Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогическая оценка благополучия развития ребенка второго и третьего годов жизни
АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО. 4 / 2001 Тема номера: Ранний возраст. _______________________________________________________________________
Адрес в интернет: https://www.ise.iip.net/almanah/4/red.htm _______________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДОВ ЖИЗНИ От редакции
Четвертый выпуск альманаха продолжает публикацию материалов исследований сотрудников ИКП РАО, посвященных психолого-педагогической оценке благополучия развития ребенка раннего возраста. Собранные в этом номере статьи обращены к периоду второго и третьего годов жизни. В большинстве случаев именно в это время семья начинает ясно осознавать особенности и трудности психического развития ребенка и впервые обращается к специалистам. Соответственно, для специалистов крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценки, позволяющие определить наличный уровень развития, и его перспективы, создать оптимальную программу коррекционной помощи. Выпуск открывают методические рекомендации Е.А. Стребелевой (Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. М.: Компания) “Петит” 1994) Они раскрывают исходные теоретические позиции автора в подходе к оценке умственного развития ребенка раннего возраста. Даются характеристики умственного развития детей 2-3 лет в норме и при отставании. Представлена серия из 10 методик, направленных на выявление уровня умственного развития ребенка 2-3 лет, по каждой из них определены критерии оценки умственного развития ребенка и приемы количественной обработки собранных диагностических данных. Методические рекомендации рассчитаны на работников медико-педагогических консультаций, психологов и дефектологов дошкольных учреждений. Методику логопедического обследования детей раннего возраста представляет статья Ю.А. Разенковой (перепечатывается их книги " Дети-сироты: консультирование и диагностика развития", выпущенной в 1998 году под редакцией Е.А. Стребелевой). Выделяются основные направления изучения особенностей речевого развития, характеризуются этапы развития речи в раннем возрасте, даются ориентиры для определения соответствия индивидуального развития ребенка возрастным нормам. Подчеркивается необходимость комплексности обследования, опоры на клиническую диагностику, учета особенности дыхательной системы, артикуляционного аппарата, общего звучания речи и голоса, сформированности произвольных движений в мимической мускулатуре. Содержание статьи конкретизируется " Схемой логопедического обследования ребенка 2-3го годов жизни, вариантами заключений логопеда (также перепечатаны из книги “Дети-сироты”). Следующий блок статей, как и в предыдущем номере, посвящен педагогической диагностике нарушения слуха у детей, теперь – второго и третьего годов жизни. В первой статье Э.В. Миронова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко “Педагогическое выявление детей с подозрением на снижение слуха”, авторы (перепечатано из книги “Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха / младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст/ “, Москва, УРАО, 2000) дают надежные и простые педагогические методики, позволяющие вывить детей с подозрением на снижение слуха, не требующие ни аппаратурного оснащения, ни высокой квалификации проверяющего. Подробно описано, как можно проверить слух ребенка 2-3 года жизни, и в том случае, если он уже начал говорить, и если он практически не владеет речью. В последнем случае представлены две методики: одна позволяет обследовать слух ребенка на основе регистрации безусловно-ориентировочных реакций на звук, другая – на основе предварительной выработки условной двигательной реакции на звук. Поскольку при первом же подозрении на снижение слуха необходимо обращаться в сурдологический кабинет по месту жительства, к статье прилагаются адреса сурдологических кабинетов России, представленные Российским научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России. Во второй статье этого блока – “Методика педагогического обследования слуха слабослышащих и глухих детей раннего возраста”, авторы Н.Д. Шматко, Т.В. ПЕЛЫМСКАЯ (перепечатывается из книги “Если малыш не слышит…”, М., Просвещение, 1995) дается методика педагогического обследования слуха слабослышащих и глухих детей, позволяющая выявить степень снижения слуха. Предложенная методика готовит ребенка и к традиционному аудиологическому обследованию – проведению игровой пороговой тональной аудиометрии по условно-рефлекторной методике. Совокупность аудиолого-педагогических данных позволяет правильно оценить состояние слуховой функции неслышащего ребенка, что крайне важно, как для медицинского прогноза, слухопротезирования, так и для адекватного сурдопедагогического воздействия. При подтверждении подозрения на снижение слуха необходимо сразу начинать коррекционную работу, но эффективность ее во многом определяется не только от правильной оценки степени и характера нарушения слуховой функции, но и, в первую очередь от комплексной психолого-педагогической оценки уровня развития ребенка. Мы представляем статью Т.В. Николаевой “Комплексное педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом” (подана в журнал Дефектология) дающую методику такого обследования неслышащего ребенка преддошкольного возраста (3-ий год жизни). В комплект заданий входит изучение социального, познавательного, физического развития, а также предметно-игровой деятельности, состояния речи и слуха. Предлагаемая методика позволяет выявить по всем этим линиям актуальный уровень развития ребенка с нарушенным слухом и зону его ближайшего развития, что чрезвычайно важно для определения содержания коррекционно-педагогической работы с каждым воспитанником. Представляется также, что она может рассматриваться как модель педагогического изучения дошкольников, как с нарушенным слухом разного возраста, так и детей с другими отклонениями в развитии. Завершает выпуск статья Е.И. Морозовой “Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста” (перепечатывается из журнала Дефектология N 4 1997 г). Она освещает подход к оценке эмоционального состояния, адаптационных возможностей ребенка раннего возраста. Представлены материалы экспериментального исследования психологических аспектов адаптации детей раннего возраста к общественным формам воспитания. Изучено как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он при этом испытывает и какие факторы влияют на процесс адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период. Выделяются психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста, определяется, в какой психологической помощи малыш нуждается для преодоления стрессового состояния, вызванного новыми условиями существования. Намечаются коррекционные и организационные пути, способствующие преодолению или снижению адаптационных трудностей у детей при переходе в новые условия.
|