия социолога дает возможность работать с людьми, а мне это нравится». К сожалению, на следующий вопрос, что абитуриенты понимают под работой с людьми, следуют уже менее вразумительные ответы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал