Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие психологической общности
Определение понятия психологической общности. Общность — это понятие, которое характеризует связь и сопричастность людей друг другу по тому или иному признаку. В качестве последних может выступать, в частности, и сходство, единство элементов, составляющих нечто целое [6], т. е. в данном случае какое-то человеческое сообщество. В отличие от деятельности как процесса активности субъекта общность означает свойства последнего, обусловленные чувством, сознанием и переживанием им той или иной связи с другими участниками совместного действия. Понятие общности неразрывно связано с понятием общения. В своем предельно широком смысле как родовое понятие, означающее принадлежность человека к роду homo sapiens и отличающее человека от животных, это понятие охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом. В этой связи и в этом смысле общность может рассматриваться как предпосылка общения, поскольку для того, чтобы общение имело место, необходимы индивиды, испытывающие потребность в совместной деятельности и общении друг с другом. Многозначность понятия общности. Однако наряду с предельно широким пониманием общности, предполагающим единство лишь общечеловеческих признаков и родовую принадлежность человека, правомерно говорить и о более узком понимании общности, объединяющем различные группы людей в какие-то постоянные или временные формы совместной социально-специфической деятельности [7], [8]. Понятие общности в этом смысле очень близко понятию группы, имеющей общий предмет внимания и переживания. Таковы, несмотря на специфику признаков, самые различные формы группового контакта и деятельности людей: театральная публика и слушатели публичной лекции, многотысячная армия болельщиков на стадионе и случайная толпа на улице. Разумеется, степень общности при этом весьма различна и относительна, а сама общность во многом случайна и неустойчива. Слушатели публичной лекции и театральная публика, которых объединяет относительная общность культурных интересов, могут оказаться более устойчивой общностью, чем армия болельщиков или тем более случайно собравшаяся уличная толпа. Однако состав и театральной публики, и слушателей публичной лекции или концерта не остается неизменным, а постоянно обновляется. Любая из названных выше неустойчивых общностей одновременно и весьма относительна, поскольку за пределами общего интереса к театру, лекции или спортивному состязанию находятся различные вкусы, привязанности и переживания. Театральная публика нередко расходится во мнениях при оценке спектакля. Еще существеннее расхождения между болельщиками на спортивном состязании, которое разделяет их, как правило, на два противоположно настроенных лагеря. В более узком смысле понятие общности обозначает уже не случайную совокупность общающихся индивидов, а группы людей, объединенных устойчивыми социальными признаками безотносительно того, наблюдается или не наблюдается между ними непосредственная межличностная связь. Таковы понятия класса, профессии, нации, народа и т. д. Устойчивая социальная общность может характеризовать как большие, так и малые группы людей. К последним относятся семья, учебный или производственный коллектив и т. д.[11] Общность как духовная солидарность. Наряду с обозначением факта принадлежности к устойчивым социальным группам понятие общности употребляется и для характеристики внутренней духовной солидарности общающихся, которая может наблюдаться или не наблюдаться в достаточной степени в рамках устойчивых социальных общностей, объединенных теми или иными признаками принадлежности: профессиональной, национальной, политической, идеологической, родовой, этнической, земляческой и т. д. В таком случае принято говорить о степени внутренней симпатии, сплоченности и взаимопонимания между общающимися членами группы или между людьми, принадлежащими к одной социальной группе. Понятию внутренней, духовной общности соответствует чувство " мы" и развитое самосознание групповой принадлежности, связанное с осознанием специфических особенностей, интересов и ценностей данной группы. Общность как взаимопонимание. Особой формой общности, выражающейся во взаимопонимании людьми друг друга, является устойчивая духовная связь между двумя индивидами. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуальности другой индивидуальностью, что достигается только при условии постоянного контакта, высокого уровня психофизической совместимости, знания друг друга и взаимного доверия. Значимость такой формы общности как абсолютного взаимопонимания бесспорно велика, поскольку она открывает большой простор для самовыражения и самоутверждения индивидуальности. Именно в этой связи можно понять и смысл фейербаховс-кой идеи о духовном, интимном контакте между " Я" и " Ты". Идея значимости духовного, интимного контакта как единственного способа сохранения и проявления индивидуальности в еще большей мере характерна для всей философии экзистенциализма. Общность и чувство " Мы". Разумеется, из трех основных значений понятия общности возможны различные сочетания этих смысловых нагрузок, которые дают еще более конкретную картину реальной общности. Так, очевидна, например, принципиальная возможность существования таких случайных и недолговременных общностей, которое сопровождается достаточно глубоким внутренним контактом, чувством " мы" и развитым самосознанием групповой принадлежности. Точно так же и в рамках устойчивых социальных групп (профессиональных, классовых, политических, производственных, учебных и т. д.) возможна различная степень представленности группового самосознания. В таком случае принято говорить о развитом или неразвитом классовом или национальном самосознании и т. п. Из сказанного следует, что понятие общности в одном смысле может не совпадать целиком с понятием общности в другом значении.
|