Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статус и модификации феномена общности в социальной психологии
Постановка вопроса. Наряду со ставшей за последние годы традиционной для социальной психологии категории группы правомерно рассмотрение и исследование достаточно близкого по смыслу, но не тождественного ей феномена общности. Социальная психология общности включает в себя более широкий круг явлений, нежели психология группы. Представление о групповой психологии складывается вместе с первыми экспериментальными исследованиями отечественных и зарубежных социальных психологов в 20-е годы нашего века. Оно, несомненно, альтернативно опыту второй половины XIX века. Малая группа как альтернатива понятиям " дух времени" и " психология эпохи". Обращение пионеров отечественной и зарубежной социальной психологии конца XIX века к таким глобальным явлениям, как психология эпохи или дух времени, психология или душа народа, уже в первой четверти нового, XX века могло расцениваться лишь как неизбежная на первых порах творческого поиска дань умозрительности и беллетристике, не имеющей под собой сколько-нибудь серьезных научных оснований. Что можно сказать о духе времени или душе народа, если эти явления бесплотны, если их нельзя увидеть и сделать предметом контролируемого экспериментального исследования? В противовес этому получило развитие исследование ощутимого и зримого поведения индивида в малой группе. Со временем экспериментальные исследования малых групп превратились в центральную ось современной социальной психологии, прежде всего зарубежной, а вслед за ней и отечественной. Не ставя перед собой задачи обзора всего массива накопленных по итогам этих исследований данных и результатов [1]—[5], отметим лишь, что в общей картине социально-психологических явлений, соответствующих более широкому понятию социальной психологии общности, психология малой группы в действительности занимает более скромное место. Гипертрофия феномена малой группы. Очевидная теперь гипертрофия феноменологии малой группы и ее места в структуре социально-психологических проявлений общности может быть объяснена не только удобством микроявлений и микропроцессов для экспериментального подхода в исследовании, но и рядом других обстоятельств. В их числе — доминирование эмпирических традиций и недооценка роли теории в данной науке, повышенный интерес к микросоциальным явлениям и процессам в ущерб глобальным. Последнему в определенной мере способствовало и представление об относительной стабильности целого, т. е. системы социальных ценностей и институтов западного мира, тогда как более актуальной представлялась задача социального контроля за процессом адаптации и включения индивида в эту систему, нежели ее возможных изменений. Природа внимания к психологии макрообщности. Будучи во многом объяснима для традиций зарубежной социальной психологии, эта тенденция концентрации внимания исследователей на феномене малой группы была изначально односторонней применительно к потребностям и перспективам развития отечественной социальной психологии. Главная причина этого — высокий уровень нестабильности социальных институтов (если даже не общества в целом!) применительно по крайней мере к последнему столетию российской истории. Вот почему в центре ставшего традиционным внимания пионеров отечественной социальной психологии оказались прежде всего не те или иные частные, хотя и универсальные социально-психологические механизмы (заражение, подражание, внушение и т. д.), а глобальные социально-психологические явления и процессы, такие как психология социальных движений, психология и " душа" народа, история и судьба России. Эта традиция была по известным причинам прервана в дальнейшем и заменена обращением к исследованию малых групп по образу и подобию опыта зарубежных социальных психологов. Теперь же становятся все более очевидными издержки такой утраты. Ключ к решению большинства проблем сегодняшнего кризиса нашего общества связан не с отдельными недочетами прежней или вновь складывающейся системы, а с глобальными социально-психологическими проблемами перехода от одной системы к другой в масштабах уже не одной страны, а целой совокупности стран, связанных глубокими общими корнями своей истории. Занятая на протяжении последних двух или даже трех десятков лет изучением микроявлений и малых групп, преимущественно трудовых коллективов, отечественная социальная психология оказалась не готовой, как и общество в целом, к ответу на масштабные проблемы, поставленные сегодня ходом радикальных перемен.
|