![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общенаучные методы познания.
· 2) Общенаучные – методы, используемые во всех науках. 1Эмпирические · (практические) · Наблюдение · Измерение · Описание · Эксперимент · Моделирование Эти методы являются основой получения научных фактов. Эмпирические методы 1. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних свойствах изучаемых объектов. 2. Измерение – метод количественной оценки изучаемого явления. 3. Описание закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью знаковых средств. 4. Эксперимент – прием научного исследования, который предполагает определенное изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых условиях. В отличие от наблюдения, здесь исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса. 5. Моделирование – изучение объекта путем создания его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Применяют для удобства. Выделяют предметное, аналоговое (математическое) и компьютерное моделирование
2Теоретические · Аксиоматический · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Идеализация и др. · (+ все философские методы!) Теоретические методы являются основой построения научной гипотезы и теории. Теоретические методы научного познания: 1. Анализ – метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части (стороны, признаки, свойства) с целью их изучения. 2. Синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления в единое целое. 3. 3. Индукция – метод познания «от частного к общему», когда ход мысли направлен от свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов. 4. 4. Дедукция - основывается на умозаключении от общего к частному. Имеет высокую прогностическую ценность, если исходное положение истинно. 5. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств с одновременным выделением интересующих нас свойств познаваемого объекта. 6. Обобщение – нахождение общих свойств, сходства в исследуемых объектах, свидетельствующих об их принадлежности к одному классу явлений. 7. Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках (метод вероятностный, ненадежный). 8. Исторический метод – это мысленное воспроизведение хода развития объекта во всей неповторимости. 9. Логический метод – мысленное воспроизведение тех моментов процесса развития, которые закономерно обусловлены. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны: логический опирается на знание исторических фактов, а историческое, чтобы обрести смысл, должно опираться на знание логических закономерностей развития. 10. Аксиоматический метод – метод познания, при котором система выводов строится на основе ряда исходных положений, не требующих доказательств (аксиом). Широко применяется в математических науках. 11. Метод восхождения от абстрактного к конкретному – при этом методе сначала находят главное свойство изучаемого объекта, а затем шаг за шагом – новые связи, свойства и так во всей полноте раскрывают сущность изучаемого объекта. 12. Формализация – метод построения абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых объектов и явлений. Сводится к оперированию со знаками, формулами. Шире всего применяется в математике, логике и лингвистике. 13. Идеализация – метод познания путем образования абстрактных объектов, принципиально не существующих действительности.(Примеры: точка, прямая, бесконечность и т.п.). Позволяет выделять исследуемые свойства объектов, представлять их в математической форме
|