Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буржуазные реформы второй половины 19 века: роль в развитии российской государственности






Буржуазный тип гос-ва - это гос-во для всех, все получают гражданские права и все платят налоги (раньше феодалы налоги не платили. При буржуазии чем больше имущества, тем больше налоги, и тем больше этот члк имеет политических прав). Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высшую власть представлял Император(сначала Александр 2, затем Александр 3), госсовет - высший законосовещательный орган (5 департаментов и комитеты), сенат - высший орган суда и надзора (состоял из департаментов и общего присутствия.

Начало преобразованиям положила крестьянская реформа 1861 года, главным достижением которой явилась отмена крепостного права.

Составной частью начавшихся преобразований стали реформы местного самоуправления. Земская и городская реформа частично реанимировали самоуправление и преобразовали его.

Реформы связаны с теми преобразованиями, которые провел Александр 2. Отмена крепостного права в 1861, вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ - в области местного управления, суда (появляются различные суд.институты – адвокаты, присяжные, досудебное следствие), образования, финансов, в военном деле.

Александр II провёл две серьёзные реформы местного управления: Земская 1864 г. и Городская 1870 г. Земская Реформа 1864 г. вводилась на местах " для обеспечения земских польз и нужд" и предусматривала создание выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собраний, избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензовым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и обладали распорядительными и директивными функциями. Постоянными исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости от размера территории, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов входило практически всё руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная промышленность, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Бюджет за счет налогов, имущества, торговли. Отчет об использовании денег публиковался. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях. 1870 проводится государственная реформа " Городское положение", где через систему выборов (высшие налогоплательщики, средние, остальные) выбирается городская дума (управа, председатель) с полномочиями и компетенцией как Земства. Система просуществовала до 1918 года.

Судебная реформа 1864 - суд становится всеобщий, состязательный, открытый, гласный. Пытки отменяются, телесные наказания - снижение. В волости создается мировой суд (судья выбирался и решал мелкие дела). Сенат - высшая судебная инстанция. Создаются адвокатура и прокуратура, трибунал - специальный суд. Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура. На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена военно-судебная реформа.

Вывод Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими.

Проведенные реформы привели к следующим изменениям сохранившимся до нашего времени:

- институты: суды присяжных, следователи, адвокаты;

- военная система: всеобщая воинская повинность, альтернативная служба, образовательный ценз, система военных округов.

- министерства, Гос.совет – законно – совещательный орган (составление законов)

Разрабатывался проект Конституции, но после смерти Александра II, и прихода Александра III продолжилась консервативная политика, в виде маятникового процесса, делиберализация государства. Не было создано органа нет опыта парламента, поэтому в 20 веке не было эффективной работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал