Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общество - социология - личность 4 страница
Возникает принципиальный вопрос, на который Вебер не мог не ответить: из чего вытекает и каким образом конструируется идеальный тип — из реальности, существующей независимо от социолога, или из его мышления? Понимая возникшее противоречие, Вебер подразделяет идеальные типы на исторические и социологические. Исторический идеальный тип отражает живую историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого. Учение Вебера об идеальных типах, построенное на таких интерпретациях понятий, является основой его «понимающей социологии*. В данном случае речь идет о том, что социология в качестве исходного пункта должна рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой — понимающей и действия, и, что особенно важно, смысл, который вкладывают в них исследуемые. Поэтому социология у Вебера — это наука не только о понимании поведения, причем осмысленного человеком, но и о социальном действии. Оно для Вебера равнозначно человеческому поведению. Ведь социальное действие не просто «самоориентировано», оно ориентировано прежде всего на других. Ориентацию на других Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным. Так, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на восприятие другим человеком и его ответное действие). Таким образом, предметом «понимающей социологии» становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких формах, главной из которых является целерациональное действие. Последнее, по Веберу, направлено на достижение осознаваемых личностью целей; для этого используются адекватные средства, т.е. те, что признаются необходимыми действующим индивидом. Чем менее рационально действие, тем оно менее понятно. Поэтому целерациональное действие — это основной идеальный тип, а убывание рациональности есть отклонение от него. Согласно учению Вебера, рационализация социального действия — главное направление исторического процесса. Рациональность присуща не только поведению индивида, группы, она характеризует организацию хозяйства, управления, образа жизни в целом. Докапиталистические типы общества Вебер называет традиционными потому, что формально-рациональное начало для них не характерно. Оно становится принципом лишь капиталистической организации общественной жизни. Раздел I. Введение в социологию
Здесь мы обнаруживаем еще один пласт проблем, связывающих экономику и религию. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на се мотивацию. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. Не случайно сегодня западная социология обнаруживает больиюй интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и соответствующей ему религиозной этики утрачивают свой стимулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в поисках рецептов их реанимации. Не следует думать, что немецкий социолог идеализировал капиталистическое общество. Он осознавал его многомерность, сложность и противоречивость, особенно классовых и групповых отношений. Вебер анализировал социальные группы (слои, страты) в первую очередь по признакам их дохода, власти и статуса и описывал конфликты между пи-ми. Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с идеями К. Маркса о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Социологические концепции М. Вебера, пожалуй, как никакие другие из наследия конца XIX — начала XX в. привлекают внимание современных ученых. Вебер не оставил после себя, как Э. Дюркгейм, школы, у пего не было авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сами по себе «понимающая социология», учение об идеальных типах, теория социального действия, концепция типов власти, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя М. Вебера прочно вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место. § 6. Социологическое творчество Э. Дюркгейма Теперь рассмотрим творчество еще одного выдающегося ученого, классика социологии XIX — начала XX в., крупнейшего французского исследователя Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Его основные работы были изданы на русском языке сначала в конце XIX в., а затем в 90-х гг. прошлого столетия1. Э. Дюркгейм разработал новый социологический 1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общеп венного i руда. Метод социологии. М., 1991, Он же. Самоубийство. Социолшический этюд. М, 1994. Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. подход, согласно которому общество рассматривается как социальная реальность, складывающаяся из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов и составляет предмет социологии. «Социологизм» Дюркгейма, главное в его теории общества, базируется на признании первичности социальной реальности, ее автономности и вторичности, подчиненности ей индивидов. Основными принципами «социологизма» являются объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить социальное из него самого. Исходя из этого Дюркгейм критикует биологический и психологический редукционизм. «Социологизм» как теория тесно сопрягался с социологическим методом. В чем его суть? Каковы правила метода? Во-первых, Дюркгейм призывал рассматривать социальные факты как существующие объективно, независимо от человека. Во-вторых, он считал необходимым таким же образом относиться к идеям, верованиям и иным коллективным состояниям сознания, полагая, что говорить о них можно лишь на основании объективных данных о поведении групп людей и деятельности социальных институтов. Другими словами, необходима социологическая объективизация общественного сознания, выраженная в независимых от субъекта показателях. В-третьих, социологический метод требует анализа причинной зависимости социального