![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия истории
История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития. Концепции развития истории: Циклическое развитие (представления древних цивилизаций) 2. Линейное развитие – история имеет начало и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.) 3. Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса) Циклические концепции истории Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и сохранились в представлениях таких религий, как индуизм и буддизм. Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами. Линейные концепции истории Признают наличие у истории внутренней логики, направленности и конечной цели развития. Христианство: история человечества – движение от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога). Ж. Кондорсе: история – движение человеческого общества от несовершенного состояния ко всё более совершенному, осуществляется благодаря развитию человеческого разума, прорывов в познании. Гегель: история – закономерный процесс обретения человеком всё большей и большей свободы. 4. Формационный подход К. Маркса: Общественно-экономическая формация - совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества. К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: Первобытнообщинная; Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая (социалистическая). Переход от одной формации к другой – осуществляется благодаря разрешению противоречий м/у базисом и надстройкой (см. лекцию по марксизму). Конечная цель истории по Марксу, как и у Гегеля – торжество на Земле разума и свободы (соответствует коммунистической формации).
|