![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное страхование: мировой опыт и специфика России.
Мировой опыт соц страх-я: надежный метод его финансового обеспечения в рыночных условиях -трехканалъное формир-е фондов. Оправдал себя механизм, когда большая часть нагрузки -на работодателя (40-60 %), а меньшая -между работниками (10-30%) и гос-м (20-40 %), к-рое призвано заботиться об уязвимых слоях населения. Взносы трех соц субъектов выражают идею их совместной ответ-сти за соц риски, к-рая материализуется через страховое участие. +работодатели должны освобождаться от налогового гнета, что станет стимулом для их социально ориентированной деятельности. Страховые взносы работодателей и застрахованных - основной источник, обесп-щий выплату компенсаций за утрату дохода наемными работниками, а средства гос-го бюджета (средства всех налогоплательщиков) - для выплат всеобщего характера и обеспечения миним-го уровня страховых пособий, если для этого недостаточно поступающих страховых взносов первых двух субъектов страхования. Основание для размеров страховых взносов по обязательным видам соц страх-я - уровень компенсации утраченного заработка, ограниченный нижним и верхним пределами. Страховые взносы - это соц платежи, к-рые не явл-ся налогами, не подлежат обезличиванию в гос-м и рег-х бюджетах, формируются на конкретные цели защиты от определенных соц рисков (безработицы, болезни, старости, несчастного случая на производстве) и фактически являются формой зараб.платы для трудящихся при наступлении таких рисков. Закрепление такого смысла соц страхования в форме законодательных актов позволяет повысить заинтересованность основных соц субъектов (работодателей и работников) в формировании фондов соц страхования, способствует их «прозрачности», обеспечивает возможности организационной самоуправляемости. И, напротив, обезличивание финансовых источников фондов соц страхования, их формирование из гос-го бюджета (налоговый подход формирования фондов) приводит к деформации самой природы соц страхования, делает трудоспособное население иждивенцами, а государство превращает в «попечителя» и «благодетеля», а у гос-ва -соблазн использования средств соц назначения на другие цели. В Р. -переход от гос-го соц обеспечения к смешанной системе страхования от соц рисков. Формир-е рыночной экономики в условиях кризиса гос бюджетной системы соц обеспечения и здрав-я в Р потребовало сохранения пенсий, пособий и других гарантий соц обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. +возникновение рынка труда и безработицы - основание для создания системы соц защиты от безработицы. Появление системы соц страхования в России связано с принятием новых законов " О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1990 г.), " О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.), " О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.), а также Указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах и Постановлений Правительства РФ о гос внебюджетных соц фондах, утвердившие новые положения о них. Новый пенс закон утвердил единую фед пенс систему, включающую виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда. З-н " О занятости населения в РФ" определил гос гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан З-н " О мед страховании граждан в РФ" обеспечивает констит. право граждан Р на мед помощь и направлен на повышение ответственности граждан, гос-ва и работодателей в области охраны здоровья. введено добровольное мед страхование (с 1991 г.) и обязательное мед страхование (с 1993 г.) в Р. -ориентирован на переход от гос бюджетной модели к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения. Обязат мед страхование в Р-часть гос соц страхования, реализуется посредством программ обязат мед страхования (базовой и регион-х).
|