![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ученик Сократа, считается основателем объективного идеализма.
Основал собственную философскую школу – «Академию», просуществовавшую почти 1000 лет. Произведения Платона: «Пир», «Тимей», «Государство», диалог «Гиппий Больший», монолог «Апология Сократа» и т.д. Главные части философии Платона: Учение о мире идей (онтология Платона); Учение о душе; Учение о государстве. Учение Платона о мире идей Бытие состоит из двух миров: Мира Идей и мира вещей. Мир вещей – привычный нам материальный мир. Он временен и изменчив. Однако у любой вещи есть её сущность или прообраз. Он называет это идеей или эйдосом ( формой). Эти идеи – не мысли! Это идеальные (бестелесные) предметы, модели, суть которых воплощают вещи. Они объективно существуют в особом, вечном мире – Мире (царстве) Идей. В этом царстве идеи образуют строгую иерархию, в которой частные идеи (идеи вещей) подчинены более общим (например, идея яблони – подчинена идее дерева, растения…). Существуют также идеи свойств, отношений, математических объектов. Выше всего находятся эталоны этических принципов – например, «прекрасное», «добро», «справедливость» и т.д.. А во главе всего мира идей находится идея Блага. Мир Идей – вечный, бессмертный, постигаемый только умом (а не органами чувств), противоположен смертному, временному миру вещей. Они соотносятся как истинное и неистинное, первичное и вторичное бытие. Идея вещи всегда предшествует появлению её в материальном мире, и не страдает при её разрушении. Таким образом, подлинный, истинно реальный мир – находится в Царстве Идей. Наш мир – лишь тень его великолепия. В мире вещей мы видим лишь бледные копии идеальных образцов. Для иллюстрации своих идей Платон приводит Миф о пещере Миф о пещере Узникам пещеры, сидящим спиной к выходу и никогда не видевшим белый свет, кажется, будто тени на стене – это подлинные вещи, в то время как это лишь отсветы реальных предметов (Идей), которые проносят мимо входа в пещеру. Учение Платона о душе. Чтобы познать суть этого мира, суть вещей этого мира – необходимо познать царство идей. Это возможно путем припоминания того, что душа до рождения видела в мире идей. Мы способны познать лишь то, что там видели. Миф о колеснице. Душа человека представляется Платону в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Всадник символизирует разумное начало в человеке, белый конь — волевую часть души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Платон уподобляет разумную часть души пастырю стада, волевую или яростную часть души — собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Когда душа человека пребывает в ином мире, она получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины (как бы «заглянуть» в Мир Идей), и чем лучше она управляет колесницей, тем больше божественных истин она сможет созерцать. И тем больше сможет «вспомнить», когда вернется в наш мир. Таким образом, Платон выделяет три начала души: Структура души по Платону: Разумная часть (её добродетель - мудрость); Яростная (пылкая), её добродетель – мужество; Вожделеющая – её добродетель – сдержанность. Платон утверждал, что существует переселение душ. После смерти душа пребывает на небесах, откуда может лицезреть царство идей, а затем снова появляется на земле в другом теле и месте, в соответствии с теми делами (добрыми или злыми), которые творила.
|