явления от его среды. В-четвертых, социологический метод должен строиться на постоянном сопоставлении объясняемых социальных фактов и тем самым способствовать превращению социологии в сравнительную науку. Таким образом, метод Дюркгейма конкретизировал одну из его центральных идей о том, что социология должна иметь дело в первую очередь с социальными явлениями и процессами (социальными фактами и «вещами»), а не с представлениями о них. Необходимо подчеркнуть особую значимость приведенных положений для последующего развития научной социологии. Центральной в социологическом творчестве Дюркгейма является категория «социальная солидарность». Все связи между людьми в обществе должны базироваться на ней. С поддержанием социальной солидарности в первую очередь связано разделение труда в обществе. Под ним Дюркгейм понимал — в самом общем виде — профессиональную специализацию. Она может существовать лишь в высокоразвитом обществе, поскольку в нем возникает необходимость не только обмениваться результатами деятельности, но и выполнять взаимодополняющие функции. Отсюда структурно-функциональный подход Дюркгейма к обществу как специфическому социальному организму, в котором различные Раздел I. Введение в социологию
органы выполняют многообразные функции. Социальная солидарность, ему присущая, превращается, по Дюркгейму, в органическую солидарность. Поскольку разделение труда оказывается важным источником социальной солидарности, считал французский социолог, оно вместе с тем становится основанием морального порядка. Превращаясь в своеобразный «системообразующий» буржуазное общество фактор, социальная солидарность, вытекающая из присущего ему разделения труда, зиждется на осознании каждым своей зависимости от другого. Она становится высшей, универсальной ценностью. Следовательно, основное значение общественного разделения труда состоит не в его экономической целесообразности, не в том, что оно способствует прочности и устойчивости экономических связей и производственных отношений, а в его направленности на создание и укрепление социальной солидарности. Исследование общественного разделения труда с моральной точки зрения противостоит экономической теории К. Маркса, с которой Дюркгейм был принципиально не согласен. Однако французский ученый вовсе не идеализировал капиталистическое общество. Его кризисные явления и болезни Дюркгейм хорошо знал и много писал об а н о м и и, социальном неравенстве «неадекватной организации разделения труда. Под аномией он понимал общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей. Она возникает, когда социальные функции в обществе «не состыкованы». Другая болезнь — социальное неравенство — следствие классовой системы, не дающей возможности трудящимся реализовать в полной мере свои способности и занять достойное место в обществе. Но все эти болезни, полагал Дюркгейм, можно излечить неоперативным, мирным путем в рамках самого капиталистического строя. Для достижения указанной цели нужно, чтобы личность не угнеталась, а человек не низводился до уровня машины. Чтобы процветало общество, должна процветать каждая личность. Источником такого универсального процесса может стать дифференциация общества, в основе которой находятся не социальные привилегии, а индивидуальные способности человека. В этом и проявляется равенство, справедливость и свобода — три «кита», на которых должно основываться самое прогрессивное общественное устройство. Современное промышленное общество, по мнению Дюркгейма, вплотную приблизилось к такому состоянию. Поэтому его надо не перестраивать, тем более не разрушать, а совершенствовать. Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явления, особенно в связи с тем, что в западной социологии нет ни одной Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. работы, ни одного учебника, авторы которых не ссылались бы на ставший уже классическим труд французского ученого. Самоубийство рассматривается Дюркгеймом как социальный факт, порождаемый прежде всего социальной средой. Он считал, что самоубийство зависит в основном не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих его поведением. Для анализа самоубийства социолог использовал данные официальной статистики, изучая которые открыл ряд частных закономерностей: летом самоубийства совершаются чаще, чем зимой; среди мужчин самоубийц больше, чем среди женщин; среди протестантов больше, чем среди католиков; среди солдат больше, чем среди гражданского населения; среди одиноких, вдовых, разведенных — больше, чем среди женатых. Дюркгейм составил чрезвычайно подробную классификацию видов самоубийств с детальным анализом каждого из них. Впоследствии методология, идеи и материалы социолога были использованы для исследования отклоняющегося поведения. Подчеркнем, что Дюркгейм дал социологии разработанную систему. Главными ее характеристиками, и это особенно важно, были: а) понимание общества как саморегулирующегося, обладающего структурой и выполняющего определенные функции организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания. Влияние Э. Дюркгейма определялось не только его работами, но и мощной школой социологов, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников и по сей день в активе социологической науки. § 7. Предыстория эмпирической социологии Говоря об этапе становления и развития социологии в XIX — начале XX в., не следует забывать, что, наряду с многочисленными теориями, создавались предпосылки для возникновения эмпирических исследований. Не нужно думать, что первые из них начали проводиться лишь в XX в. Эмпирические исследования имеют богатую предысторию1, некоторые штрихи которой мы покажем. ' Подробнее см: Зборовский ГЕ История социологии: классический этап. Екатеринбург, 2001; Зборовский Г.Е, Шуклина ЕА Прикладная социология. М., 2004. Раздел I Введение в социологию
