Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы. Термин возник в XIII-XV веках в торговых го­родах Италии и сначала обозначал любой денежный пла­теж






Термин возник в XIII-XV веках в торговых го­родах Италии и сначала обозначал любой денежный пла­теж. В дальнейшем термин получил международное рас­пространение и стал употребляться как понятие, связан­ное с системой денежных отношений между населением и государством.

Финансы — это совокупность организован­ных государством денежных отношений, в процессе ко­торых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осу­ществления экономических, социальных и политических задач. То есть, денежный отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

От финансов надо отличать категорию «финансовые ресурсы». Фи­нансовые ресурсы представляют собой совокупность де­нежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц.

Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы — экономическая и историческая кате­гория. Сущность финансов как экономической категории наиболее полно отражается в их базовых функциях: ак­кумулирующая, распределительная, контрольная.

1) Аккумулирующая (или накопительная) функция фи­нансов. Это, например, формирование финансовых средств Международного валютного фонда (мировой уровень), формирование доходной части бюджета (государственный уровень), формирование выручки (уровень хозяйствую­щего субъекта).

2) Распределительная функция. Распределительная функция финансов заключается в обес­печении субъектов хозяйствования необходимыми финансовы­ми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государ­ственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат.

К примеру, исполнение расходной части бюджета (государственный уровень), распределение при­были (уровень хозяйствующего субъекта) – это практическая реализация данной функции.

3) Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и ка­чественными параметрами процессов как мобилизации, так и использования финансовых ресурсов. Финансы, связанные с движением стоимости общественно­го продукта, выраженного в денежной форме, обладают свой­ством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото­бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать склады­вающиеся в обществе экономические пропорции.

Например, на уровне отдельного предприятия можно оценить эффективность его инвестиционной деятельно­сти.

4) Стимулирующая функция финансов проявляется в следу­ющем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафа­ми, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью нало­гов, льгот, санкций государство может стимулировать техни­ческий прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Финансовая система общества — это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финан­совым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фон­дов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующе­го использования финансовых ресурсов в целях удовлет­ворения соответствующих потребностей общества в целом.

В современном понимании финансовая система имеет различные варианты классификации. Например выделяют следующие элементы финансовой системы:

1. Совокупность бюджетов и фондов, куда входят

• Бюджеты

• Внебюджетные фонды

• Валютные резервы государства

•Финансовыефонды предприятий и организаций)

2. Совокупность регулирующих органов:

• Министерство финансов

• Прочие финансовые инстанции

3. Совокупность нормативных положений:

• Конституция страны

• Законы и нормативные акты по вопросам о финансах.

Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: система взаимодействия финансовых ресур­сов трех субъектов экономики - домашних хозяйств (т.е. на­селения), фирм и государства.

Финансовая система России представляет собой че­тырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев: общегосударственные финансы, территориаль­ные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финан­сы граждан.

Задачей общегосударственных финансов является кон­центрация финансовых ресурсов в распоряжении государ­ства и направление их на финансирование общегосудар­ственных нужд.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию, на­ходящемуся на самоуправлении.

Главную роль в финансовой системе государства иг­рают финансы хозяйствующего субъекта. Это обуслов­лено тем, что источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются глав­ным образом в хозяйствующем субъекте: объем финан­совых ресурсов хозяйствующего субъекта значительно превышает величину денежных средств граждан.

Задачей финансов граждан (семейные финансы) явля­ется формирование доходов, использование их на текущие расходы, на приобретение имущества, а также распреде­ление их таким образом, чтобы сохранить их от инфляции.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и ис­пользуются фонды денежных средств.

Финансы и финансовая система проявляют свои дей­ствия на финансовом рынке. Товары, обращающиеся на финансовом рынке, — это финансовые активы. К ним от­носятся деньги (как рубли, так и валюта), депозиты, цен­ные бумаги разных видов, ссудный капитал, драгоценные металлы и драгоценные камни, объекты недвижимости.

Финансовый рынок — сфера реализации финансовых активов и экономических отношений между инвесторами-продавцами и инвесторами-покупателями этих активов.

Финансовый рынок — категория историческая, появи­лась с появлением финансов и в условиях развития то­варно-денежных отношений превратилась в особую сфе­ру экономических отношений.

Финансовый рынок — экономическая категория, ко­торая выражает экономические отношения по поводу ре­ализации стоимости и потребительской стоимости.

Финансовые активы по сравнению с товарами народ­ного потребления и услугами обладают большой ликвид­ностью. Их можно купить и сразу же продать. Это созда­ет хорошие условия для игры на финансовом рынке. В стране существует финансовое право Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возни­кают в процессе образования, распределения и использо­вания денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития.

Главным звеном финансовой системы яв­ляется государственный бюджет. По сути, он представля­ет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию бюд­жет - централизованный фонд денежных средств.

В условиях федерального устройства государства бюджет выступает как иерархическая совокупность нескольких фи­нансовых фондов. Например, в условиях федеративного уст­ройства России понятие «консолидированный бюджет» отражает сумму федерального, регионального и местных бюд­жетов.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утвержда­ется главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процес­са — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы* и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики цен­трализованного фонда финансовых ресурсов государства.

Основные функции государственного бюджета:

· перераспределение национального дохода;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· стимулирование научно-технического прогресса;

· финансовое обеспечение социальной политики;

· контроль за образованием и использованием централизован­ного фонда денежных средств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал