Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные задачи для проверки умений и навыков






Предлагаемый набор учебных задач подготовлен в общем контексте разработанного курса и в соответствии с целями и содержанием занятий. Умение решать психологические задачи свидетельствует о том, что обучаемый достаточно полно и всесторонне освоил деятельность, его действия обладают высокой степенью сознательности. Задачи можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы.

 

Психология общения

1. Какое из определений с наибольшей точностью и полнотой отражает сущность социально-психологического явления, составляющего научное содержание данного понятия?

– «Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. заведений: в 3 кн. - Кн. 1.);

– «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.);

– «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского);

– «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» (Философский энциклопедический словарь);

– «Общение – взаимодействия между людьми, главным образом, непосредственные» (Современный философский словарь);

– «Общение – взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью» (В.М. Шепель. Настольная книга бизнесмена и менеджера);

– «Сам термин " общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии... не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину " коммуникация"... и потому содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» (Г.М. Андреева. Социальная психология).

 

2. Общение это или нет:

- 12 бурлаков молча тянут баржу;

- мать баюкает младенца;

- человек смотрит но телевизору балет;

- лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли - сказать трудно.

 

3. Одно из этих утверждений истинное, а другое - ложное. Как вы определите, какое из них истинное, а какое - нет? Или оба истинные? О каком социально-психологическом явлении говорят эти конкурирующие пословицы? Приведите свои примеры.

«Стерпится – слюбится» и «Насильно мил не будешь»;

«Под лежачий камень вода не течет» и «Вода камень точит»;

«Поспешишь – людей насмешишь» и «Промедление смерти подобно»;

«Не зная броду, не суйся в воду» и «Волков бояться – в лес не ходить»;

«Слезами горю не поможешь» и «Горе в слезах выплачешь».

 

4. Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.

- Елена собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела строгий костюм s тонкую полоску, темные туфли, сложила папки с документами в отцовский портфель и отправилась на собеседование;

- После семейной ссоры Андрей нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.

- Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.

- Людмила оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого мужчины.

 

5. Попытайтесь правильно и точно оценить внутреннее состояние персонажей через внешние проявления:

– «...однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку» (И.А. Бунин. На даче);

– «Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого» (И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок);

– «Я искренне стремлюсь к диалогу с учениками, стараюсь всегда учитывать их мнение...» - говорил наш директор, потрясая указательным пальцем, а то и кулаком над своими слушателями (история из школьной жизни);

– «Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял свою позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаги, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш» (Л.Толстой. Воскресение);

– «Ресницы один только раз подняла -

и робко и нежно зарделась, со мной

Нечаянно встретясь глазами...» (А. Теннисон. Мод).

– «Анна, думавшая, что она так хорошо знает своего мужа, была поражена его видом, когда он вошел к ней. Лоб его был нахмурен, и глаза мрачно смотрели вперед себя, избегая ее взгляда; рот был твердо и презрительно сжат. В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость, каких жена не видала в нем. Он вошел в комнату и, не поздоровавшись с нею, прямо направился к ее письменному столу и, взяв ключи, отворил ящик.

– Что Вам нужно? - вскрикнула она.

– Письма Вашего любовника, - сказал он».

(JI.H. Толстой. Анна Каренина).

 

6. Оцените и проанализируйте тип взаимоотношений:

1) «Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью!» (А. Сент-Экзюпери. Маленький принц);

2) «Я - есмь. Ты - будешь. Между нами - бездна.

Я пью. Ты жаждешь. Сговориться - тщетно.

Нас десять лет, нас сто тысячелетий

Разъединяют. - Бог мостов не строит.

Будь! - это заповедь моя. Дай - мимо

Пройти, дыханьем не нарушив роста.

Я - есмь. Ты - будешь. Через десять весен

Ты скажешь: - есмь! А я скажу: - когда-то...» (М. Цветаева)

3) (Пример воспитательных разногласий, основанных на разном качестве материнской и отцовской любви):

«Балу правильно сказал однажды Багире, после того, как Маугли, получив шлепок, рассердился и убежал:

– Детеныш человека есть детеныш человека, и ему надо знать все законы джунглей.

– Но подумай, какой он маленький, – возразила Багира, которая избаловала бы Маугли, если бы ей дали волю. - Разве может такая маленькая головка вместить все твои речи?

– А разве в джунглях довольно быть маленьким, чтобы тебя не убили? Нет! Поэтому я и учу его всем законам, потому и бью его, совсем легонько, когда он забывает урок.

– «Легонько»! Что ты понимаешь в этом, Железная лапа? – проворчала Багира. – Сегодня у него все лицо в синяках от твоего «легонько»! Уф!

– Лучше ему быть в синяках с ног до головы, чем погибнуть из-за своего невежества, – очень серьезно отвечал ей Балу» (Р. Киплинг. Маугли).

Приведите другие примеры стереотипов гендерных форм повдения.

7. Проинтерпретируйте высказывания, представленные ниже. О каких социально-психологических феноменах общения идет речь?

«Нельзя понять другого человека, если ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах» (древняя индийская пословица).

«Не приближайся ко мне, не отдаляйся от меня. Встань там, откуда меня лучше видно» (Т. Кисока).

«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и ТЫ» (Л. Фейербах).

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – смысл этого старинного утверждения вполне ясен и неоспорим. Но столь же справедливо: «Скажи мне, кто твой враг, и я скажу, каков ты». Все не признаваемое в себе – приписывается Другому. Если хотите узнать точную Нижнюю Границу человека, послушайте, что он говорит о своем злейшем враге. Точная Верхняя Граница совпадает с описанием друга. (В. Леви).

Психология малой группы

1. Сравните два суждения: 1) руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат в коллективе и эффективная совместная деятельность членов коллектива, и 2) руководитель должен пользоваться авторитетом у подчиненных, и только тогда в коллективе будет нормальный психологический климат и эффективная совместная деятельность членов коллектива.

Какое из двух суждений вам представляется психологически более верным? Или они оба равноценны? В чем разница между понятиями «авторитет власти» и «власть авторитета»?

 

2. Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если известно, что:

а) они почти не знают друг друга;

б) их всех знает человек, который не входит в эту группу;

в) члены группы никогда не собираются вместе.

 

3. Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если известно, что:

а) эти люди хорошо знают друг друга;

б) часто бывают вместе;

в) у них есть руководитель, назначенный в эту группу.

 

4. В каких из нижеперечисленных примеров представлена группа, а в каких нет:

- два человека ремонтируют диван;

- -триста болельщиков наблюдают за школьным баскетбольным матчем;

- пять женщин убирают мусор на улице;

- мать помогает делать уроки двум дочерям;

- десять человек на остановке ждут автобус.

 

5. Прочитайте словесные портреты лидеров и определите тип лидерства:

- Т.В. Петрова была назначена директором школы. Приступив к работе, она столкнулась с проблемой текучести кадров. Школьный бюджет был ограничен, и учителя уходили на более оплачиваемую работу. Т.В. направила свои усилия на то, чтобы укрепить моральный дух коллектива, не скупилась на поощрения учителей, старалась как можно чаще устраивать дружеские собрания;

- Елена, молодая женщина, вместе с тремя подругами снимает квартиру в большом городе. Вскоре она заметила, что ее подруги уклоняется от оплаты коммунальных услуг. Чтобы положить этому конец, она заводит строгий учет пользования услугами и ежемесячно сама выписывает счета каждой из трех девушек;

- М.И. Иванов был назначен директором Центра детского творчества и пообещал, что непременно выправит тяжелое финансовое положение Центра. Он ввел в практику еженедельные собрания сотрудников, на которых обсуждалось, какие меры необходимо для этого предпринять. Он уволил пятерых педагогов, которые не смогли набрать достаточного количества воспитанников в свои группы. Нагрузка оставшихся педагогов при этом значительно возросла;

- «Приближались каникулы. Всегда строгий учитель стал теперь еще строже и требовательнее; ему хотелось, чтобы его школа отличилась на экзаменах. Розга и линейка никогда не лежали без дела, по крайней мере, в младших классах. С приближением великого дня все тиранство, какое таилось в мистере Доббинсе, вышло наружу; ему как будто доставляло злорадное удовольствие наказывать за малейший проступок. Из-за этого самые маленькие мальчики проводили целые дни в страхе и трепете, а по ночам не спали и думали, как бы ему отомстить» (М. Твен. Приключения Тома Сойера).

Социальная психология личности

1. В литературе описано много примеров изменения поведения людей при достижении более высокой социальной ступени (рассказ А.П. Чехова «Анна на шее», роман О. де Бальзака «Отец Горио», роман С.Цвейга «Кристина», М. Твена «Принц и нищий» и др.). Приведите собственные примеры на эту тему из области литературы, искусства, повседневной жизни. Меняется ли стиль социального и межличностного взаимодействия героев? Эти изменения есть проявление обогащения или обеднения отдельной личности?

 

2. Составьте психологический портрет персонажа:

1) (Горожанина Хрюкина укусила чужая собака):

«– И спрашивать тут долго нечего, – говорит Очумелов. – Она бродячая! Нечего тут долго и разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало бьггь и бродячая... Истребить, вот и все.

– Это не наша, – продолжает Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

– Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? - Спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления...- А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь?... Сердится шельма... Цуцик этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным» (А.П. Чехов. Хамелеон);

2) «Был у царя генерал. Он сведения собирал.

Спрячет рожу в бороду - и шасть по городу.

Вынюхивает, собака, думающих инако.

Подслушивает разговорчики - а вдруг в стране заговорщики?

Где чаво услышит - в книжечку запишет.

А в семь в аккурат - к царю на доклад».

(Л.А. Филатов. Про Федота-стрельца, молодого удальца).

Психология конфликта

1. Проанализируйте отрывки из художественных произведений по следующей схеме:

а) возникновение объективной конфликтной ситуации;

б) осознание конфликта;

в) конфликтные действия;

г) вид психологической защиты;

д) разрешение конфликта.

1) «Раковый корпус носил номер 13...

– Но ведь у меня не рак, доктор? – с надеждой спрашивал Павел Николаевич, слегка потрагивая свою злую опухоль, растущую почти по дням. – Да нет же, нет, конечно, – в десятый раз успокаивала его доктор...

(В палате) стоял коренастый широкоплечий больной... Тот пропустил Павла Николаевича и повернулся вослед.

– Слышь, браток, у тебя рак – чего?

(Павел Николаевич) поднял глаза и сказал с достоинством:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал