![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефлексивных умений педагогов А. А. Семеновой
«Я-концепция» и рефлексивные умения педагогов исследуется посредством нестандартизированного самоотчета с последующим контент-анализом (модификация методики «Кто Я?» М.Куна и Т. Мак-Партланда). Профессиональная самооценка личности изучается с помощью процедуры ранжирования. Испытуемым предлагается набор из 20 качеств личности, которые нужно было проранжировать дважды: по степени ценности данного качества, по степени выраженности данного качества у самого испытуемого. При обработке результатов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции между ранжировкой «идеальный человек» и «Я». Коэффициент сравнивается с психодиагностической шкалой и характеризует профессиональную самооценку личности.
Основные принципы обработки текстов испытуемых приведены выше в методике «Диагностическая процедура для изучения образа тела» А.А.Семеновой. И) Проранжируйте приведенные ниже качества дважды: 1. Каким в вашем представлении является идеальный педагог. Первый ранг (место) занимает качество, наиболее необходимое, по-вашему мнению, педагогу, последний ранг – наименее важное для педагога, а между ними – в порядке убывания. 2. Проранжируйте эти же качества по степени их выраженности у вас лично. Первый ранг (место) занимает качество, наиболее развитое у вас, последний ранг – наименее развитое у вас, а между ними – в порядке убывания.
Процедура обработки результатов приведена выше в описании методики для изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования.
Методика «Родительское сочинение» [6, с. 240-242]
Методика предназначена для выявления особенностей восприятия ребенка родителем. Методика может быть полезной для понимания детерминант формирования самосознания ребенка. Родителю предлагают написать сочинение «Мой ребенок». Инструкция: «Уважаемый (И. О. родителя)! Вам необходимо Обработка и интерпретация данных. Анализ сочинений осуществляется последующим показателям: 1. Объем сочинения (количество предложений по отношению к среднему в выборке). 2. Степень увлеченности рассказом о ребенке. 3. Насколько по тексту прослеживаются симпатия – антипатия, близость к ребенку – отдаленность от него, уважение – неуважение. 4. Степень принятия поступков, дел, действий, поведения ребенка. 5. Употребление имени ребенка, ласкательных слов, суффиксов. 6. Степень смягчения или оправдания негативных черт в характере ребенка. Объем сочинения 30 и более предложений свидетельствует о заинтересованном отношении родителя к своему ребенку. На симпатию, принятие ребенка родителем указывают: 1. развернутая форма сочинения; 2. употребление имени ребенка, социальной роли в семье («дочь, сын»), ласкательных слов, суффиксов; 3. показатель увлеченности, который в рассказе возрастает с увеличением предоставляемой информации о ребенке; 4. благожелательное отношение к делам, поступкам, внешнему виду ребенка. Об антипатии, неприятии ребенка родителем можно говорить, когда в сочинении прослеживается: 5. негативное отношение к внешности ребенка (неодобрение по поводу прически, внешнего вида); 6. утрирование отрицательных черт ребенка, неблагожелательное отношение к его мыслям, чувствам, поступкам; 7. раздражительность по поводу динамических черт поведения, отношения к взрослым. Об уважении к ребенку свидетельствуют: 8. положительное отношение к занятиям ребенка и его увлечениям; 9. отношение к ребенку как к равному; 10. одобрение поступков, удовлетворенность сделанными ребенком делами, действиями, поведением; 11. смягчение или оправдание негативных черт в характере ребенка. На неуважение ребенка указывают: 12. отрицание способностей ребенка, наличия у него интеллектуальных перспектив; 13. отрицание прав ребенка, занижение его возможностей, властвование над ним; 14. центрация на слабости, несамостоятельности ребенка, социально-неодобряемой деятельности. Близость в отношении к ребенку прослеживается, когда в сочинении наблюдаются такие характеристики: 15. ощущение родственности, выражения типа «мы», «наш», «нам»; 16. хорошее знание собственного ребенка: развернутое описание свойств личности, его любимых занятий (игр, книг, увлечений, фильмов); 17. употребление прямой речи, беспокойство за настоящее и будущее ребенка; 4) оправдание ребенка, нивелирование его недостатков. На отдаленность в отношениях с ребенком указывают следующие показатели: 18. отстранение, незнание родителями забот, проблем ребенка; 19. взгляд на ребенка с позиции ориентации на жестко регламентированные социальные нормы и отвержение индивидуальных темпов и форм развития; 20. сравнение своего ребенка с другими детьми и чаще в невыгодном для него ракурсе; 21. описание ребенка по описанию его других; 22. противопоставление «он» – «мы», формальное описание ребенка, его характерных особенностей, личностных черт; 23. «сухость», сжатость в описании интимной жизни ребенка, постоянное неупотребление имени ребенка. Полученные на основе сочинения данные сопоставляются с результатами других методик с целью выявления меры согласованности полученной информации об отношении родителя к ребенку.
|