![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обработка результатов. Шкала № вопроса (подсчет только ответов «да») А - Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82
Шкала № вопроса (подсчет только ответов «да») После подсчета суммарных «сырых» баллов по каждой шкале экспериментатор может сравнить их со средненормативными показателями по выборке стандартизации (x ± стандартное отклонение) или по таблице процентилей перевести «сырые» баллы в процентильные оценки и определить условное место испытуемого в выборке стандартизации. Для сравнения показателей двух групп необходимо подсчитать средние баллы и стандартные отклонения по каждой шкале в обеих группах и затем оценить статистическую значимость различий с помощью критерия Стьюдента.
Числа степеней свободы 102; 106 * p < 0.001
Методика «Способы зашиты» Е. Б. Ковалевой [37, с. 33-38] Методика предназначена для определения защитной стратегии детей дошкольного возраста. Позволяет выявить способы защиты, наиболее часто используемые ребенком и воспринимаемые им в поведении других людей. Используются 30 картинок с изображением животных в двух состояниях: в нейтрально-спокойном и в момент защиты. Данная методика с использованием моделей поведения животных учитывает, что ребенку дошкольного возраста легче перенести на себя модель поведения другого, в частности животного, чем определить и обозначить модель собственного поведения. Имеющийся запас знаний об особенностях поведения животных в природе и возможность соотнесения модели действия животного с действиями человека, позволяет достаточно точно и объективно делать выводы о предпочитаемых и реально используемых способах защиты. Одни животные используют однозначно активные или пассивные способы защитного поведения, другие – многообразные способы. Например, лев, змея, крокодил всегда открыто агрессивны; улитка, бабочка – пассивны, а заяц защищается тремя способами: бегством, затаиванием, агрессией (от трусости, когда пег выхода накопившемуся напряжению и страху, заяц нападает на врага). Страус спасается бегством или перцептивной отрешенностью, пряча голову в песок, наивно полагая, что угроза исчезла. Наиболее хитрые и рациональные животные – лиса и кошка активно приспосабливаются к среде и управляют агрессором, избирательно относятся к другим и часто провоцируют врага на поведение, необходимое им самим в данный момент. Не проста и мышь. Она воспринимается как слабое, незначительное, робкое, подавляющее свои желания существо. Но в ее поведении имеют место вытеснение и временное затаивание, которое выплескивается в «мелких пакостях», в достижении более доступных целей. Особенно следует выделить хамелеона, который активно приспосабливается к ситуации, изменившимся условиям, меняя при этом окраску тела. Картинки были сгруппированы по преобладающему способу защитного поведения. Активные способы защиты: q агрессия (лев, крокодил, змея, волк), q управление (контрвоздействие) (лиса, кошка, паук), q перцептивная защита (игнорирование) (страус). Пассивные способы защиты: q уход (избегание) (страус, ящерица, заяц, мышь), q блокировка (черепаха, улитка, еж), q замирание (бабочка, хамелеон, заяц). Способы защиты, измеряемые данной методикой, раскрыты в первой главе. Инструкция: « Посмотри, как много у меня картинок. Разложи их на столе. Ты знаешь этих животных? Назови. Ты заметил, что здесь две картинки с крокодилом, черепахой, страусом и другими животными? Они одинаковые? Чем отличаются? (Один спокойный, а другой злой или испуганный). Поведение людей очень похоже на поведение животных и внешне, и по характеру. Как мы говорим о лисе? О зайце? О крокодиле? А о человеке можно так сказать: - «Хитрая как лиса», «Тихая, как мышка», «Злой, как крокодил?» Примерные вопросы к беседе с ребенком: 1. Когда ты находишься в детском саду, на какое животное ты похож? Почему? (ребенок выбирает и мотивирует). 2. Когда ты приходишь домой, на кого становишься похожим? Как ты это объяснишь? 3. Если ты гуляешь во дворе с друзьями, с кем из животных тебя можно сравнить? 4. Подумай и выбери, на кого из этих животных больше всех похожа твоя мама? 5. Какое животное больше всего подходит папе? 6. С кем ты сравнишь свою воспитательницу? 7. Когда тебя обижают, унижают, на кого ты становишься похожим? 8. Когда тебе страшно, с кем тебя можно сравнить? 9. Когда тебя хвалят, как ты себя ведешь? Вопросы варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Беседуя с ребенком по картинкам, выявляется модель поведения какого животного наиболее близка ребенку в разных ситуациях. Таким образом определяется отношение ребенка к ситуации детского сада, семьи и свободного общения; фиксируются представления ребенка о своих родителях, педагогах и значимых близких; выявляются особенности рефлексии ребенка на воздействия; определяется стратегия защитного поведения.
|