![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные идеи философии Просвещения XVII в. Материализм и атеизм во французском Просвещении.
Философия XVIII века - это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век. Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Наследуя традиции мыслителей прошлого Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Т.Гоббса и других, отвечая на вызов своего времени, просветители важнейшим условием достижения " царства разума" считали распространение знаний. Основные идеи философии Просвещения XVIII в.: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо. Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) - философ, писатель. - страстно выступал против религии, особенно католицизма; - считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; - видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; - в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; - выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, идеал государства - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (Екатерина 2) и давал практические рекомендации по обустройству государства. Руссо уделял внимание социально-политической философии. - видел в Боге мировую волю и мировой разум; - материя несотворима и объективно существует всегда; - человек состоит из смертного тела и бессмертной души; - человек не в силах до конца познать мир (сущностей, вещей и явлений); Из материалистических взглядов на природу представители Просвещения делали атеистические выводы. Живая и остроумная критика религии и церкви, решительный поход против мракобесия составляют одну из важнейших особенностей французского материализма XVIII в. Церковь была во Франции крупнейшим землевладельцем и представляла собой духовную опору феодализма, она освящала сословное неравенство и деспотизм королевской власти. Необходимо было низвергнуть идеологическую диктатуру церкви.
|