Так, эмпирическая социология не могла развиваться без социальной статистики. Ее фундамент был заложен в XIX в. франко-бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796—1874), открывшим ряд статистических закономерностей общественной жизни. Изучая устойчивые числовые корреляции между видами преступлений и социально-демографическими характеристиками преступников (их полом, возрастом, происхождением, местом проживания), Кетле приходит к выводу, что преступность (в ее количественно-статистическом выражении) присуща общесгву с такой же необходимостью, с какой действуют законы природы. А. Кетле исследует средние физические свойства человека, постоянные нормы браков по различным возрастным группам, постоянный средний процент самоубийств и преступности и на основе полученных данных формулирует среднестатистические закономерности. Человек интересует Кетле не как конкретная личность, а в качестве элемента статистического ряда. Отсюда возникает идея «среднего человека» как показателя определенных качеств той или иной социальной общности. Немалая роль в становлении эмпирической социологии принадлежит английскому исследователю и предпринимателю-судовладельцу Чарльзу Буту (1840—1916). На основе детального изучения жизни горожан, структуры занятости, семейных бюджетов, условий труда (выполнявшегося частично методом включенного наблюдения — с участием исследователя в наблюдаемых процессах и событиях) Бут написал вначале трехтомное, а затем семнадцатитомное сочинение «Жизнь и труд людей в Лондоне». Анализируя дифференциацию классов (низший, средний, высший), Бут в качестве критериев рассматривает количество комнат, занимаемых семьей, и число нанятых слуг. В результате «классовая структура» Лондона времен Бута (1880-е гг.) выглядела следующим образом. К низшему классу относилось 54% населения (те, кто не имели слуг и жили в комнате, где находилось более одного человека), к среднему — 30% (один слуга приходился на 4 человека и на каждого — от одной до четырех комнат), к высшему — 16% (все остальные). Исследования Ч. Бута не только имели большой резонанс, но и послужили своеобразным стимулом для принятия законодательных актов об улучшении положения бедняков, в частности, о выплате пособий по безработице, о минимуме зарплаты, о пенсионном обеспечении. Эта практическая сторона эмпирического изучения населения оказалась впоследствии крайне важной особенностью прикладных социологических исследований. Наконец, следует назвать еще одно социологическое исследование эмпирического характера, проведенное в Германии в начале XX в. Адольфом Левенштайном на тему «Рабочий вопрос». Среди шахтеров, Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 49 металлургов, текстильщиков были распространены 8000 анкет (из них возвратилось 63%), состоящих из пяти блоков вопросов: 1) «паспор-тичка» (социально-демографические данные об опрашиваемом); 2) отношение к работе; 3) мысли во время работы; 4) надежды, связанные с работой; 5) проведение свободного времени. К сожалению, исследование оказалось неудачным из-за трудности обработки первичной социологической информации: 26 вопросов анкеты были открытыми, т.е. не содержали предлагаемых вариантов ответов. Все же следует отметить эту одну из первых попыток широкомасштабного эмпирического исследования. В XIX — начале XX в. эмпирические исследования были разрозненными и не опирались на разработанную методологию и методику их подготовки и проведения. Существовавшие в то время социологические теории не способствовали проведению таких изысканий, поскольку имели характер глобальных историко-эволюционных схем, проверить которые на микроуровне оказывалось принципиально невозможно. § 8. Русская социологическая мысль Завершая главу о первом, классическом, этапе становления и развития социологической науки, охватившем середину, вторую половину XIX и начало XX в., необходимо коротко сказать о русской социологической мысли. В тот период она не дала миру ученых такого масштаба, как, скажем, Э. Дюркгейм или М. Вебер. Но свой вклад в развитие науки русские социологи внесли, причем вклад достойный. Он еще не очень хорошо щучен и плохо известен и нам, и Западу. Но можно с уверенностью сказать, что в России было несколько течений и направлений социологии, которые, взаимодействуя с западноевропейской наукой, сумели отличиться «лица необщим выраженьем». В российской социологии отражались взгляды различных классовых и идейно-политических сил — от революционно-демократических до консервативных. При этом нужно отличать мыслителей, в мировоззрении которых социологические идеи существовали наряду с иными, от стремившихся работать в области социологии профессионально. Здесь речь идет лишь о последних. Одно из основных течений русской социологической мысли (как и на Западе) — позитивизм. Его наиболее крупным представителем был Максим Ковалевский (1851—1916), чьи взгляды складывались под непосредственным воздействием идей О. Конта и Г. Спенсера (с последним он был лично знаком). Кстати, Ковалевский близко знал Раздел 1 Введение в социологию
