![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности философии эпохи возрождения, ее основные направления и представители.
Для новой философской культуры были характерны: 1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов); 2) пантеизм как главный принцип мировоззрения; 3) антропоцентризм и гуманизм. В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Иерархическое представление о мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, там проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей моралью они обязаны Божественной благодати. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. Поэтому душа имеет превосходство над ним. Чем лучше игнорирует душа запросы тела, тем лучше. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. Направления философии Возрождения: 1) Гуманизм (человечность) - центр - Италия (14-15 века) Основные черты: - Антицерковная и антисхоластическая направленность; - Антропоцентризм; - Слияние философии и литературы; Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла. 2) Неоплатонизм (15-16 века) Основные черты: - Систематизация учений Платона, устранение противоречий и его дальнейшее развитие; - Новая философская система, основанная на идеях Платона; - Новая картина мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей; - Не отрицали божественную природу человека, но в тоже время рассматривали человека как отдельный микрокосм. Представители - Марсилио Фичино. 3) Реформация (преобразование, 16-17 века) Основные черты: - Реформа католицизма; - Демократизация Церкви; - Установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Представители - Мартин Лютер, Эразм Роттердамский. 4)Натурфилософия (16-17 века) Представители - Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно.
|