Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кейнсианская функция потребления. Сущность потреблениякак стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях
Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Потребительский выбор на макроуровне заключается в том, что потребители выбирают, какую часть дохода им потратить сегодня (собственно потребление - С), а какую отложить на будущее, т.е. сберечь. Сбережения (S) превращаются во вложения, в производственный капитал, т.е. являются основой для инвестиций (I). Решения потребителей, сколько потратить, а сколько отложить в качестве сбережений, влияют на темпы роста экономики, а в долгосрочной перспективе и на размер экономики, поэтому потребители являются одной из движущих ее сил. При рассмотрении потребления (С) как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача меж временного выбора потребителей. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения — это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y =С+S где Y — располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов). Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне предстает как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения. В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей, т.е. определяют функции потребления и сбережений. Экономисты- классики полагали, что потребители, намереваясь делать сбережения, не станут их сохранять у себя в форме денег, если можно использовать сбережения таким образом, чтобы они приносили процент (путем банковских вкладов, покупки акций или облигаций). Чем выше реальная ставка процента, тем больше у людей стимулов для сбережений, и, напротив, при снижении этой ставки у людей уменьшается заинтересованность в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки. Поскольку потребление и сбережения в сумме составляют располагаемый доход, потребление при росте реальной процентной ставки будет уменьшаться, а при ее снижении увеличиваться. Иными словами, потребление с точки зрения классиков является убывающей функцией от реальной ставки процента. Дж.М.Кейнс напротив, утверждал, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная процентная ставка не играет определяющей роли, поскольку нынешнее потребление для людей всегда предпочтительнее, чем потребление в отдаленном будущем. Кейнс выдвинул гипотезу о том, что главным фактором, определяющим уровень потребления, является текущий доход домохозяйств и его изменения. На основании детального изучения опыта хозяйственной деятельности Дж.М.Кейнс пришел к выводу, что часть ресурсов население не растрачивает, а сберегает. В результате он обосновал и определил основной психологический закон, состоящий в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Были также выявлены два новых понятия, характеризующие траты и сбережения людей: предельная склонность к потреблению (MРC — marginal propensity to consume), которая определяется как Соотношение между изменением потребления и вызывающим его изменением дохода: МРС = ; где МРС – предельная склонность к потреблению; Δ С – прирост потребительских расходов; Δ Yd – прирост располагаемого дохода. К примеру, если каждый месяц человек, имеющий доход в 1000 руб. увеличивает его на 100 руб., то из каждых дополнительных 100 руб. все относительно меньшая доля потребляется, а относительно большая — сберегается. Так, в феврале, получив дополнительно 100 руб., человек 90 руб. дополнительно потратил на потребление, а дополнительные 10 руб. — отложил в виде сбережений. В марте, получив вновь дополнительно увеличившийся доход 1200 руб., из дополнительных 100 руб. он уже только 80 тратит, а 20 руб. откладывает и т.д. В результате общие расходы на потребление увеличиваются, но не такими темпами, как растет доход. С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление, и сбережения, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет. Цифры в этом примере условные. На практике предельная склонность к потреблению не изменяется ежемесячно столь стремительно и нередко остается одной и той же величиной на протяжении длительного периода времени. Итак, согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей:
Предельная склонность к сбережению (MPS —marginal propensity to save) - доля сбережений в любом изменении чистого дохода, определяется как отношение изменения прироста величины сбережений в изменении дохода (изменение объема сбережений, деленное на изменение дохода после уплаты налогов): MPS = ; Где: MPS – предельная склонность к сбережению; Δ S – прирост сбережений; Δ Yd – прирост располагаемого дохода. Соотношение между предельной склонностью к сбережению и предельной склонностью к потреблению следующее - если общий доход возрастает, то часть этого прироста будет направлена на потребление, а другая часть — на сбережение. Итак: С+S=Y, но, тогда МРС+ MPS=1 Предельная склонность к сбережению является дополняющей до единицы величиной по отношению к предельной склонности к потреблению. Макроэкономический подход предполагает построение функций потребления и сбережения на уровне общества. Основной психологический закон находит эмпирическое подтверждение и на макроуровне. Рассмотрим, к примеру, графическую интерпретацию склонности к потреблению. Для чего проанализируем склонность к потреблению (Рис. 4.1): Рис.4.1 Из графика видно, что кейнсианская функция потребления поднимается над осью абсцисс на некоторую величину автономного, не зависящего от дохода потребления (минимальный уровень потребления, необходимый людям, в случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать размер имущества). График склонности к потреблению строится следующим образом: на оси абсцисс откладывается чистый доход (после уплаты налогов)- Y. На оси ординат — совокупные расходы на потребление (АD). Если бы расходы в точности соответствовали доходам, то это отражала бы любая точка, лежащая на прямой, проведенной под углом 45°. Но в действительности такого совпадения не происходит, и только часть доходов расходуется на потребление. Поэтому кривая потребления отклоняется от линии 45° вниз. Место пересечения линии 45° и кривой потребления в точке В, означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение (т.е. расходы превышают доходы — «жизнь в долг»), а справа — сбережение положительное. Например, при доходе в 7 условных ед. ситуация складывается следующим образом: Отрезок E1Eo показывает размеры потребления, а отрезок ЕоЕ2 — размеры сбережения. Равновесие семейных бюджетов наблюдается только в точке В, так как только здесь имеется равенство доходов и расходов. График склонности к сбережению показывает отношение прироста сбережения к приросту дохода. Поскольку сберегаемое есть та часть дохода, которая не потребляется, то графики сбережения и потребления — зеркальное отражение друг друга. Предельная склонность к потреблению (МРС), как отмечалось выше, отражает размер дополнительного потребления, вызванного дополнительным доходом; на графике это выражается в наклоне кривой потребления. Крутой наклон означает высокую МРС, а плавный наклон — низкую МРС. На рис.4.2 виден маленький треугольник, обозначенный пунктирными стрелками, при возрастании дохода от 4 до 5 руб. Этот треугольник наглядно показывает геометрический смысл категории предельной склонности к потреблению. Допустим, при возрастании дохода с 4 до 5 руб. (на один рубль), на дополнительное потребление расходуется 0, 85 руб. Следовательно, МРС будет составлять . Приведем укрупненное изображение МРС (рис.4.2), равной 0, 85, (т.е. маленького треугольника из рис. 4.1) Рис.4.2 При возрастании дохода с 4 до 5 руб. происходит перемещение из точки В, в точку К. МРС есть выражение крутизны наклона линии потребления. Эта крутизна измеряется tg угла α, для чего необходимо знать отношение отрезков X1Xo к ХоХ2, или 0, 85 руб. к 1 руб. Если же МРС остается неизменной, то график функции потребления будет представлять собой прямую, а не выпуклую линию Анализ предельных величин уже знаком нам по разделу микроэкономики, связанному с исследованием предельного дохода, предельных издержек и т.п. Так, например, предельные издержки показывают кривизну (наклон) линии валовых издержек предельный доход показывает наклон линии валового дохода и т.д. Возвращаясь к графику потребления, можно видеть, что чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно.наоборот, чем меньше склонность к потреблению, тем далее линия потребления от линии 45°. Поскольку график склонности к сбережению есть зеркальное отражение графика склонности к потреблению, кривая потребления будет выпуклой, а кривая сбережений — вогнутой линией. Теория Кейнса была проверена на основании статистических данных. Исследователи пришли к выводу, что данная теория применима для краткосрочного периода.
|