К. Маркса и Ф. Энгельса, но не воспринял их идеи, оказавшись под влиянием социологического позитивизма. М. Ковалевский считал основным методом социологии сравнительно-исторический, используя который наука должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Ученого волновали вопросы социального прогресса, сущность которого он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению Ковалевского, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Делая акцент на солидарности, русский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса — чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным «искусственным перерывом». Если правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Исследователи социологического наследия Ковалевского отмечают, что для него был характерен подход к общественным процессам и проблемам с абстрактно-гуманистических позиций. Религиозно-консервативное течение в русской социологии представляет Николай Данилевский (1822—1885). Ему принадлежит теория культурно-исторических типов, носивших обособленный, локальный характер. Каждый из десяти описанных Данилевским типов проходит стадии, характерные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление и гибель. История общества — это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. В своих идеях славянофильства Данилевский доходил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения «славянского» типа. Не случайно либеральная социологическая критика в России (Н. Михайловский, Н. Кареев) увидела в учении Данилевского отход от гуманистических традиций русской общественной мысли и культуры. В конце XIX — начале XX в. в России возникло влиятельное психологическое направление (Н. Кареев, Л. Петражицкий, Е. Де-Робер-ти). Его представители признавали в качестве реально существующих лишь психические процессы, социальные же явления рассматривали только как их внешние проекции (по выражению Петражицкого, «эмоциональные фантазмы»). Предмет социологии сводился к анализу психического взаимодействия между индивидами. Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 51 Особо следует сказать об идеях и воззрениях Николая Михайловского (1842—1904), крупнейшего русского социолога второй половины XIX в. Его считают одним из основателей субъективной социологии. «Фокус» концепции Михайловского — индивид, личность, человек. Мерило прогресса общества — развитие личности. Источником этого процесса может стать преодоление отчуждения личности от общества, ее отказ от роли простого придатка. Но субъективизм социологии Михайловского, конечно, не в этом. Правильнее сказать, что трактовка личности есть одно из следствий его подхода к пониманию социальных процессов. Главное же в субъективизме — недооценка закономерностей общественного развития и тесно связанное с ней признание некоего социального идеала общества, являющегося результатом его конструирования личностью. По Михайловскому, социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов и явлений, а с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности. В идейно-политическом плане Михайловский, будучи теоретиком народничества, выражал прогрессивные взгляды русской буржуазной демократии. Подведем итог. В рамках этапа зарождения и становления социологическая наука проделала значительную эволюцию: от достаточно простых позитивистских построений О. Конта к сложным теориям М. Вебера и Э. Дюркгейма. Различные формы социологического редукционизма (механического, физического, биологического, психологического), упрощавшие суть социологического подхода к общественным процессам и явлениям, постепенно уступали место общей социологической теории и новым способам их анализа. Развитие социологии в XIX — начале XX в. показало и наличие своего рода сквозных проблем, характерных для основных направлений и школ, творчества ведущих ученых. Такими сходными, а подчас едиными оказались проблемы общества, социальной общности (группы), личности. Разумеется, способы анализа и решения социальных, «общностных» и личностных проблем были весьма дифференцированны. Но важно отметить другое: социология постепенно, сначала как бы на ощупь, затем все более уверенно ставила для себя эти вопросы как центральные. Свою «стержневую» содержательную роль они, как мы увидим, будут выполнять и в дальнейшем. Потребности общественного развития выдвигали новые сложные задачи. Одна из них состояла в дальнейшем развитии социологической теории. Другая, крайне важная, — в проведении конкретных исследований и обобщении полученных материалов на более высоком теоретическом уровне. Социология вступает в новый, современный этап развития. Раздел I Введение в социологию
Вопросы и задания 1. Каковы социальные и теоретические предпосылки возникновения соцжшнип 2. Почему О. Копта можно назван, родоначальником социологии? В чем ею вклад 3. Какие идеи Г. Спенсера обогатили социологическую пауку? 4 Что такое натурализм? Почему социоло) ию в юрой половины XIX в можно охарактеризовать как натуралистическую? 5. Какова роль К. Маркса в развитии социологии? 6. В чем особенности психологического направления в социологии? 7. Что даег основания рассматривать социологические теории Ф. Тенниса, Г. Зим- 8. Проанализируйте социологическое торчество Ф. Тенниса. В чем ею особеннос 9. Охарактеризуйте значение для социологической науки идей Г. Зимме/ш.
10. Почему М. Вебера считают одним из крупнейших социологов всех времен и на 11. Каково значение социологического творчества Э. Дюркгейма? Почему идеи 12. Каковы причины возникновения эмпирического направления в социологии? 13. Охарактеризуйте этапы становления русской социологической мысли в XIX — Литература Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999. Голосенка И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М, 1995. Гофман А.Б. Семь лекций но истории социологии. М., 1995. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. М, 2004. 4.1. История социологии / Под ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. Раздел 1. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1999. Гл. 1-9. Култьиин В П. Классическая социология. М., 2000. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.; Воронеж, 1996. Глава 3
|